Путешествие Москва-Хабаровск на ВАЗ 21099 июнь-июль 2004 г. Автотуризм. Часть 1

Хабаровский край, Хабаровск

Описание:
Итак, по порядку. Идея совершить такое путешествие зародилась достаточно давно. Казалось очень заманчивой мысль посмотреть значительную часть Россию с запада на восток не из иллюминатора самолета, не из окна поезда, а подробнее, не торопясь, останавливаясь везде, где возникнет желание остановиться – будь то красивое место, достопримечательность, или просто там, где есть возможность отдохнуть и искупаться. До этого весь опыт автотуризма ограничивался более короткими поездками. Поэтому сначала идея казалась фантастической, тем более что была очень противоречивая информация по трассе «Амур» (участок дороги от г. Чита до г. Хабаровск). Постепенно разными путями собиралась отрывочная информация о дорогах, о природе, о возможностях ночлега и т.д., и к лету 2004 г. идея приобрела вполне конкретные очертания. Появилось понимание того, что это не только возможно, но и действительно очень интересно. Благодарю всех тех, с кем мы общались в форумах, переписывались по электронной почте, тех, кто делился своим опытом дальних поездок и давал полезные советы по известным им участкам нашего маршрута.
Итак, состав участников. Собственно путешественники: семья из 5 человек. Трое детей в возрасте 10, 12 и 14 лет. К слову сказать, вся содержательная часть поездки (что будем проезжать, где какие достопримечательности, какие интересные места будут по дороге) готовилась в основном детьми. Мы только контролировали.
Техника: автомобиль ВАЗ 21099, год выпуска 1998, пробег на момент выезда 235 648 км., без капремонта. Естественно ходовая часть машинки была подготовлена. Запчасти в дорогу взяли с «перезакладом», в том числе 2 запаски на дисках. Пришлось купить багажник-бокс, поскольку емкости штатного багажника было явно недостаточно: большая кемпинговая палатка, спальные мешки и туристические коврики, плита газовая туристическая с баллоном на 6 литров, автомобильный холодильник и прочее. Хотелось полной автономности, возможности останавливаться в любом подходящем (естественно, по возможности охраняемом) месте, а в мотели заезжать только с целью принять душ и провести ночь на кроватях. Ехать мы планировали не торопясь, в среднем по 500 км. в день. Маршрут: вдоль Волги (по М7 через Нижний Новгород, Казань) далее Южный Урал (через Уфу, по М5 через Челябинск), на север вдоль Урала на Екатеринбург, Западная и Центральная Сибирь (Тюмень – Омск – Новосибирск), Алтайский край и горный Алтай (от Новосибирска мимо Барнаула, через Бийск, Горно-Алтайск до Артыбаша, на Телецкое озеро), затем через Центральную и Восточную Сибирь (Кемерово, Красноярск) до Байкала (Иркутск), далее на момент выезда рассматривалось 2 варианта остановки на Байкале – Листвянка и о. Ольхон, затем Забайкалье и Дальний Восток (Улан-Удэ – Чита – Хабаровск). Протяженность маршрута со всеми отклонениями от основной трассы оценивалась около 10-11 тысяч км, время в пути – около 3-х недель. Итак, наступил день выезда – 19 июня, суббота. Выезжать решили пораньше, пока поток дачников не наберет силу. А поток этот по Владимирскому тракту в субботу утром очень даже неслабый. Встали – а на улице дождь. Пришлось ждать, глядя на сваленную посреди комнаты нашу дорожную поклажу. Казалось, даже половина ее не войдет в наши 2 багажника. В моменты затихания дождя понемногу спускали вещи и загружались, и наконец где-то к часу дня машина оказалась загруженной. Кое-что пришлось временно взять в салон, загрузка вместе с пассажирами оказалась «под завязку». На дачу не всегда так нагружались. Люди верящие в приметы говорят, что выезжать в дождь хорошо. Забегая вперед, скажу, что поездка наша удалась, получили мы от нее гораздо больше, чем ожидали вначале. Где-то после обеда добрались до Владимира. Раньше я часто ездил мимо него, в город попал впервые. Очень красивый город, много исторических мест. Золотые Ворота, Соборы… Изумительный вид от Соборов на Оку. Правда было пасмурно и горизонт далеко не просматривался, но тем не менее зрелище впечатляет. Немного размялись, погуляли по центральной площади. Далее пошли на Нижний Новгород. В принципе расстояние невелико, но дорога на этом участке во многих местах ремонтируется, скорость была маленькая. Так что к Нижнему Новгороду мы подъехали только ближе к вечеру, поэтому решили не въезжать, дождаться утра. Заночевали на охраняемой стоянке, километрах в 20 от города, в