Отзыв о Челябинске. Часть 2

Челябинская область, Челябинск

Описание:
Время отдыха: апрель 2009

Челябинск - счастливый билет.
Часть вторая.

Кировка []
Представьте себя на огромной, окруженной монументальными сооружениями, площади Революции.
По проспекту Ленина движется непрерывный поток автомобилей. автобусов, троллейбусов. Спешат по своим делам пешеходы. Трамваи, почти \"в хвост\" друг другу, пересекают площадь. Обычная урбанистическая картина центра огромного мегаполиса.
Если, обойдя \"Главное здание города\". вы завернете за угол. то окажетесь на улице Кирова, в сердце исторического центра, главной улице старого Челябинска.
За поворотом приготовьтесь увидеть картину, совсем не похожую на ту, что у вас за спиной.
Несмотря на промышленный подъем конца девятнадцатого века и. связанный с ним. \"чисто американский рост\",, в целом Челябинск продолжал оставаться маленьким уездным степным городком. И центральная улица у него была соответствующая.
Несколько новых зданий - торговый дом Валеева. Государственный банк. торговый дом Яушева - конечно выделялись своей претензией на \"столичность\". Но на облик главной улицы не повлияли.
Начавшаяся в 1927 году, индустриализация. тоже не изменила статус, теперь уже не Уфимской. а Кировской. Новый \"имперский\" центр еще находился в стадии проектирования и частично, строительства. Проекты были такими гигантскими. что об их завершении в ближайшее время не могло быть и речи. А жизнь продолжалась.
В 1934 году Челябинск становится центром одной из крупнейших областей Советского Союза. Положение обязывает. На главной улице областного центра появляются несколько новых общественных зданий, в том числе комплекс Главпочтамта. Обустраивается квартал, примыкающий к площади Революции. На месте снесенного Христорождественского Кафедрального собора начинается возведение монументального здания Театра оперы и балета, проекта, просто немыслимого в старом Челябинске. Строится еще несколько жилых зданий. Но при этом главная улица продолжает сохранять свой уездной, патриархальный вид, тем более, что почти все здания, постройки периода \"до\", были взяты под охрану государства.
Получалась странная картина. Находясь посреди архитектурного карнавала, где ведущую роль играл \"Сталинский ампир\", человек внезапно оказывался в другом измерении. Если последний квартал улицы Кирова хоть как - то поддерживал масштабы челябинского центра, то дальше начинался совсем другой город - исторический центр существовал как - бы сам по себе.
Так продолжалось до последнего времени.
Архитекторы предлагали множество вариантов реконструкции, но ни один из них не подошел. В конце концов, городские власти приняли весьма неординарное решение.
Для того, чтобы превратить улицу маленького провинциального городка, в равноправного партнера, полноправную часть центра гигантского мегаполиса, решено было... обратить все в шутку. На участке улицы Кирова от площади Революции до реки Миасс создается что - то вроде московского Арбата.
Подобного рода променады стали массово возникать по всей стране вслед за открытием в Москве в 1988 году реконструированного Арбата - одной из первых пешеходных улиц Советского Союза. Называли их чаще всего так же, как в Москве.
В Челябинске был объявлен конкурс, который еще раз подтвердил правильность политики городских властей в отношении сохранении названия улиц. Результаты голосования показали, что шутка горожанами принята, но имя улицы - дело серьезное.
Кировка - так теперь называется пешеходная зона в центре Челябинска. Она абсолютно не похоже на московский Арбат. \"Лицо\" Кировки - прежде всего это скульптурные композиции, непосредственно связанные со зданиями, перед которыми установлены. Именно они создают тот дружелюбно - шутливый тон, который лежит в основе концепции реконструированной улицы.
Если спускаться вниз от площади Революции, то первым нам встретится знакомое здание - Государственный банк, обком КПСС, а ныне - Законодательное Собрание. Перед ним - веселая фигурка крестьянина, изучающего свод Законов.
Следующий по этой стороне - солидный двухэтажный дом, построенный в 1910 году и известный тем, что здесь в том же году открылся первый в Челябинске кинотеатр, существующий до сих пор.
