Государственный Академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова

Московская область, Москва
127473, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 3
на карте

Среди многочисленных культурно-исторических, духовных богатств России имя Сергея Владимировича Образцова и созданного им Государственного Академического Центрального театра кукол знакомо каждому россиянину, а слава — гремит по всему миру. Бесспорным фактом является и то, что Театр Образцова — бесценное российское национальное достояние. За время существования театра его посетили миллионы детей и взрослых, десятки глав государств и правительств разных стран, сотни выдающихся деятелей искусства, культуры, науки. Среди них: Жерар Филип, Ив Монтан, Софи Лорен, Индира Ганди, Эдвард Кеннеди и т. д. Академический Центральный Театр кукол был создан при Центральном Доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 12 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства, актер, режиссер, художник, литератор — Сергей Владимирович Образцов. Народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий С. В. Образцова (1901-1992 гг.) знали, любили и помнят миллионы людей не только в России, но и во многих странах мира. Его «Образцовские» куклы с восторгом встречали и до сих пор встречают в сотнях городов на всех континентах. Благодаря Театру Сергея Образцова, в Российской Федерации, странах СНГ, «ближнего» и «дальнего» зарубежья в двадцатом веке возникла целая система, культура, сеть государственных профессиональных театров кукол, которые создавались на основе того эталона, которым являлся ГАЦТК им. С.В. Образцова. Будучи законодателем уровня актерского, режиссерского, художнического, технического исполнения, Сергей Владимирович Образцов и его Театр фактически создали мировой профессиональный театр кукол в том его виде и качестве, который существует ныне в российской и зарубежной театральной культуре. Достижения, находки, направления, методики, традиции, спектакли, пьесы, возникшие в Театре Образцова переносились в другие театры бывшего Советского Союза, — областные и городские, а также многие зарубежные театры кукол. В результате поистине титанической работы этого Мастера — одного из самых известных деятелей российской и мировой культуры двадцатого столетия, возник и продолжает жить феномен Государственного Академического Центрального театра кукол — Дома Сергея Образцова. Он вырастил и воспитал здесь несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, сценографов, художников, мастеров-кукольников и драматургов театра кукол, многие из которых и сегодня работают в театрах нашей страны, в десятках стран мира. 5 июля 2001 года исполнилось 100 лет со дня рождения Сергея Владимировича Образцова. 16 сентября 1931 года — «театр Образцова» родился по инициативе Дома Художественного Воспитания Детей, но творческое «кредо» нового театра, помимо воспитательно-педагогических задач, включало следующий пункт: «ГЦТК должен стать театром-лабораторией, движущим вперед развитие кукольного жанра». Ни скудность материальных средств, ни отсутствие собственной сценической площадки не помешали экспериментам небольшого коллектива из двенадцати человек под руководством Сергея Образцова. Зрители ежегодно знакомились с двумя, а то и тремя новыми постановками молодого театра. Машина с надписью «ГЦТК» развозила актеров с куклами по московским дворам, школам, паркам, домам культуры. Театр использовал традиционные формы представлений — в труппу были специально приглашены последние «могикане» ярмарочного балагана, последние актеры народного кукольного театра — петрушечник И.А. Зайцев, разыгрывавший вместе с женой А.Д. Тригановой марионеточный спектакль «Цирк на сцене». Настоящей премьерой молодого театра 17 апреля 1932 года стал агитационный спектакль «Джим и Доллар» (художник Т. Александрова) — по пьесе, специально написанной А. Глобой для труппы. Так театр начал поиски своего репертуара, создавая оригинальные конструкции кукол и сценического оформления, свободно варьируя стилистику спектаклей — от агитационного спектакля до народной сказки. Пронизанный карнавально-сказочной атмосферой спектакль «По щучьему велению» (художники С. Образцов и В. Терехова), поставленный в 1936 году, — с уникальной конструкцией круглой ширмы — многие театроведы восприняли «главным кукольным спектаклем ХХ века», применяющим мейерхольдовские открытия. Спектакли театра кукол восхищали зрителей живым артистизмом и новаторской изобретательностью. За несколько лет театр становится настолько популярным, что в 1937 году правительство решает предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. Театр к тому времени