стороне от фур. И тут сделали первую ошибку. Палатку разбили в удобном месте недалеко от водоема. А утром нас разбудили громкие крики чаек, причем разбудили намного раньше, чем мы планировали вставать. Так что настроение немного подпортили. На въезде в город пост ГИБДД. Останавливали почти всех, задавали вопросы насчет самочувствия и предлагали пройти подышать в трубку. Конвейер! Один выходит, следующий на очереди. Трубка со стрелочным индикатором, реагирует несколько острее, чем надо. По крайней мере, на мне показала легкую степень. Но довод о том, что в машине трое детей и я не состою на учете в психушке, чтобы пускаться в дорогу выпивши подействовал. Отпустили. Похоже, была попытка грубого развода на деньги. В Нижнем Новгороде задержались на несколько часов. Чистый, хороший город. Прекрасный кремль. В отличии от Московского кремля, где на каждый неверный шаг раздается свисток милиционера, Нижегородский создан для отдыха горожан. Есть и тенистые аллейки, и смотровая площадка с видом на Волгу, крутые спуски и подъемы по косогору, музей военной техники под открытым небом. Чисто, уютно. А еще так называемая Стрелка – место впадения Оки в Волгу. Нижний стоит на верхнем течении Волги, но тем не менее ее мощь чувствуется уже там. Стыдно признаться, я бывал в этом городе в командировках много раз, но в памяти были только гостиница и рабочие маршруты. Так что увидел Нижний как будто в первый раз.

Далее наш маршрут проходил вдоль Волги, через Чувашию в Татарстан. Если до Нижнего Новгорода пейзаж за окном был привычен, то почти сразу за ним пошли холмистые места. Леса, пригорки, слева то ближе, то дальше появляется Волга. При желании к ней можно подобраться во многих местах, в том числе удобных для отдыха. Пейзажи радовали глаз. Правда в Волге мы не купались, поскольку вода была все-таки прохладная. Движение на этом участке дороги достаточно напряженное, много фур. Но и сами дороги неплохие. Кроме пейзажей в Чувашии запомнилось то, что у дороги мы часто видели голосующих молодых девушек лет 20-25. И по одной, и группками. Создалось приятное впечатление, что там очень низкий уровень преступности, раз они не боятся.
Въезд в Татарстан очень заметен, даже если бы не было соответствующих указателей.
Во-первых, дороги стали значительно лучше. Казалось ехать там можно столько, сколько позволяет машина и дорожная обстановка. Но нас неоднократно предупреждали о вредности местных гайцов, прячущихся под каждым кустом с радаром. Поэтому весь Татарстан прошли по знакам. Правда, собственно гайцов я не заметил.
Во-вторых, дорожные указатели. Все названия населенных пунктов на них на русском и татарском языках, причем первым идет название татарское (кстати, в Башкортостане наоборот, сначала русское).
В третьих, местное население между собой общается на своем языке. Останавливались мы в мотеле, заправлялись на АЗС, подъезжали к придорожным киоскам – везде они говорили друг с другом по-своему. Отношение к нам местных было в основном сдержанно-вежливое.
Ну и в четвертых, что очень понравилось, вдоль дороги очень много специально оборудованных мест для отдыха. Внутри огороженного участка есть беседка, столик (обычно большой, человек 10 может сесть) в теньке, шалашик с лавочками… Все очень культурно, а главное ЧИСТО!
Вообще Татарстан оставил впечатление самого чистого региона на нашем пути. У них даже весь придорожный лес вычищен. Везде стоят щиты с названиями лесничеств, не обшарпанные и не облезлые. Ухоженные ровные поля. Вдоль дороги множество мелких кафешек. Кто заезжал, говорят, что в них достаточно неплохо готовят. Могу сказать, что в кафе при мотеле еда была не очень, возможно потому, что мы остановились достаточно поздно.
А вечером увидели на дороге лисицу. Дорога была не сильно нагружена. Лисица выскочила, побежала через дорогу, увидела встречную машину, шарахнулась от нее к нам… Пришлось тормозить. Рассмотрели ее во всей красе. Правда, она быстро исчезла там, откуда появилась. Но дети потом долго обсуждали эту встречу.
Важно! Как показала наша практика, останавливаясь в мотелях, интересуйтесь, что входит в стоимость. Во многих из них душ оплачивается отдельно, да и с водой проблемы – как правило привозная, водопровода нет, поэтому дефицит. Возможно это прописная истина, но для нас проблемы с душем и водой были неожиданными. А вообще на нашу команду стоимость ночевки в мотеле с душем и охраняемой стоянки для машины на всем протяжении была в районе 1000 руб.