Перед \"Альфа - банком\" - еще одна скульптура - попрошайки. А, если серьезно - здание банка - образец приоритетов \"новых русских\", в данном случае банкиров. Этот дом, несмотря на его \"антикварный\" вид, построен несколько лет назад в стиле того же \"ампира\". который предпочитает примерно половина \"заказчиков\". Другие пятьдесят процентов требуют так называемый \"бизнес - модерн\". Его яркий пример находится на противоположной стороне улицы. [] Каких только имен не получило здание \"Челябинск - Сити\". Не будем о них говорить, но и мне кажется. что этот многоэтажный, бирюзового цвета \"бизнес - модерн\", находится явно не на своем месте и что он сам это чувствует.
Пешеходная Кировка - небольшая по длине. Ее три квартала можно быстро пройти пешком. Если глядеть только прямо, а не по сторонам. А посмотреть есть на что.
Около реконструированного моста через реку Миасс расположена большая площадь. Когда - то здесь возвышался кафедральный Христорождественский собор и именно на этом месте полковник Тевкелев заложил небольшую крепость, с которой и начался город.
Весь тот период челябинской истории. который мы называем \"до\", Соборная или Христорождественская площадь выполняла функции центральной. Что в небольшом степном торговом городке это, прежде всего, место проведения ярмарок. Так они и жили много лет - собор и базар.
Сегодня, глядя на современную площадь Ярославского, с большим трудом представляешь на этом месте ярмарку.
С началом периода \"после\", исторический центр старого города постепенно превращается в культурный. Северная сторона площади - концертный зал имени Прокофьева и картинная галерея, разместившаяся в помещении бывшего пассажа братьев Яушевых.
Прекрасное торговое здание в стиле \"модерн\" с большими залами, высокими потолками, идеально подошло для музея. Галерея небольшая, но сама коллекция очень приличная. На ее основе, музей проводит большую просветительскую деятельность - лекции, концерты, передвижные выставки, корпоративные мероприятия.
По соседству с галереей находится здание Концертного зала имени Прокофьева. В начале тридцатых годов прошлого века здесь работал небольшой кинотеатр \"Пролетарий\",построенный путем реконструкции, стоявших на этом месте жилых домов.
В 1934 году Челябинск становится областным центром и ему \"по рангу\" становится положена филармония - организация артистов \"легкого жанра\" а к ней - концертный зал. Найти место для очередной конторы в те бюрократические времена было делом сложным, но возможным. Для концертного зала, недолго думая, передали кинотеатр \"Пролетарий\". Он имел только один недостаток - в нем не было места для сцены. Выход нашли. Сцену соорудили за счет разрушения нескольких залов соседнего здания картинной галереи.
После этого \"обрезания\". музей не только лишился почти половины своей выставочной площади, но и получил, испорченный колосниковой коробкой сцены, фасад.
Самому же концертному залу пришлось еще пристраивать помещения для фойе. Эта часть здания уже почти висела над рекой и, в один прекрасный день, благополучно рухнула. Ночью и без зрителей.
И все - таки этот \"временный гибрид\" продержался свыше пятидесяти лет и стал одним из символов города. При реконструкции концертного зала фасады, выходящие на улицы Кирова и Труда, постарались сохранить почти без изменений.
Сегодня на месте кинотеатра \"Пролетарий\", а затем, слепленного из кусочков, здания филармонии расположено уютное, камерное сооружение - концертный зал имени Прокофьева с памятником композитору перед входом. [] Так получилось, что почти все челябинские театры оказались на одной улице - Кирова.
С завершением строительства на площади Революции нового здания театра Драмы начался обмен помещениями.
Бывший Народный дом - занял театр юных зрителей. старый зал которого находился на площади Ярославского. Здание ТЮЗа было передано сначала Дому Актера, а потом. уже в девяностые годы, - Художественному театру.
Вот такой культурно - обменный процесс произошел в начале восьмидесятых годов прошлого века на площади Ярославского. Кстати, многим челябинцам она знакома под другим названием - площадь Оперного театра, зданию которого здесь по праву принадлежит главенствующее положение. [] Челябинский театр оперы и балета имени Глинки открылся в сентябре 1956 года. С опозданием на пятнадцать лет.
Строительство этого грандиозного сооружения имеет свою, необычную историю.
Решение об открытии театра было принято в 1938 году и почти сразу начались работы по возведению здания. Следует сказать, что первоначальный проект был намного скромнее, чем окончательный, не такой роскошный, но не без излишеств. К началу Второй Мировой войны, точнее ее переходу на территорию СССР. здание театра было полностью готово и в этом же 1941 году планировалось открытие первого сезона.