не только пополнил свои штаты, но и создал собственный музей, впоследствии ставший уникальной сокровищницей кукол. В 1940 году театр ставит «Волшебную лампу Аладдина» — самый красивый спектакль театра, завораживающий волшебством чудесных превращений, восхитительной красочностью и выразительностью грациозных кукол (художник Борис Тузлуков). Впоследствии Сергей Образцов назовет эти три спектакля «Чайками» своего кукольного театра. «Традиционным путем» — в результате эксперимента — возник в 1946 году самый знаменитый шедевр Мастера кукольных дел, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, — сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт», широко использующее пародийные возможности кукол (художники В. Андриевич и В. Терехова). Сатирический жанр был освоен театром еще в годы войны, когда группы актеров ГЦТК выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам «Фронтовую программу» из пародийных скетчей на политические темы. После войны театр продолжал работу в Москве, одновременно расширяя гастрольную деятельность. Под непосредственным влиянием гастролей ГЦТК были созданы государственные кукольные театры в ряде стран — Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии… С 1956 года театр Образцова — постоянный участник международных кукольных фестивалей, проводимых под эгидой УНИМА. В 1970 году театр переезжает в новое здание на Садовом кольце — архитектурный комплекс, являвшийся эталоном для всех стационарных театров кукол мира (сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие «окружить» зрителя куклами, «бегающий» звук). Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали «визитной карточкой» театра. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных — сказочных персонажей — приветствуют под музыку «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Н. Богословского собравшихся перед театром. Все вместе животные появляются лишь дважды — в полдень и в полночь. Авторы часов — скульпторы Дмитрий Шаховской и Павел Шимес, механизм придумал Вениамин Кальмансон. Говорят, что театр начинается с вешалки, но театр Образцова начинается с …Музея театральных кукол. Зрители приходят в него задолго до начала спектакля и с интересом рассматривают уникальную коллекцию. Датой основания Музея принято считать 16 сентября 1937 года, когда театр расстался с «бродячей жизнью» и получил собственное здание на площади Маяковского, где было все необходимое для работы: зрительный зал, мастерские, помещения для репетиций, но, кроме того, — балкон в зале. Поскольку в кукольном театре зрительские места располагать на балконе нельзя, иначе виртуозная работа перестанет быть секретом для зрителей, то было решено расположить на отгороженном от зала балконе выставку кукол. Это были куклы создателей Московского профессионального кукольного театра Н.Я. и И.С. Ефимовых, куклы первых спектаклей ГЦТК, но самыми первыми перед зрителями предстали куклы и реквизит последнего бродячего кукольника России Ивана Афиногеновича Зайцева. Это были и марионетки из балаганного представления «Цирк на сцене», и персонажи народной кукольной комедии «Петрушка», и шарманка конца XIX века. Первым заведующим и активным собирателем Музея стал актер и режиссер театра Андрей Яковлевич Федотов. Выбор его на должность заведующего был более чем удачен. Знаток театра кукол и страстный коллекционер, Андрей Яковлевич стал собирать музейную коллекцию, которая могла бы отразить историю театра кукол в прошлом и настоящем. В музейной работе Андрея Яковлевича окружали увлеченные, влюбленные в кукол и театральное искусство люди, среди которых одно из ведущих мест занимает Всеолод Валерианович Курдюмов, долгое время бывший заместителем заведующего музеем. Выставка кукол, вскоре занявшая не только балкон, но и фойе театра, разумеется, вызывала все больший интерес и возрастающее количество вопросов со стороны посетителей. Сотрудники театра начали проводить экскурсии перед спектаклями, читать лекции по истории кукольного театра, участвовать в проведении конференций и семинаров. Благодаря общению с кукольниками на конференциях, гастролям по стране и зарубежью, в Музей стали стекаться материалы по театрам многих стран мира. За десятки лет Государственный академический Центральный театр кукол превратился в самый крупный мировой кукольный центр, с двумя зданиями на Садовом кольце столицы, двумя сценами, самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейшим в мире Музеем театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней, где нет ни одной копии — все подлинники, архивами бесценных документов, фотографий, фото-, видео-, аудио-, кино- фондов…

Оставить отзыв