Поездка по Кавказу летом 2007 года. (Начало)

Краснодарский край, Красная поляна

Описание:
Сначала коротко о главном:
Маршрут: Москва-Домбай-Архыз-Лазаревское-Красная поляна-Москва
Время поездки 26 августа – 8 сентября 2007 года.
Результат: прогулялись по красивейшим горам и окунулись в Черное море
Машина: ВАЗ – 2114, ездили вдвоем.

26.08.07-28.08.07
Дорога туда: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону – Невинномысск – Черкесск – Теберда – Домбай. Время в дороге 22 часа езды плюс 2 ночи.
В воскресенье, в пол-третьего дня, выехали из Москвы по трассе М-4. Первые сто километров, до Каширы - сплошное удовольствие, скоростная трасса. Дальше – сужение до двух полос, дорога петляет вверх-вниз по холмам.
В 70 километрах от Воронежа приватизирован кусок федеральной трассы. Мчишься, ничего не подозревая, по замечательному четырехполосному шоссе и утыкаешься в шлагбаум. Дальше проезд платный, надо раскошелиться на 20 рублей. Деваться некуда, незаметный, если не знать заранее, поворот на бесплатную дорогу остался сзади. Потом – 35 километров точно такой же, как перед шлагбаумом, трассы.
В восемь вечера были в Воронеже. Ночевали в одном из новых мотелей за городом, двухместный номер – 1000 рублей. Новый российский стандарт: телевизор, душ, туалет. Слава Богу, нет тараканов и другой живности.
Между Воронежем и Ростовом – изнуряющая жара. Термометр в машине зашкаливает на 42 градусах! Воздух как в пустыне Сахаре, дрожит раскаленное марево, высовываешь руку из машины – ветер обжигает.
С двух до четырех часов проезжаем Ростов-на-Дону. Это самый крупный и красивый город на нашем пути. Прозевав объездную, поехали через город и два часа простояли в пробке на самом солнцепеке. После Ростова еще 131 километр едем по трассе М4, потом в районе станицы Павловской развилка: М4 уходит на юг, через Краснодар к Черному морю, М29 уходит на восток, в Махачкалу. Едем по М29.
Жара заставляет гнать все дальше и дальше. В дороге хоть какое-то облегчение, стоять вовсе невозможно. Да и ночлег можно найти только вблизи городов. К вечеру добрались до Невинномысска. Остановились в маленькой гостинице с ресторанчиком «Салид». За 800 рублей получили роскошный трехкомнатный номер Особенно поразила ванная – огромная 16-ти метровая комната. Плитка, сантехника импортная и есть горячая вода! Хозяева не забыли даже положить мыло, шампунь, т/бумагу и комплект полотенец. Увидеть *** в таком захолустье мы не ожидали никак! В ресторане меню на редкость приличное, а цены просто сказочные. Все вкусно и принесли довольно быстро.
Мы почти у цели. До Домбая 200 км. С утра прохладно, моросит дождик, что после вчерашнего пекла просто замечательно. Едем в Карачаево-Черкесию. На границе – шмон. Внимательно посмотрели документы, занесли данные о машине в компьютер, проверили багажник.
На дороге машин поубавилось и сразу дышится свободнее, воздух чище и свежее. Появляются холмы, постепенно их становится все больше и больше. Столица республики Черкесск смахивает на большой аул. Полу-разруха, полу-строительство, грязь, по дороге бродят коровы, овцы, лошади. Всюду строятся новые мечети. Примерно такие же и другие города и поселки Карачаево-Черкесии.
Наконец Тебердинское ущелье. Едем вдоль Теберды и наслаждаемся сказочной красотой. Дорога постепенно забирает вверх, крутые склоны предгорий напоминают стены древней крепости. Рядом грохочет и бурлит красавица Теберда, голубая вода.
Последний отрезок пути – через Тебердинский биосферный заповедник в поселок Домбай. Проезжаем через кордон. Нам повезло, шлагбаум был открыт и денег не взяли. Вообще за посещение заповедника берут 30 руб с человека и 100 руб с машины. Хорошая отремонтированная дорога круто петляет по пихтовому лесу. Впереди величественные горные вершины, сверкающие шапками ледников. Заметно прохладнее, около 22 градусов.
Еще один, последний кордон перед въездом в Домбай. Опять проверяют документы, берут 100 руб за знакомство.

