Продолжительность: 2-6 часов

Описание:

Еврейский Амстердам

Иерусалим Европы — так называли Амстердам, где с конца XVI века начинается история еврейской диаспоры.

Сплетение истории Испании, Нидерландов, золотой век Амстердама, реформа церкви, философские течения протестантизма и иудаизма, интереснейшие выдающиеся представители науки и искусства — об этом мы будем говорить во время путешествия по Еврейскому кварталу.

Первая волна евреев беженцев из Португалии и Испании появилась в Амстердаме в 1580 году. Северные Нидерланды восстали против испа Еврейский Амстердам

Сплетение истории Испании, Нидерландов, золотой век Амстердама, реформа церкви, философские течения протестантизма и иудаизма, интереснейшие выдающиеся представители науки и искусства — об этом мы будем говорить во время путешествия по Еврейскому кварталу.

Первая волна евреев беженцев из Португалии и Испании появилась в Амстердаме в 1580 году. Северные Нидерланды восстали против испанского господства, что привело к падению Антверпена и полному переходу города в руки испанцев. С этого момента, благодаря экономическому расцвету и толерантности Амстердам и Гамбург местами, куда едут евреи.

В конечном итоге, Амстердам становится центром португальских евреев сефардов, среди которых были прежде всего еврейские купцы. Толерантность и свобода вероисповедания привлекали сефардов. Утрехтская Уния 1597 года декларировала, что никто не может преследоваться на основе вероисповедания. Подобной свободы для евреев невозможно было найти нигде в Европе.

Португальская Синагога Амстердама, построенная по проекту архитектора Элиаса Баумана, должна была согреваться человеческим дыханием и освещаться 613 свечами. Архитектор любил повторять, что в своем проекте он следовал ветхозаветным описаниям храма царя Соломона. Так и осталось по сей день: в синагоге, построенной по Иберийским традициям (так было в Андалузии и Лиссабоне!) на деревянных скамейках, которым около 350 лет, чувствуешь связь времен.

Из двух больших и двух маленьких синагог ашкенази, соединенных современными перехолами, в 1960 годы был сделан музей Еврейской истории.

Раби португальской синаги Менаше бен Израэль (1604 — 1658), родился в Лиссабоне и происходил из рода дона Ицхака Абраванеля, духовного главы евреев Испании в изгнании. Когда Менаше было 10 лет его семья бежала из Португалии в Амстердам. В Амстердаме Менаше возглавил еврейскую общину Неве Шалом, писал книги по иудаизму, основал еврейскую типографию, дружил с Рембрандтом. Долгое время Менаше провел в Бразилии, где возглавил общину марранов (католиков без веры и иудеев без знаний). В Англии Менаше встречался с Оливером Кромвелем, позже вел с ни переписку.

Спиноза Барух был сыном португальских евреев, бежавших в Амстердам.

В конце XVIII века еврейский квартал Амстердама процветал, в нем жили банкиры, биржевые маклеры, адвокаты, торговцы, фармацевты. Сказочно разбогатевшие на алмазной лихорадке владельцы алмазных фабрик начали строить виллы в соседнем районе Плантаже.

Еврейская широкая улица, в начале которой жил Рембрандт, а в конце Спиноза, ведет к Португальской Синагоге и 4 Синагогам ашкенази, и затем к Еврейскому театру и музею сопротивления.

Аврахам Тушинский — еврей польского происхождения — архитектор «Храма Искусства и Развлечения» — кинотеатра Тушинского, недалеко от площади Рембрандта. Кинотеатр включает в семя элементы стилей арт деко и амстердамской школы. Великий архитектор, подаривший Амстердаму самый красивый кинотеатр, погиб в Освенциме в 1942 году.

Еврейский квартал Амстердама, где проживало около 90 тысяч евреев, был уничтожен нацистами за два года. История еврейского гетто, дневники Анны Фран, Еврейский театр и музей Сопротивления, монументы памяти Холокоста, — то, что напоминает нам сегодня об этих страшных временах. Нескончаемая очередь желающих посмотреть место укрытия Анны Франк, никогда не заканчивается.

А в Еврейском театре, где сконцентрирована вся боль и ужас произошедшего, необычная выставка о детях, спасенных Вальтером Зускиндом. Около 600 детей были вынесены в корзинках и сумках из Еврейского театра, чтобы спасти от отправки в лагеря смерти.

Но как надо благодарить Провидение, что сохранилась Португальская Синагога и ее сокровищница и библиотека Бет Хаим с богатейшим собранием сефардских текстов, сохранились синагоги ашкеназов.

Мокум — так называли и называют Амстердам. На идиш это обозначает — «местечко», «тихая гавань». Португальская Синагога должна была согреваться человеческим дыханием, а наберется ли столько после Холокоста?

8 трамвай, проходивший через восток Амстердама, через еврейский квартал, опустел. После войны еврейский квартал полностью изменился. И 8 трамвая больше в городе нет.

