​Покровская церковь Переславля-Залесского.
     Церковь Покрова Богородицы любят многие переславцы. Не только потому, что она изящна и находится совсем неподалеку от центральной городской части. Эта церковь, построенная в ХVIII веке, до нашего времени частичносохранила старинное внутреннее убранство, так как в ХХ веке не закрывалась, как все остальные храмы города. Однако десятки советских лет Покровский  храм находился под пристальным вниманием местных властей. В свое время в Переславле с одной единственной действующей церковью была созданацелая комиссия «по соблюдению советского законодательства о религиозныхкультах». В ее состав входили 7 человек, а возглавлял секретарь  Горисполкома. Они изучали формы и методы работы церковников, их влияние на население и особенно на молодежь. Каждый член комиссииполучал конкретное задание, и все они неизменно посещали Покровскую церковь. Кто-то из представителей присутствовал на службах, изучая «проповедническую деятельность священников», кто-то проверял жалобы и заявления граждан. Частенько проводились и проверки участников церковного хора – пенсионеров, обязанных сообщать о своих дополнительных доходах в отдел социального обеспечения. Находя нарушения, Горсовет принимал соответствующие меры.  Одно из таких выявили в начале 1968 года – священник допустил крещение новорожденного, родители которого, приехав в городскую церковь, оставили документы в деревне и не имели их при себе. Представители Горсовета детально рассматривали как количество совершенных священниками обрядов, так и расходы-доходыхрама.  Так, например, в 1974 году, кроме прочих необходимых затрат Покровская церковь отчислила 20000 рублей в фонд мира, 2000 – в общество охраны памятников и 3130 рублей на содержание исполнительного органа и ревизионной комиссии. Расходы храма едва покрывали его доходы, поступавшие, в основном, от продажи свечей. Постоянно и открыто посещатьцерковь во времена коммунистов и комсомольцев решались немногие.В те годы в Переславле работал Совет атеистов, его лекторы выступали на химическом заводе, фабрике «Красное эхо» и школах города. На научно-атеистические темы  ежегодно прочитывалось около 200 докладов. Именнов те десятилетия в формировавшийся веками и пошатнувшийся за последние полсотни лет быт православных людей внедряли новые «гражданские обряды» - ритуалы торжественной регистрации рождения детей и бракосочетания. Они совершенствовались: начало входить в обычай молодых пар после регистрации брака в ЗАГСе возлагать живые цветы к памятнику В.И. Ленина и обелиску погибшим в годы Великой Отечественной войны.     Проводимая работа должна была способствовать «снижению совершаемых религиозных обрядов». Тем не менее «обрядность и доходность церкви» постепенно росла. Так, в 1974 году в Покровской церкви Переславля согласно только официальной статистике обвенчались две пары, было окрещено 276 человек и по церковному обряду захоронено 142 человека. Однако 50 % всех крестившихся в тот год в Покровском храме составили жители других районов и областей. Некогда известный православный центр, Переславль и в те годы был привлекателен для верующих людей.    Немало  переславцев и паломников с теплотой вспоминают настоятеля храма протоиерея отца Иоанна (Белякова), отдавшего 35 лет своейжизни на бескорыстное служение в Покровской церкви и захороненного рядом с ней в 2003 году. Он, как и другие священники советских лет, заслуживают огромного уважения и даже восхищения, учитывая, в какое сложное, антирелигиозное время они воспитывались и затем поддерживали веру в народе.                                                                                                                    Наталья Ермакова, экскурсовод по Переславлю-Залесскому.
PersonalGuide Logo

     Церковь Покрова Богородицы любят многие переславцы. Не только потому, что она изящна и находится совсем неподалеку от центральной городской части. Эта церковь, построенная в ХVIII веке, до нашего времени частично
сохранила старинное внутреннее убранство, так как в ХХ веке не закрывалась, как все остальные храмы города. Однако десятки советских лет Покровский  храм находился под пристальным вниманием местных властей. В свое время в Переславле с одной единственной действующей церковью была создана
целая комиссия «по соблюдению советского законодательства о религиозных
культах». В ее состав входили 7 человек, а возглавлял секретарь  Горисполкома. Они изучали формы и методы работы церковников, их влияние на население и особенно на молодежь. Каждый член комиссии
получал конкретное задание, и все они неизменно посещали Покровскую церковь. Кто-то из представителей присутствовал на службах, изучая «проповедническую деятельность священников», кто-то проверял жалобы и заявления граждан. Частенько проводились и проверки участников церковного хора – пенсионеров, обязанных сообщать о своих дополнительных доходах в отдел социального обеспечения. Находя нарушения, Горсовет принимал соответствующие меры. 

Одно из таких выявили в начале 1968 года – священник допустил крещение новорожденного, родители которого, приехав в городскую церковь, оставили документы в деревне и не имели их при себе.

Представители Горсовета детально рассматривали как количество совершенных священниками обрядов, так и расходы-доходы
храма.  Так, например, в 1974 году, кроме прочих необходимых затрат Покровская церковь отчислила 20000 рублей в фонд мира, 2000 – в общество охраны памятников и 3130 рублей на содержание исполнительного органа и ревизионной комиссии. Расходы храма едва покрывали его доходы, поступавшие, в основном, от продажи свечей. Постоянно и открыто посещать
церковь во времена коммунистов и комсомольцев решались немногие.

В те годы в Переславле работал Совет атеистов, его лекторы выступали на химическом заводе, фабрике «Красное эхо» и школах города. На научно-атеистические темы  ежегодно прочитывалось около 200 докладов. Именно
в те десятилетия в формировавшийся веками и пошатнувшийся за последние полсотни лет быт православных людей внедряли новые «гражданские обряды» - ритуалы торжественной регистрации рождения детей и бракосочетания. Они совершенствовались: начало входить в обычай молодых пар после регистрации брака в ЗАГСе возлагать живые цветы к памятнику В.И. Ленина и обелиску погибшим в годы Великой Отечественной войны.     Проводимая работа должна была способствовать «снижению совершаемых религиозных обрядов». Тем не менее «обрядность и доходность церкви» постепенно росла. Так, в 1974 году в Покровской церкви Переславля согласно только официальной статистике обвенчались две пары, было окрещено 276 человек и по церковному обряду захоронено 142 человека. Однако 50 % всех крестившихся в тот год в Покровском храме составили жители других районов и областей. Некогда известный православный центр, Переславль и в те годы был привлекателен для верующих людей.

    Немало  переславцев и паломников с теплотой вспоминают настоятеля храма протоиерея отца Иоанна (Белякова), отдавшего 35 лет своей
жизни на бескорыстное служение в Покровской церкви и захороненного рядом с ней в 2003 году. Он, как и другие священники советских лет, заслуживают огромного уважения и даже восхищения, учитывая, в какое сложное, антирелигиозное время они воспитывались и затем поддерживали веру в народе.                                                                                                   
                 Наталья Ермакова, экскурсовод по Переславлю-Залесскому.

Комментировать