28.09 – 30.09 Домбай
Проезжаем шлагбаум и попадаем на стройплощадку. На каждом свободном клочке земли теснятся частные гостинички в разной стадии строительства. Местные лихорадочно готовятся к зиме. Работают, конечно, таджики и узбеки, ударная сила строек России. Бытовки, груды кирпича, доски, растворомешалки, грохот отбойных молотков – зрелище впечатляет, хочется развернуться и уехать. Но не для этого мы отмотали полторы тысячи километров. Цель была – сходить в горы, и мы не остановимся.
После недолгих раздумий решили не останавливаться в недостроенном частном секторе, где краска не высохла, и поселились в бывшем «Спутнике», который теперь называется «Горные вершины».
Стоимость 2-х местного номера 1000 р в сутки, по желанию – трехразовое питание за 200 р с человека, охраняемая стоянка 100 р в сутки. В стоимость проживания включен час плавания в бассейне. Бассейн, кстати, вполне приличный, 25-метровка. Еще есть бильярд и тренажерный зал. Номер – вершина советского сервиса 80-х. Крошечная комнатка, старенькие кровати, стол и стулья, ванная 2 х 2 метра с душевой кабиной из занавески, умывальником и унитазом. Приметы нового времени – большое зеркало и телевизор. Горячая вода утром и вечером с 6 часов. Время горячей воды определяется по черному вонючему дыму из трубы допотопной котельной. Плюсы: потрясающий вид на горы с балкона, самый красивый в Домбае, много шкафов и тумбочек для шмоток. Сравнительно чисто и нет насекомых (мы не видели). Если не хочется платить лишнее за новую мебель, вполне приемлемо.
Народу немного. Межсезонье: лето кончилось, осень не наступила. Тепло, но не жарко, днем 22-24, вечером 16-18. Погода характерная для горных районов Кавказа – утром солнышко, вечером дождик или наоборот.
Буквально метров триста от «Горных вершин» нижняя станция новой канатной дороги. Обзорный подъем стоит 400 р с человека (две очереди вверх и обратно), работает канатка с 9 до 6. Она вполне европейская, пустили только зимой 2007-го. Первая очередь, закрытые вагончики, круто поднимает с 1570 м на высоту 2270 м. Подъем короткий, минут 8. Вагончик плывет над вековым пихтовым лесом. Вторая очередь, шестикресельная, поднимает на высоту 3035 м. Подъем более плавный, минут 20, очень красивый. Кресло плывет над альпийскими лугами, тишина, только поскрипывают мачты опоры, кругом покрытые вековыми льдами горные вершины: Домбай-Ульген, Софруджа, Белала-Кая. Возникает ощущение парения в океане чистейшего горного воздуха. Подъем заканчивается в верхнем цирке. Кроме этой, самой длинной и самой новой дороги, есть еще штук пять стареньких двух- и однокресельных канаток времен Визбора и четырехкресельная поновее. Они как паутина, покрыли всю гору.
На высоте довольно прохладно, нужна теплая куртка. Прямо рядом со станцией продают сувениры, вязаные шали и жилетки, желающие могут сфотографироваться рядом с яком. Можно подняться на вершину Мусса-Ачитары, набрав еще метров триста высоты. Туда ведет почти автомобильная дорога, крутой внедорожник вполне заедет, если не жалко резины. Пешком, не спеша, идти с полчаса.
С вершины открывается великолепная панорама Домбая, окрестных вершин и долин.
Сразу за нашей гостиницей начинается дорога к альплагерю «Алибек». Дорога очень красивая, идет по первобытному елово-пихтовому лесу. Деревья, возраст которых превышает 400 лет, достигают 50-метровой высоты. Ветви увешаны бородами лишайника. Травы нет, камни и упавшие стволы погружены в мох. Прохладно. Солнце не пробивается до земли, и дорога не успевает просыхать между дождями. Лучше по ней идти пешком и наслаждаться красотой природы. Если едешь на машине, по сторонам смотреть некогда, полно ям и крупных камней, главная задача – не посадить машину на брюхо. По времени выигрываешь минут 20 от силы по сравнению с пешеходами. Через пару километров с начала пути – кордон Тебердинского заповедника. Небритый дядя по утрам собирает дань с проходящих и проезжающих мимо – 30 р с человека, 100 р за машину. Во второй половине дня можно пройти бесплатно.
Поставив машину на стоянку в альплагере, вышли к Турьему озеру. Это очень популярный местный маршрут. Дорога туда и обратно занимает примерно 6 часов. От альплагеря идет тропа, очень хорошо заметная. Она крутыми серпантинами идет сначала по низкорослому лесу, потом пересекает речку Сулахат и выходит на гребень морены между двумя ледниками Алибек и Двуязычный. Турье озеро небольшое, почти круглое, с чистейшей холоднющей водой. Ноги сводит через 20 секунд.
Вообще, вокруг Домбая много мест заслуживающих внимания. Здесь сходятся вместе четыре ущелья, вокруг Домбайской поляны возвышаются самые высокие вершины Западного Кавказа: Домбай-Ульген, Софруджа, Белала-Кая. Есть где разгуляться и альпинистам, и туристам и просто любителям прогулок.


Оставить отзыв