Не надо бояться боли! Пройдя по знаковым местам еврейского квартала, узнав про выдающихся и обычных людей в нем живших, об их жизни и расцвете, об уничтожении, — меняются представления о человеческой истории.

И там, где нет людей, постарайся быть человеком. (Талмуд, «Пиркей Авот».)

Даже самый ужасный конец — это не более, чем начало. (Даниэль бен Александр)

нского господства, что привело к падению Антверпена и полному переходу города в руки испанцев. С этого момента, благодаря экономическому расцвету и толерантности Амстердам и Гамбург местами, куда едут евреи.

В конечном итоге, Амстердам становится центром португальских евреев сефардов, среди которых были прежде всего еврейские купцы. Толерантность и свобода вероисповедания привлекали сефардов. Утрехтская Уния 1597 года декларировала, что никто не может преследоваться на основе вероисповедания. Подобной свободы для евреев невозможно было найти нигде в Европе.

Португальская Синагога Амстердама, построенная по проекту архитектора Элиаса Баумана, должна была согреваться человеческим дыханием и освещаться 613 свечами. Архитектор любил повторять, что в своем проекте он следовал ветхозаветным описаниям храма царя Соломона. Так и осталось по сей день: в синагоге, построенной по Иберийским традициям (так было в Андалузии и Лиссабоне!) на деревянных скамейках, которым около 350 лет, чувствуешь связь времен.

Из двух больших и двух маленьких синагог ашкенази, соединенных современными перехолами, в 1960 годы был сделан музей Еврейской истории.

Раби португальской синаги Менаше бен Израэль (1604 — 1658), родился в Лиссабоне и происходил из рода дона Ицхака Абраванеля, духовного главы евреев Испании в изгнании. Когда Менаше было 10 лет егог семья бежала из Португалии в Амстердам. В Амстердаме Менаше возглавил еврейскую общину Неве Шалом, писал книги по иудаизму, основал еврейскую типографию, дружил с Рембрандтом. Долгое время Менаше провел в Бразилии, где возглавил общину марранов (католиков без веры и иудеев без знаний). В Англии Менаше встречался с Оливером Кромвелем, позже вел с ни переписку.

Спиноза Барух был сыном португальских евреев, бежавших в Амстердам.

В конце XVIII века еврейский квартал Амстердама процветал, в нем жили банкиры, биржевые маклеры, адвокаты, торговцы, фармацевты. Сказочно разбогатевшие на алмазной лихорадке владельцы алмазных фабрик начали строить виллы в соседнем районе Плантаже.

Еврейская широкая улица, в начале которой жил Рембрандт, а в конце Спиноза, ведет к Португальской Синагоге и 4 Синагогам ашкенази, и затем к Еврейскому театру и музею сопротивления.

Аврахам Тушинский — еврей польского происхождения — архитектор «Храма Искусства и Развлечения» — кинотеатра Тушинского, недалеко от площади Рембрандта. Кинотеатр включает в семя элементы стилей арт деко и амстердамской школы. Великий архитектор, подаривший Амстердаму самый красивый кинотеатр, погиб в Освенциме в 1942 году.

Еврейский квартал Амстердама, где проживало около 90 тысяч евреев, был уничтожен нацистами за два года. История еврейского гетто, дневники Анны Фран, Еврейский театр и музей Сопротивления, монументы памяти Холокоста, — то, что напоминает нам сегодня об этих страшных временах. Нескончаемая очередь желающих посмотреть место укрытия Анны Франк, никогда не заканчивается.

А в Еврейском театре, где сконцентрирована вся боль и ужас произошедшего, необычная выставка о детях, спасенных Вальтером Зускиндом. Около 600 детей были вынесены в корзинках и сумках из Еврейского театра, чтобы спасти от отправки в лагеря смерти.

Но как надо благодарить Провидение, что сохранилась Португальская Синагога и ее сокровищница и библиотека Бет Хаим с богатейшим собранием сефардских текстов, сохранились синагоги ашкеназов.

Мокум — так называли и называют Амстердам. На идиш это обозначает — «местечко», «тихая гавань». Португальская Синагога должна была согреваться человеческим дыханием, а наберется ли столько после Холокоста?

8 трамвай, проходивший через восток Амстердама, через еврейский квартал, опустел. После войны еврейский квартал полностью изменился. И 8 трамвая больше в городе нет.

Не надо бояться боли! Пройдя по знаковым местам еврейского квартала, узнав про выдающихся и обычных людей в нем живших, об их жизни и расцвете квартала, о его уничтожении, — меняются представления о человеческой истории.

И там, где нет людей, постарайся быть человеком. (Талмуд, «Пиркей Авот».)

Даже самый ужасный конец — это не более, чем начало. (Даниэль бен Александр)


Оставить отзыв