Но не получилось. Оборудование эвакуированных заводов устанавливали везде, где была хоть какая - то крыша, а чаще - под открытым небом. До наступления осени на наиболее важных объектах успевали достраивать коробку, а были и такие места, где цеха всю первую военную зиму проработали в палатках. Понятно, что в таких условиях, вновь возведенные здания театра оперы и балета, публичной библиотеки и еще несколько других автоматически превращались из объектов культуры в военные.
Так место театра занял московский завод \"Калибр\", большая часть оборудования, которого осталась в Челябинске после окончания войны. В 1951 году предприятие перебирается в новые, специально построенные для него корпуса,
Начинаются работы по восстановлению театрального здания. Что открылось перед глазами проектировщиков, можно было назвать по - разному, но только не театром.
На первых этапах реконструкции часто вставал вопрос о целесообразности восстановления здания. За десять лет завод \"Калибр\" хорошо постарался, впрочем перед ним не стояла задача сохранения памятника истории.
За пять лет реконструкции на месте мрачного промышленного здания с пропитанными маслом стенами появился шедевр архитектуры. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Открытие в Челябинске театра оперы и балета поставило город на совершенно иной культурный уровень. Дело в том, что, согласно советскому \"табелю о рангах\", областному центру средних размеров \"полагался\" драматический театр. Городу побольше добавлялся музыкальный театр, не предназначавшийся для постановки сложных классических опер и балетов. \"Идеальный\" набор - опера, драма, оперетта, юного зрителя, кукольный.
Решение об открытии в Челябинске театра с полноценной оперной и балетной труппой было воспринято весьма неоднозначно. К тому времени на Урале работали - Академическая Свердловская опера, бывшая Екатеринбургская, ведущая свою историю с начала двадцатого века, Академический Пермский театр оперы и балета со знаменитым хореографическим училищем и Башкирская опера.
Появление четвертого театра многим казалось излишним.
Для открытия первого сезона была собрана труппа, состоящая из лучших сил страны. Конечно. в таком составе она долго не продержалась. Но определенную репутацию театру дала. Шли годы. сменялись сезоны. Какой - то лучше. какой - то хуже.
Но за все это время вы почти не найдете публикаций о целесообразности существования в Челябинске театра оперы и балета.
Период восстановления здания театра счастливым образом совпал с \"пиком\" популярности \"сталинского ампира\" в самой роскошной его форме. В то время возводилось множество зданий дворцов культуры с шикарными театральными залами. Но челябинская опера отличается от них. Прежде всего - это чисто театральное здание, спроектированное и построенное на базе опыта возведения подобного рода сооружений.
Театр открылся всего на несколько лет раньше начала \"хрущевского обрезания излишеств\". Поэтому он все получил сполна - классический шести колонный портик с тремя скульптурами. отделанное мрамором. двусветное фойе с двумя огромными хрустальными люстрами, отделанный золотом зрительный зал на 1200 мест, с полным набором опций для зрителей - партер. амфитеатр, бенуар, бельэтаж, ярусы, балкон. И, конечно, огромная сцена, позволяющая ставить спектакли во всех известных форматах.
В здании свыше двухсот помещений. включающих репетиционные классы балета. Роспись плафонов фойе и зрительного зала выполнена по эскизам и под руководством академика Дейнеки.
Здание уверенно возвышается над окружающей низкорослой застройкой, словно подтверждая народное название - площадь Оперного театра. [] Реконструкция Кировки добавила шарм этому месту. На западной стороне площади, на самой улице появились роскошные фонтаны и обелиск \"Нулевая верста Челябинска\". возведенный на предполагаемом месте основания города. Отсюда отсчитываются все расстояния Челябинской области.
Пересекая реку Миасс, Кировка продолжается, но уже под старым своим названием. Здесь, на отрезке набережной, между Театром оперы и балета и Свердловским проспектом. находится несколько общественных зданий. построенных в разное время, но с одной целью.
На этом месте претворялся в жизнь очередной проект челябинских градостроителей - новый центр города. Своего рода местная традиция. Алое поле, площадь Революции, набережная реки Миасс - вот неполный список мест, предназначенных стать новым городским центром.
