"Желание странствовать не профессия, а склонность души":  история о моем дедушке-путешественнике
Я держу в руках альбом, который пришел сегодня по почте из Германии. «Бавария. Июль 2018» написано на обложке аккуратным дедушкиным почерком. Я начинаю листать страницы с фотографиями, заметками и вырезками из газет, невольно окунаясь в воспоминания об ушедшем лете. 
PersonalGuide Logo

Я держу в руках альбом, который пришел сегодня по почте из Германии. «Бавария. Июль 2018» написано на обложке аккуратным дедушкиным почерком. Я начинаю листать страницы с фотографиями, заметками и вырезками из газет, невольно окунаясь в воспоминания об ушедшем лете.

Таких альбомов у нас дома несчитанное количество, мой дедушка – заядлый путешественник, объездивший практически весь мир. О себе он рассказывать не любит, говорит, что все подробно описал в своих мемуарах. Но даже в них скромно пишет о себе в третьем лице. Читаю:
 
«Родился Александр в 1934 году 20 ноября в старинном городе Самарканде.  Отец – простой конторский служащий. Мать – безграмотная женщина, испытавшая в девичьи годы много бед, которые принесла с собой революция и гражданская война. Жизнь у Александра была не из легких. В годы войны он получил ранение и наполовину потерял зрение. Он хорошо запомнил голодное, полу сиротское детство.
 
Со своей будущей супругой Елизаветой свел случай. Они полюбили друг друга с первого взгляда, стали мужем и женой после четырех недельного знакомства и вот уже пятьдесят четыре года живут вместе. Елизавета из семьи немцев, выселенных с их родных мест из-под Запорожья в Архангельскую область и только потом, после десяти лет как окончилась война, они смогли собраться по месту жительства старшего брата на Урале и переехать в Германию».
 
 
Вот уже двадцать второй год мои бабушка с дедушкой живут в Германии, в маленьком курортном городке Bad Oeynhausen. 
 
«Приезжая в гости в летний период, Александр старался подрастающих внучат свозить и показать уголки России, побывать на море, а позже стали выезжать в разные туры по странам Европы. Пусть это стоило хлопот, денег, но зато сколько впечатлений, восторгов, воспоминаний осталось в душе его внучат!»
 
Действительно, почти все мои самые яркие воспоминания из детства связаны с путешествиями: грязевой вулкан, сплав по реке, ночь в палатке под дождем, сложный подъем в горы... Горы – особенная тема для дедули.
 
 «У Александра в молодости было очень интересное хобби – ходить в горы, где он чувствовал себя, как дома. Его спрашивают:
 
 - Как случилось, что ты прикипел к горам?
 - Это получилось как-то само-собой. На работе мы часто с ребятами выезжали то в Ильмены, то к Таганаю, то в другие места Южного Урала. У меня были свои походные вещи – спальник, штормовка, рюкзак, палатка. Познакомившись с ребятами из областного клуба туристов, как-то враз закрутились сборы, походы на Тянь-Шань, Памир.
 
За что я полюбил горы? А разве любят за что-то? Просто мне там было хорошо. А еще, когда я возвращался, у меня душа была свежая, почти прозрачная. Я был не здоровяк, а хрупкий, как лампочка, и в таких тяжелейших испытаниях, как ночевка на леднике, восхождение на перевал, тяжесть рюкзака, давящая тебя к земле, — это все закаляло, давало силы почувствовать, что ты не хуже остальных накаченных мускулами товарищей по походу.
 
- Сколько вершин ты покорил?
 
- Ни одной. На них восходят альпинисты, а горные туристы идут, преодолевая перевалы, что ненамного легче, а порой может и сложнее. Мне приходилось проходить пятитысячники, а ночевку делать на 4600 метров.
 
- Как вы выбирали свои маршруты?
 
- Мы выбирали район, в котором еще не были, разрабатывали маршрут по карте – как пройти, чтобы увидеть все лучшее в этом районе. В областном клубе делали заявку и если комиссия давала «добро» на выпуск группы с ребятами, имеющими опыт прохождения горных троп, то отправлялись за романтикой, за очередными впечатлениями и на проверку себя на прочность, на выносливость.
 
Да, я сейчас стар и, конечно, очень скучаю по тем, с кем ходил в горы в России. В те годы я был готов идти в любой район в поход любой сложности, но с надежной преданной командой.
 
И еще скажу я вам: желание странствовать не профессия, а склонность души. Оно или есть, или этого нет. У кого нет, тому и не надо ничего менять. У кого есть, тот изменить ничего не может. Таких как я тянет добираться куда-то на поездах, в самолетах, часами простаивая в очередях за билетами, тащить непосильную ношу, спать на камнях в палатках, лезть по скалам в связке, готовить еду на костре или на примусе, в конце концов помочь товарищу снять «кошки» после многочасового перехода по леднику, когда они превращаются в ледяные шары, или помочь развязать холодными пальцами узел и снять веревку с карабина.
 
Это тяжелая работа. А еще есть такое понятие, как зов в дорогу. Это не потому, что у таких как я не все в порядке с «крышей». Просто, когда полон сил, энергии этот зов не дает жить в четырех стенах, спать, дышать, существовать, не делая ничего для души. Этот зов срывает «башню» по полной программе и считаешь дни до выезда, чтобы окунуться в чарующий мир других уголков планеты. 
 
А для меня, любителя горных путешествий, это было связано с обматыванием клювика ледоруба, упаковкой в целлофан еды, подгонкой под себя снаряжения. Готовишь фотоаппарат к напряженной работе – и в путь! В неведомые места!»
 
 
 
В свои 84 года дедушка продолжает путешествовать. Он говорит, что именно поездки и его жизнелюбие помогают сохранить тонус души и тела. И я, смотря на него, в это верю. Как и в то, что однажды и я смогу рассказать своим внукам, в каких невероятных местах нашей планеты остались мои следы. И дедушки, конечно.
 
 
«Больше двадцати лет как Александр оставил те места, но сердце его прикипело к ним и часто, сидя у окна, он мысленно проходит тот или иной маршрут, совершенный им в далекой молодости.
 
Природа гор мне снится часто, как будто вновь зовут туда
Где за палаткою виднеет их в белой шапке вышина.
Тропинка ленточкою вьется, речка горная шумит
Дым от костра клочьями рвется, мы у палатки сидим.
Сулят мне горы приют желанный, мне не страшны в пути обвалы
Иду плененный, теряясь в тучах, держась за ветер перед кручей.
К солнцу тянется даже вечно холодный ледник
Горы любят отважных, а отважные их.
Ледорубом льдину рубили. Льдина – синяя скала.
Вырубаются ступени, приближается мечта.
А под горными кручами эдельвейсы цвели
Вот сюда, выше облака, ноги нас занесли!
Их владенья расширились, как светло и легко!
Перед нами Россия далеко-далеко!
Как же горы нас манят, никто домой не спешит
Ведь в горах на просторе сердце вольно стучит.
Зовут утесы, пройду тропою. Крутых вершин коснусь рукою
Взгляну на небо и не однажды, а вниз сойду тропою отважных.
Приветливо вдаль манят зарницы. Горы как в сказке встают впереди.
Земля никогда не устанет кружиться, и ты никогда не устанешь идти.»
 
Текст: Александр Самохвалов/Юлия Витомскова
Фото: из личного архива автора
 
Комментировать