Далее Башкортостан. Дороги стали похуже, сразу исчезли удобные оборудованные места для отдыха. Отсюда и далее места для отдыха – просто поляны, иногда с эстакадами. Собственно такие, к каким мы привыкли. Местность пошла более холмистая. Пока ехали по Татарстану, я все время напряженно разглядывал кусты, высматривая гайцов. А тут расслабился, и сразу поплатился. В Башкортостане, как и далее на Урале, самое «хлебное» место – конец затяжного подъема. Подъемы достаточно пологие, но длинные. Фуры под конец идут 10-20 км/ч и нещадно дымят. Посмотришь – видимость хорошая, разметка прерывистая, знака «обгон запрещен» нет. Поворотник, тапку в пол, обгон, возвращение на свою полосу… и он тут как тут. Объявляет, что участок с ограниченной видимостью (хотя видимость, повторяю, нормальная, там, где она действительно ограниченная у них всегда предусмотрительно нарисована сплошная), по правилам обгон запрещен. Однако легко ведутся на 0,5 – 1 МРОТ плюс протокол за ремни. Тот, что меня остановил, поинтересовался откуда мы, куда, какие впечатления от поездки, начал рассказывать про Башкортостан… Через 5 минут сидения в его машине мои были удивлены: я вышел, взял свою дорожную карту, мы расстелили ее у него на капоте и втроем (вместе с его напарником) над ней склонились. Через 10 минут я уже знал, где лучше купить башкирский мед, где снимали «Вечный зов», где находятся лучшие санатории и многое другое. Протокол порвали вместе.
Значительную часть дороги до Уфы по сторонам мелькали насосы, очень похожие на нефтяные, но очень маленькие и синего цвета. В основном группами. Сначала мы решили, что это качают нефть. Потом, поскольку никакого запаха, грязи или тому подобного не увидели, подумали, что добывают воду из скважин. Оказалось – действительно нефть! Но организовано все очень культурно и чисто. И еще Башкортостан запомнился обилием придорожных лозунгов советского периода типа «Слава труду», «Сделаем наш колхоз лучшим» и т.д. Есть такие лозунги везде, но там их было очень много. Причем заботливо подкрашенные, ухоженные.
Проезжая Уфу поплутали, первый и единственный раз за всю поездку. На мой взгляд, при объезде Уфы с юга не очень продумана система указателей. На М5 мы все же вышли без проблем, но потеряли около часа времени и до первой охраняемой стоянки после Уфы добрались уже затемно.
Утром снова двинулись в путь. Впереди лежал Урал.
Уральские горы – самые старые и пологие на нашем пути. Кстати, маршрут через Челябинск – Екатеринбург был выбран специально, чтобы пересечь их по возможности южнее. Здесь они повыше и живописнее, нежели ехать через Пермь. Горы начинаются постепенно, сначала с холмистой местности, затем идут предгорья, и, наконец, начинается большой Урал. На пути через Урал пейзажи были очень красивы, мы останавливались буквально через каждые 10-15 км.
Обалденная панорама у города Сим, это уже Челябинская область. Сам город лежит в достаточно глубокой долине. На подъезде к нему открывается прекрасный вид на долину, окруженную тайгой и сам город. Там мы немного отдохнули и собрали первую на нашем пути землянику. Уральскую землянику. От города Сим начинаются уже большие горы. Пейзажи меняются часто, очень разнообразные. Горы, дорога между ними и через них, озера, реки. Иногда дорога «прорубается» через гору, по обеим сторонам практически вертикально поднимаются скальные стены. Висят знаки «Осторожно, камнепад».
К сожалению, многие такие места расписаны горе - туристами, из серии «Киса и Ося здесь были». Нередко возникает ощущение, что мы видим места, хорошо знакомые по старым фильмам. «Вечный зов», «Пропавшая экспедиция», «Злой дух Ямбуя», многие другие. Дороги в большинстве своем неплохие. Временами при резких переходах от подъема к спуску в машине было ощущение, как будто на качелях. Детвора получала от этого большое удовольствие! Далее горы выше и выше, и наконец самый длинный перевал на нашем пути – у г. Златоуст. Долина, в которой лежит город, очень глубока, весь город как на ладони. Все деревья вокруг смотровой площадки повязаны ленточками – всероссийская свадебная традиция. При нас на площадке останавливались и такие же легковушки, и большегрузный трейлер из Башкирии, водитель которого вез с собой сынишку, и другие. Ну а затем начинаются Бажовские места.
Точнее, весь Урал можно так назвать. Но именно здесь проводится Бажовский фестиваль. К сожалению, мы только здесь узнали о том, что он прошел совсем недавно. Рассказывали нам о нем местные ребята, причем рассказывали с большим интересом. После Златоуста Миасс, Чебаркуль, горы постепенно становятся все ниже. Недалеко от Миасса дети первый раз искупались в уральском озере. Очень чистая вода (правда, не очень прогретая).
Вообще все было настолько интересно, что не заметили, как проехали несколько сотен километров. Не было даже легкой усталости, соответствующей пройденному пути. И тут, не доезжая километров 60 до Челябинска, сзади раздается характерные звуки ударов, треск, пробивает подвеску. Стойка? Поднял на домкрате - так и есть. Правая задняя стойка по всем признакам сломалась. Поехали потихоньку, в ближайшем магазине запчастей купил новую. На сервисе (их там достаточно много) машину подняли – оказалось, что просто открутился шток от кузова, стойка цела. Качество сборки АвтоВАЗа? В общем, поставили новую поскольку на старой резьба на штоке слегка помялась, требовалось ее восстановление. Дальше поехали имея в запасе одну старую но исправную стойку.
Челябинск обходили с запада, по объездной. Дорога очень неплохая. А трасса на Екатеринбург, обозначенная на всех картах и в атласах как автомагистраль первой категории, на самом деле уже достаточно поезженная и залатанная. На всем ее протяжении нет толком ни мест для отдыха, ни мотелей. Правда, большое количество озер. На турбазе у одного из них мы и остановились. Турбаза у деревни Таскино, озеро Колды. Прекрасное место, достаточно крупное озеро. Утром решили искупаться. Вошли в тихую, чистую, прозрачную воду. Очень приятное было дно: какие-то водоросли, покрывавшие песок ковром. И ощущения были такие, как будто идешь по ковру. А к поверхности поднимались пузырьки. Вокруг сразу образовалась стайка окуньков, размером с ладонь взрослого мужика. Если стоять, шныряют прямо под ногами. Сделаешь резкое движение – разбегаются, но недалеко. Пока опять не замрешь. Богатейшие края! Метрах в 200 мужики сетку выбирают с уловом. Рядом народ купается. На фото рыба почему-то не вышла, зато на видео все смотрится замечательно.
Ну а дальше – Екатеринбург, столица Урала. Естественно, отметились на границе Европы и Азии.
Это примерно в 30 от города в сторону Перми, по старому Московскому тракту. Когда-то я думал, что эта граница – чисто туристическая достопримечательность, типа провели приблизительно линию, назвали границей - смотрите, люди! На самом деле все совершенно не так. Как следует из установленной там плиты, географический знак был установлен еще в 1837 г. географом Татищевым на склоне г. Березовой, самом высоком месте Сибирского Тракта. Сама граница была рассчитана и определена еще в 18 веке. Место ныне очень популярное у местных жителей. Также мы заехали в город, специально чтобы побывать в Храме на крови, который был построен в память о расстрелянной под Свердловском царской семье. Да простят меня жители славного города Екатеринбурга, храм оставил не самое приятное впечатление. Стоит он в центре города, снаружи очень значителен, с памятником царской семье. А вот внутри – достаточно грубый новодел, как городская малогабаритная квартирка. Фрески, иконы – все производит ощущение того, что сделано быстро и плохо. Внутри охрана – крепкие парни в черных костюмах с рациями в руках. В общем, очень сильно не понравилось.
На этом наше быстрое обзорное знакомство с Уралом закончилось. Еще очень многого мы не видели. Не видели известных Уральских пещер – Каповой и Кунгурской. Не были на Бажовском фестивале. Не видели как добывают и обрабатывают уральские самоцветы. И еще очень многое. Жители Урала наверняка продолжат этот список. Наверное, еще не раз можно будет проехать этим маршрутом.
После Урала наш путь лежал через Западную Сибирь, на Тюмень, Омск, Новосибирск. От многих мы слышали, что как только пересекаешь Уральские горы и въезжаешь в Сибирь, первое ощущение – это ощущение простора. Но на самом деле для того, чтобы это понять, надо видеть самому. Это действительно ощущение ПРОСТОРА.