С превращением Челябинска в огромный мегаполис, изменились и понятия о внутригородских расстояниях. Таким образом. Все эти места, предлагаемые для центра города, автоматически вошли в его границы. Но вернемся на улицу Кирова, к очередной мечте местных градостроителей. В данном случае история проекта ведется с 1967 года. Вся страна готовила подарки к пятидесятилетию Великого Октября.
Самое большое общественное здание города - дворец спорта \"Юность\" - челябинский вклад в юбилей. Это был типовой проект, по которому построены подобные сооружения в Минске, Волгограде и Челябинске. Благодаря универсальности зрительного зала, дворец служил не только базой хоккейной команды \"Трактор\" - одного из международных символов Челябинска, но и местом проведения различных общественных мероприятий до семи тысяч человек.
Получив такой \"кассовый\" зал, город мог себе позволить пригласить \"дорогих\" отечественных звезд и иногда побаловать своих жителей звездами из \"стран народной демократии\". что само по себе уже было не принято в так называемых \"закрытых\" городах.
Со временем такая загрузка зрительного зала. просто не оставляла времени для тренировок хоккейной команды \"Трактор\". не говоря уже о фигурном катании.
В 1982 году возводится новый Ледовый дворец, соединенный со старым зданием в единый комплекс. Это был \"подарок\" секретаря обкома партии. Того самого, который оставил городу новое здание театра Драмы.
Другое крупное общественное сооружение появилось на противоположном берегу реки в 1975 году. Торговый центр - огромный купол размером 100 на 100 метров - тоже типовой проект, но здания этой серии использовались, в основном, для рынков - например Комаровский в Минске.
В Челябинске поступили весьма оригинально.
Под куполом разместился центральный универмаг и один из первых в городе супермаркетов. В этот необычный, для того времени, комплекс входил даже ресторан.
На набережной были построены еще несколько административных и общественных зданий, открыт Геологический музей под открытым небом.
Все перемешано на левом берегу реки Миасс.
Отреставрированные домики Челябинска дореволюционного, здание отеля \"Малахит\" середины семидесятых годов прошлого века, дворец спорта \"Юность\", ультрасовременный золотистый Краеведческий музей. Торговый центр на противоположном берегу сменил декорацию. Теперь его купол отлично смотрится на фоне нового высотного жилого комплекса \"Святогор\".
Солнечные лучи отражаются в брызгах струй фонтана, расположенного посередине реки. В хороший летний день такая картина неожиданно открывается со стороны Кировки в районе площади Ярославского.
Больше бы теплых солнечных дней. [] За мостом улица Кирова становится магистральной, торговой и жилой.
Добродушная, веселая, расслабленная Кировка исчезает. Здесь, за рекой, уже иная власть, иной темп жизни.
Кажется, что огромный мегаполис уже полностью поглотил старый район Заречье, со всеми его домиками. Как оказалось, не совсем.
Старинная Троицкая церковь, отреставрированная и восстановившая свои купола. и сказочный дом - Кукольный театр здесь, в окружении потоков машин и серых панельных коробок, напоминают нам, что совсем рядом есть иной мир.
Он не отторгает первый, а, наоборот, является его составной частью. своего рода отдушиной среди серых трудовых будней.
Челябинск и железная дорога []
В 1892 году к первой платформе ( другой тогда и не было ) небольшой уральской станции медленно подъехал низкорослый паровоз с несколькими вагонами.
Перед небольшим, построенным из местного гранита, зданием вокзала выстроились военные музыканты. городская администрация в полном составе, купечество, духовенство. Челябинская \"знать\" встречала прибытие из Златоуста первого поезда. Торговцы и промышленники возлагали большие надежды на новую Транссибирскую магистраль, которая открывала прямую дорогу в центральные районы страны.
Но ни один из встречающих даже и представить себе не мог, какие глобальные изменения принесет в этот регион простой железнодорожный путь.
Станция Челябинск, тогда еще совсем небольшая. служила границей между Самаро - Златоустовской и Сибирской железными дорогами. С завершением магистрали до Владивостока, трасс на Екатеринбург и Оренбург, ,когда - то имевшая всего три пути. станция Челябинск становится узловой. открытой как на север и юг, так на запад и восток.
