Москва - Магнитогорск (май 2004). Часть 2

Челябинская область, Магнитогорск

Описание:
4. Магнитогорск

Для начала, наверное, стоит рассказать о том, что представляет собой Магнитогорск. Город с примерно 600 тыс. населения, расположен на реке Урал, по которой, по мнению ученых, проходит граница между Европой и Азией. Таким образом, это один из двух городов мира, расположенных в двух частях света (еще один – Стамбул). Знаменитый Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) вместе с горой Магнитной расположен на левом, азиатском, берегу, основные же жилые районы находятся на правой, европейской, стороне. Берега соединяют четыре моста, называемые там «переходами». На левом берегу также есть жилые кварталы, но они находятся в состоянии крайнего запустения, т.к. сейчас там стараются не селиться из-за близости к комбинату.

Экологическая обстановка… ну как сказать? Вроде бы неплохая, если ветер дует не с комбината. Над комбинатом постоянно поднимается дым разных цветов: черный, рыжий, белый. Когда мы приехали в город, мы сначала остановились на левом берегу. И ветер был с комбината. Вонь, скажу я вам, такая!.. Слава богу, на следующий день ветер изменился.

Город был основан лишь в 1929 году, так что никаких особых достопримечательностей там нет. Есть лишь комбинат (о нем чуть ниже), монумент Европа – Азия, памятник первой палатке и огромная скульптура «Тыл – Фронту», олицетворяющая роль Магнитки в победе в войне. В остальном, город состоит из жилых домов разных времен постройки: от кварталов 30-х годов до современных спальных районов. Есть цирк, аквапарк и ледовый дворец, где играет «Металлург», бывший чемпионом России, а также есть целых три церкви.

В первый же день по приезду, мы поднялись на гору Магнитная, откуда открывался прекрасный вид на комбинат и прочее техногенное уродство. Надо сказать, что саму гору срыли почти полностью, разработки закончились лишь в 70-х. В результате остался гигантский котлован, который сейчас засыпают шлаком. Очень хорошо видны террасы по склону горы, оставшиеся от разработок. Комбинат поистине огромный. Он на несколько километров вытянут вдоль реки Урал (три раза ездил вдоль него и так и не засек по спидометру сколько точно). Прекрасно видны доменные и мартеновские печи, которые хорошо узнаются по дыму – от домен идет черный дым, а от мартенов – рыжий.

Также мы съездили в два известных места неподалеку от Магнитогорска – Банное озеро и Абзаково. Банное озеро – излюбленное место отдыха магнитогорцев. Оно окружено невысокими горами, вода чистая, на берегу несколько санаториев и реклама, развешанная по Магнитогорску, предлагает приобрести «бунгало на Банном». