Описание:

Потерянная святыня земли Муромской

      Многие жители и гости Мурома, гуляя сегодня в городском Окском парке, не предполагают, что находятся на том самом месте, где ранее на протяжении многих столетий стояла святыня Муромской земли – Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Древняя история этого Соборного храма малоизвестна. Пока не возможно установить точную дату его основания. Можно только предположить, что поставлен он был одним из Муромских князей, на территории княжеского двора в качестве домовой церкви во второй половине XII века. В последующем такой храм становился местом погребения князя, его родных.

     Впервые Собор упоминается в летописных сводах в 1228 году, как место положения благоверного Муромского князя Давида, крещенного  Петром, и его супруги Февронии. В этом случае, устроителями церкви могли быть  братья - князья Давид и Владимир.

      Достоверно не известно место погребения в 1174 году Муромского князя Юрия Владимировича. Если же предположить, что им была Рождественская церковь, тогда основателем храма можно считать этого князя. 

      Бесспорно то, что к началу XIII века церковь уже имела статус Собора,  так как мощи сына Юрия князя Петра с супругой Февронией были положены именно в ней. Данные проведенных археологических раскопок на территории Воеводиной горы, где находился храм, не противоречат обоим предположениям. Возможно, будущие исследования источников и археологические находки позволят установить точную дату основания Муромского Собора Рождества Богородицы.

       В дальнейшем судьба храма была такой же трагической, как судьба самого Мурома. Собор был разрушен татарами в XIII веке, и возведен, на прежнем месте в середине XIV века Муромским князем Юрием Ярославовичем, укрепившим город и поставившим там свой двор. Доподлинно не известно, сколько раз на протяжении XIV-XV веков восстанавливался Собор после пожаров и разрушений, являясь, все это время духовным центром Муромского края. Поэтому в середине пятнадцатого столетия именно в нем Святой Иоанн, архиепископ Рязанский и Муромский принял на свою епитрахиль с рук князя Ивана Ряполовского, детей великого князя Василия Темного, Иоанна и Юрия, спасавшихся от преследования своего дяди Дмитрия Шемяки. В дальнейшем, Иван Васильевич, став Великим князем Иваном III, помня о своем избавлении, молился в Соборе над мощами Муромских чудотворцев.

       К середине XVI века за Рождественским Собором закрепилось звание епархиального центра Муромской земли. В 1552 году, во время похода на Казань, в нем молился и просил помощи у Муромских святых в походе на «супостатов», царь Иван Грозный. Возвратившись из Казани в Москву, он повелел построить вместо деревянного, каменный Соборный храм, а так же пожаловал Собору в вотчину в Муромском уезде сельцо Ново c деревнями и пустошами.

     Так во второй половине шестнадцатого столетия на территории  Муромского кремля среди деревянных осадных дворов возвысился трехглавый каменный Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

      В последующем в 1597 году царь Федор Иванович подтвердил вотчинные права Собора на земли, данные отцом, и пожаловал дополнительно храму «на ладан, на вино церковное и на прасфиры» луга по реке Оке.

      Первые подробные описания Собора относятся лишь к первой половине XVII века. В то время на территории уже  обновленного кремля. располагалась «Соборная церковь Рождества о трех верхах с папертью, паперть каменная … в приделе верховных апостол Петра и Павла, да в том же приделе лежат Муромские чудотворцы благоверный князь Петр и княгиня Феврония». В ней же образ местной Пречистой Богородицы в киоте, у киота, на затворах праздники Богородицы да Муромских чудотворцев на золоте, поставлен тот образ блаженной памяти царя Ивана Васильевича». Перечисление всех образов и церковной утвари, находящихся в храме займет много времени.

        «Под  соборною церковью имелись две палатки, а в которых хранили всякий городовой наряд: пушки и ядра железные и каменные, свинец и зелье». По всей видимости, его подвалы считались самым надежным местом на территории Муромского кремля. Рядом с храмом в колокольне были установлены 4 колокола. Большой колокол звонницы был слышан на двадцать верст вокруг. В конце XVIII века именитый московский гражданин, надворный советник и градской голова Василий Яковлевич Жигарев устроил в Соборе раку для сохранения мощей благоверных князя Петра и княгини Февронии.

       К XIX веку Собор уже был без приходной и содержался  исключительно на доходы от продажи свечей, на кружечный и тарелочный сбор. Благолепие его во многом зависело от расположения старосты, избираемого Городской Думой.

       В девятнадцатом столетии Собор посещали некоторые величественные особы. Так в 1812 году архиепископ Августин, бывший в Муроме с иконами Владимирской Пресвятой Богородицы и Иверской, возносил здесь молитвы об освобождении Москвы от врагов. В  1837 году в  храме  на службе был император Александр II, будучи в то время еще наследником.  В память об этом посещении в 1887 году императором Александром III храму был пожалован венок с могилы Александра II.  В это время храм находился уже в полуразрушенном состоянии. Приблизительно в середине XIX века была проведена его  реконструкция. Капитальная реставрация храма проводилась на добровольные пожертвования церкви, обществ и граждан. Всего было собрано 34394 рублей. Крупнейшие пожертвования сделали П.С. Зворыкин, М.Е. Ермакова, А.К. Киселева, Муромское купеческое и Муромское мещанское общества. После реконструкции Собор превратился в красивое здание Византийского стиля, длиною 12 сажень и шириною 7 сажень, увенчанное пятью главами с позолоченными на них четырехконечными крестами. Внутри собор был очень благолепен. Четыре массивных каменных столба поддерживали его своды. Свет в храм попадал через 19 окон, расположенных в 2 ряда в четверике и через 38 оконцев, расположенных в куполах. Под средним куполом на балансе висело массивное паникадило с 40 свечами. Стенной живописи в Соборе не было. Пятиярусный, позолоченный иконостас размещал 62 иконы старинного письма.

     XX век оказался судьбоносным для храма. В конце 20-х годов  этого века в Муроме решалась судьба нескольких храмов, в том числе Собора Рождества Пресвятой Богородицы. К этому времени городские власти уже решили его закрыть, но в защиту храма высказывались прихожане. В начале 30-ых годов местные власти предложили перевести в его здание Муромский музей. Тогда музей категорически возражал против перевода в Собор, ссылаясь на недостаток места и плохие условия в храме для хранения музейных экспонатов. Поэтому на государственном уровне было решено пока оставить «здание церкви Богородицкого Собора в пользование верующим». В течение последующих лет храм продолжал разрушаться. Ни какие работы по его восстановлению не производились. К тому же в 1933 году, при съеме колоколов на металлолом, были нанесены значительные повреждения колокольне и самому храму. Судьба Собора была решена в 1939 году, когда городской Совет решил его сломать. Уже в следующем году от храма не осталось ни чего, кроме воспоминаний.

     С разрушением храма погасли надежды на дальнейшие исследования истории Собора, и возникло опасение того, что на многие вопросы, касающиеся его и истории города, не будет получено ответов. Например, когда же в Муроме было построено первое каменное храмовое строение? В середине XVI века, или же несколькими столетиями раньше? В 1873 году, при проведении археологических исследований на территории Собора были обнаружены обломки каменных колонн и капителей, носящих следы XII века. Возможно это остатки каменного храма стоящего в то время в городище на Воеводиной горе. Если это предположение будет подтверждено, то потребуется переосмысливание некоторых, известных сегодня описаний древней истории Мурома.

     В 1999 году в Окском парке на том самом месте, где стоял Собор, был поставлен памятник воину-иноку преподобному Илье Муромцу.    

Соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы должен остаться в памяти и душах Муромцев. Расположенный, в кремле на Воеводиной горе, возвышающейся над рекой Окой, он был величественным храмом нашего города, пережившим с ним все радости и печали. Многие века со звоном большого колокола Соборной звонницы начинался перезвон колоколов всех Муромских храмов. На протяжении этих веков Собор объединял жителей города и его окрестностей в светлые праздники, в борьбе с врагом, и являлся духовным центром для многих поколений Муромцев.


Комментировать