Тот приземистый, сложенный из гранита, вокзал перестраивается, добавляется второй этаж, площадь помещений увеличивается в пять раз. Но вместе со станцией растет пассажиропоток. К началу шестидесятых годов прошлого века челябинский железнодорожный вокзал полностью исчерпал свои возможности.
Старая привокзальная площадь, как и в других городах, представляла собой большой базар с, отходящими в разные стороны, улочками. заполненными магазинами и. подозрительного вида забегаловками. Отсюда на север. в сторону центра города уходят две основные магистрали. - Цвиллинга и Свободы.
С противоположной, южной стороны, лабиринт привокзальных улочек незаметно переходил в мрачный рабочий поселок, образовавшийся при заводе бельгийской фирмы \"Столь\" - одним из первых иностранных инвесторов. Состоящий из старых деревянных домиков, почти без каких - либо видов благоустройства, этот поселок протянулся почти до старых, закопченных цехов завода.
Когда началось строительство нового вокзального комплекса, решено было его возвести, не затрагивая существующих станционных сооружений. То есть сдвинуть на юг, в сторону заводского поселка.
Современному челябинцу это ни о чем не говорит - понятия о расстояниях изменились вместе с ростом мегаполиса. Тогда же, в начале шестидесятых годов, поднялась волна протестов. Жители требовали прекратить строительство из - за удаленности нового вокзала от города.
Но сооружение комплекса продолжалось ускоренными темпами и в сентябре 1965 года, состоялось торжественное открытие нового здания вокзала станции Челябинск, который сразу же стал новой городской достопримечательностью.
Все было бы великолепно, но не хватало одной важной детали. Бриллианту требовалась оправа.
Великолепное сооружение не имело привокзальной площади, не то, что соответствующей масштабам города и нового вокзала, а вообще никакой. Одно море старых одноэтажных домиков.
Дело в том, что собственно вокзал строился на деньги железной дороги. а организацией площади занимался муниципалитет. Произошла очередная бюрократическая нестыковка.
Подготовленный проект привокзальной площади пришлось быстро приводить в соответствие со сложившимися обстоятельствами. В результате были построены несколько серых панельных пятиэтажных домов, которые образовали временную, как тогда говорили. площадь. Она же стала постоянной.
Со временем здесь появилась гостиница, построенная по типовому проекту, монумент \"Сказ об Урале\", интересное произведение скульптора В.Зайкова, бетонная копия которого была установлена прямо напротив главного входа в здание вокзала. В общем, все временное, недоделанное.
Сегодня, когда снова изменилось понятие о внутригородских расстояниях, комплекс вокзала Челябинск - Главный стал одним из важных транспортных узлов центра города.
Привокзальная площадь значительно расширилась к югу и теперь ее границей служит завод имени Колющенко, бывший \"Столь\", возле которого построена большая транспортная развязка - мечта нескольких поколений челябинцев.
Новое здание вокзала теперь приблизилось к центру города. Никто уже и не вспоминает о протестах горожан тогда, в начале строительства. Да и сам вокзал уже не молод.
В 1965 состоялось торжественное открытие нового здания. Такого в то время еще не видели.
Архитектор Л. Чуприна, автор проекта восстановления вокзала в Киеве, почти полностью отошел от канонов, принятых для такого рода зданий. Только широкая лестница напротив главного входа напоминает, что мы на вокзале.
То, что увидели первые посетители, пройдя через три ряда входных дверей с тепловыми завесами между ними, не могло не поразить. Напомню - шел 1965 год.
Огромное стеклянное здание, перекрытое тремя куполами, просматривалось на весь его объем. Многочисленные галереи, на которых расположились кафе, рассчитанные на определенные группы пассажиров. \"Минутка\" - для тех, у кого очень мало времени, \"Огонек\" - для тех, кому предстоит длительное ожидание и так далее.
Здесь, на вокзале, мы впервые узнали, что такое \"снэйк - бар\", попробовали \"мягкое мороженное\".
Через закрытую галерею можно было пройти в гостиницу для пассажиров - девятиэтажное здание, на крыше которого разместилось кафе \"Конкорс\". Это был настоящий отель, скромно называемый комнатами отдыха.
Надземный переход на платформы очень напоминает подобный на вокзале в Киеве. Это не узкий подземный тоннель, а большие залы с окнами на всю высоту, которые позволяют видеть сверху панораму станции и свой поезд, прибывающий или отправляющийся.