Населенных пунктов становится меньше, расстояние между ними все больше. Ландшафт равнинный, степи и леса уходят в линию горизонта. Дорога прямая, в основном ровная. Поля вокруг в большинстве своем не обработаны, или их вообще нет – луга. Действительно, широка Россия. Осталась далеко позади московская суета, едешь и просто отдыхаешь. И еще: обратили внимание, что не стало видно таких привычных для нас голубей. Появились сороки и хищные птицы – возможно, это были ястребы. Издалека рассмотреть не удалось
В Тюмени мы заехали в город. Есть там район, который местные называют «Зарека». Там недавно построен новый пешеходный мост через р. Тура. Мост пешеходный, облюбован жителями района как место для гуляния. Там и молодежь, и мамы с колясками, и бабушки… А весь мост расписан любовными надписями. Так он в народе и называется – Мост любви.
Прошли Тюмень искупались в Ольгином озере. Ближе к Омской области начались леса. Пейзажи менялись очень плавно, как в замедленном кино. Все очень спокойно, ровно. Но у этого спокойствия и величавой неспешности оказалась и обратная сторона. Впервые за время поездки дети стали ощущать, что на заднем сиденье им не так уж и просторно. Если раньше мы постоянно останавливались, разминались, где-то гуляли, где-то купались, где-то залезали на скалы, и вообще впечатления не позволяли замечать некоторых неудобств, то здесь больше ехали. Так что стали делать остановки просто для того, чтобы размяться.
И еще что запомнилось в Западной Сибири – это закаты. Эту красоту не смог передать фотоаппарат, видеокамера передала чуть получше, но все - же жалкое подобие. Первый сибирский закат мы встречали между Тюменью и Омском, второй уже под Новосибирском. Ехали мы понемногу, не спеша.
Перед Омском остановились на охраняемой стоянке, на зеленке разбили палатку. Рядом с нами остановились туристы из Германии на Форде – муж, жена, двое детей. Так вот, они поужинали в кафешке и легли спать в машине! Где же немецкая практичность? Не знаю куда они ехали, но думаю, долго так путешествовать трудно, если только нет цели просто доехать из пункта А в пункт Б. Пусть мы несколько перегрузили машину и потеряли в скорости, но мы спокойно спали в большой палатке из трех комнат, готовили на газовой плите, в машине было устройство, выдававшее 220 вольт для видеокамеры и зарядки ее аккумуляторов, да и холодильник автомобильный очень выручал.
Омск проходили в грозу, причем фронт был достаточно затяжной. Пришлось распрощаться с желанием искупаться в Иртыше – первой из великих сибирских рек на нашем пути. А желание искупаться было большое.
Ближе к Новосибирску видели странный лес. Березы, целые массивы берез. Деревья почти полностью голые, только на кончиках веток листва. Не знаю, что это было: насекомые – вредители, что-то с почвой, или еще что, но такого мы больше не видели. Известные Барабинские степи, где скорый поезд часами идет на большой скорости без остановок. Стало больше появляться обработанных полей. Но, тем не менее, иногда вспоминался Китай, где засажен каждый клочок земли, где даже нет такой зоны отчуждения вдоль железной дороги, как у нас. Недалеко от Барабинска дорогу перебежала косуля. По крайней мере нам так показалось. Уж очень быстро она ускакала.
Перед Новосибирском остановились в мотеле. И опять проблема с горячей водой! Вода была, но грели ее в электрическом бойлере и очень медленно, так что на всех не хватило. Обязательно интересуйтесь в мотелях душем, перед тем как остановиться!
Новосибирск не имеет объездной дороги, пошли краем по городу. Здесь мы свернули с основного направления на юг, чтобы побывать в Горном Алтае. Проехали через плотину ГЭС на р. Обь. Водохранилище, которое создает эта плотина, новосибирцы называют Обским морем. Это действительно как море – очень большое, край сливается с горизонтом. Прямо на плотине продают пойманную здесь же рыбу. Ниже плотины вода бурлит, оглушенная рыба в этой круговерти шалеет, тут ее и ловят.
Далее мы свернули на Бердск, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск. В Бердске решили искупаться. Наверное, можно было найти место для купания раньше, но подъехали мы к тому месту, где р. Бердь впадает в водохранилище. Здесь почти повторилась уральская ситуация с рыбой – рядом с нами плавали уже совсем не мелкие рыбешки, похожие на леща. Одного такого старшему сыну удалось загнать на берег и поймать. Потом пришлось выпустить – зачем он нам один? Да и автомобильный холодильник все – таки не для рыбы. Не знаю, правда ли, но потом мне сказали, что рыба эта возможно больна какой-то рыбьей болезнью, не может погрузиться. Так и плавает у берега, ближе к поверхности. Но очень уж шустрая была, на больную не похоже.


Оставить отзыв