Здесь тоже, кроме мест для ожидания, расположились кафе, киоски и даже небольшие магазинчики.
Газеты особо акцентировали внимание на диванах для ожидания. Обычно такое сооружение представляло собой крепкую деревянную скамейку, на спинке которой присутствовала обязательная надпись МПС - Министерство путей сообщения СССР. А здесь - удобные мягкие диваны, обитые дермантином, в каждом зале своего цвета. Правда, таких \"мест отдыха\" на новом вокзале было ровно половина. Остальные - деревянные, точнее фанерные.
Так надежнее, решило руководство и оказалось право. Примерно через год мягкие диваны были полностью удалены, как \"не подлежащие восстановлению\".
Но в целом, здание вокзала встретило столетие и тысячелетие в очень приличном состоянии. В стране началась кампания по строительству новых и реконструкции существующих вокзалов. В Челябинске ремонт происходил в три этапа и сегодня он завершен. Получилось красиво? Конечно, но чересчур богато.
Оригинальный проект здания вокзала выполнен во времена \"хрущевской экономии\", что в данном случае позволило архитектору создать ощущение легкости. воздушности, особой атмосферы приподнятости. Хотелось бы все это сохранить после реконструкции. Но, к сожалению, чересчур богатая отделка лишила здание вокзала всего того, что сохранялось в течении тридцати пяти лет. [] Сегодня - это ультрасовременное сооружение, как и много лет, одно из самых лучших в стране.
Рядом - пригородный вокзал, открытый недавно с большой помпой - длинноногими девочками, массой воздушных шаров и цветов. Внутри - три этажа, эскалаторы и роскошь. Все это для приема пассажиров десяти электричек.
Пригородное сообщение в Челябинске развито не сильно. Так что здание построено \"на вырост\".Может когда - нибудь и пригодится.
Железная дорога в Челябинске занимает особое место.
Огромный промышленный мегаполис с массой заводов, связанных между собой и внешним миром стальными рельсами.
Железная дорога - это кровеносная система города, от четкой работы которой зависит жизнедеятельность всего организма. Отсюда и особое положение.
Хоть в Челябинске административно и нет Железнодорожного района, но ведомственные жилые и общественные здания находятся в наиболее престижных местах города.
Управление дороги на площади Революции, как и весь квартал принадлежит железной дороге. Здесь во дворе сохранились ведомственные гаражи для руководящего состава. Когда - то это был закрытый комплекс, типа домов НКВД на проспекте Ленина. [] Ведомственная территория железной дороги продолжается на юг, в сторону вокзала, проходя через районы застроенные \"сталинским ампиром\", со своими больницами, школами, телефонной станцией и дворцом культуры, строительство которого совпало с началом периода \"хрущевской экономии\". Удалялось все, что хоть отдаленно напоминало \"излишество\". Казалось, что отличный проект будет загублен.
Но, благодаря таланту архитектора Ф.Л.Серебровского, несмотря на жесткую цензуру, получился прекрасный дворец культуры железнодорожников с, одним из лучших в городе, театральных залов.
Стереотипы
Много лет два крупнейших города - Екатеринбург и Челябинск ведут борьбу за право считаться столицей Большого Урала. Пока побеждает первый.
Скорее всего, так будет и дальше. Ведь Екатеринбург изначально был задуман как столица Урала.
При Советской власти эта же роль отводилась Свердловску, который сохранил и при новом общественном строе тот же столичный статус, теперь уже Уральского Федерального округа. Так что в ближайшее время занять место Екатеринбурга невозможно.
Что же остается Челябинску? Роль столицы Южного Урала? Однако это понятие достаточно размыто.
Например, республика Башкортостан тоже относится к Южному Уралу. Но эта автономия имеет свое правительство, парламент, столицу и административно не связана с Челябинском.
Зачем тогда весь этот столичный лоск, кварталы важного и надменного \"Сталинского ампира\".
Все, что описано выше - театры, музеи, променад, громадные сооружения центра Челябинска, создающие городу столичный имидж - явления вторичные.
Настоящее лицо Челябинска нужно искать в другом месте.
Также как и в любом другом городе, центр Челябинска окружен \"спальными\" районами. Здесь вы не найдете архитектурных \"изысков\". Основная застройка - типовая, быстровозводимая. Ведь жилье требуется постоянно, при всех властях.
Районов, где почти полностью отсутствует промышленная зона, в Челябинске немного. Самый большой из них - Северо - Запад - город средних размеров с населением около трехсот тысяч человек.
Основная же масса, окружающих челябинский центр, районов совсем другая.
Прогуливаясь по городу, обратите внимание на название конечных остановок городского транспорта. Для приезжего - это загадка. Непонятные аббревиатуры - ЧТЗ, ЧЭМК, ЧМК, ЧГРЭС, ЧКПЗ. Первая буква, как нетрудно догадаться, означает - челябинский. А что дальше?
Центр города окружают промышленные предприятия и каждый более или менее приличный завод имеет свой, отдельный ведомственный жилой район.
Подъезжая к городу по прекрасному скоростному шоссе с севера, из Екатеринбурга, еще за несколько километров до въезда можно различить густые клубы дыма в небе.
Последний поворот и перед нами открывается фантастическая картина.
Множество труб извергают в небо дым самых разных цветов. Природная голубизна почти не видна среди этих рукотворных облаков.
Перед вами заводы знаменитого концерна \"Мечел\" - бывший челябинский металлургический комбинат. Заложенный в 1942 году, на довольно большом расстоянии от центра города, он, со временем, превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны.
Одновременно с корпусами завода началось строительство жилого поселка. Сегодня - это целый город с населением около четырехсот тысяч человек.
Основная масса домов возводилась здесь руками заключенных ГУЛАГа и пленных немецких военнослужащих. Последние имели намного больше прав, чем политические заключенные. И даже могли построить улицу в память о своей Родине. Чем не Германия? [] Через несколько лет \"перевоспитанных\" фашистов с миром вернули домой, а узников ГУЛАГа реабилитируют до сих пор.
Долгое время район жил в автономном режиме из - за удаленности от основной городской застройки. Даже праздничные демонстрации в Челябинске проводились две - на площади Революции и в Металлургическом районе. Словом - отдельный город.
Развитие городского общественного транспорта, реконструкция и строительство сети автомобильных дорог способствовали интегрированию района в общегородскую структуру. В огромном мегаполисе снова изменилось понятие о расстояниях.
Металлургический комбинат занимает огромную территорию. По ней даже проложено несколько трамвайных маршрутов.
Сам жилой район сегодня уже почти вплотную подошел к заводским корпусам.
Разноцветное дымовое облако, нависающее над домами, хорошо просматривается при въезде со стороны центра города.
Обособленное расположение района не помешало строительству здесь еще нескольких крупных предприятий, не имеющих отношения к \"Мечелу\", но загрязняющих атмосферу не хуже его.
В те дни, когда сильный ветер, наперекор проектировщикам, изменяет направление и над районом зависает рукотворное облако, с моста через реку Миасс открывается фантастическая картина. Слабеющие лучи предзакатного солнца с трудом пробиваются сквозь, нависающие над белыми домами, тяжелыми облаками радужного оттенка. И не важно, с какого завода. Сливаясь вместе, они образуют одно большое облако, которое как шапкой укутывает весь район.
Запоминающаяся панорама.
Продолжаем движение по широкому многополосному шоссе в сторону центра города. По дороге нас ждет еще одно испытание - пересечение первого внутреннего промышленного кольца. Что в нашем случае означает встречу с представителями \"Большой химии\".
С левой стороны тянется забор лакокрасочного завода, напротив - корпуса завода цинкового. Если на дороге нет пробок, то проезд этого \"химического коридора\" занимает всего несколько минут. Постарайтесь на это время задержать дыхание. В противном случае запахи, которые исходят от этих двух предприятий, еще долго будут вас преследовать.
Первое внутреннее промышленное кольцо представляет собой непрерывную цепочку заводов самого разного профиля. В основном это крупные предприятия тяжелой промышленности, протянувшиеся вокруг центральной части города с севера, через восток, юг, запад.
С северо - западной стороны кольцо прерывается. Здесь находится своеобразный \"коридор дыхания\", через который относительно свежий воздух проникает в город. В этой же части расположен городской бор, тот самый, выходящий на проспект Ленина в районе Южно - Уральского государственного университета. Благодаря такому \"коридору\", район университета считается наиболее экологически чистым.
То же можно сказать о микрорайонах Северо - Запада, хотя влияние предприятий \"кольца\" здесь уже чувствуется. Кроме того ветер доносит сюда разноцветные облака с \"Мечела\" и соседних с ним заводов.
В целом, в Челябинске нет ни одного экологически безопасного района.
Второе промышленное кольцо охватывает город с южной и восточной стороны.
В него входят предприятия челябинского мегаполиса, расположенные в пригородах.
На территориях, прилегающих к Челябинску с этой стороны, с начала двадцатого века разрабатываются месторождения бурых углей. Проверка запасов этого материала послужила основой для принятия решения о строительстве в Челябинске крупной электростанции - ЧГРЭС, как энергетической основы для дальнейшей индустриализации. Именно с 1927 года, времени ее постройки, наступает новая эра в истории города, тот период, который мы называем \"после\".
Примыкающий к Челябинску с восточной и юго - восточной стороны город Копейск - центр угледобывающей промышленности региона. Его окружают шахтерские городки и поселки с разбросанными вокруг угольными терриконами - холмами из отработанной породы. Внизу, под землей - лабиринты шахт. Впечатление такое, словно находишься в районе Донбасса.
Город Коркино, южный пригород Челябинска, тоже центр угольной промышленности. Но, в отличие от Копейска, добыча здесь происходит открытым способом. Зрелище очень любопытное.
С холмов из отработанной породы, окружающих Коркинский угольный разрез, открывается фантастическая картина. Огромная яма, похожая на лунный кратер. Но, в отличии от последнего отнюдь не безмолвный. Здесь кипит жизнь. Огромные экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, люди - все это в движении, в состоянии кажущегося хаоса. Но присмотревшись, начинаешь немного понимать существующий здесь порядок. Недостаток подобного способа добычи - огромное облако угольной пыли, постоянно накрывающее разрез.
Третье промышленное кольцо весьма условно. Оно охватывает разбросанные в радиусе до ста километров от \"Нулевой версты\", что на Кировке, многочисленные предприятия оборонной промышленности.
Челябинская область - стратегический страж безопасности России. Именно здесь была создана первая в стране атомная бомба, а могучие ракеты РС-18 (СС-20 \"Сатана\") долгие десятилетия охраняли покой ныне развалившейся державы под названием СССР.
Да и сегодня Российская Федерация чувствовала бы себя не так спокойно, не будь на ее территории \"закрытых\" производств и предприятий Челябинской области.
Челябинск - центр одной из наиболее развитых областей - пятой по объему выпускаемой промышленной продукции в Российской Федерации.
По индустриальной мощи в России впереди Челябинска лишь Москва, Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Около 40% продукции города - металл. Челябинск дает треть отечественных ферросплавов, пятую часть труб, почти все - крупного диаметра, тяжелые гусеничные тракторы и дорожную технику, прицепы-супертяжеловозы, уникальные металлоконструкции, приборы.
Высокая концентрация промышленных предприятий, особенно оборонной сферы, поставила Челябинск в число наиболее важных приоритетных целей в стратегическом противостоянии \"великих держав\".
Помните тот мини - опрос, где мои респонденты показали хорошие знания о Челябинске в виде устоявшихся стереотипов. Каких именно? Да тех самых, описанных в этой главе.
Концентрация в одном месте такого количества производств во много раз увеличивает опасность техногенной катастрофы.
Ведь случись что - нибудь на одном из закрытых даже для местных служб по чрезвычайным ситуациям, предприятий, существует вполне реальная опасность цепной реакции.
Об экологической катастрофе я уже не говорю. Она произошла, давно, задолго до Чернобыльской. Ее последствия уже закодированы в генетической памяти нескольких поколений. В том числе и моего.
Когда - то Челябинск вытянул из лотерейного барабана счастливый билет.
Маленький, захолустный, провинциальный городок, каких в России тысячи, получил право на вход в элитный клуб мегаполисов, городов, определяющих судьбы мира.
Но за все нужно платить.
Счастливым ли стал тот билет? На этот вопрос у меня нет однозначного ответа.
Может не стоило использовать этот шанс?
Тогда, вероятно, вместо всего, что описано в этой главе,
мы бы получили что - то совсем иное.

vilensky yury 14.04.09 02:27:24


Оставить отзыв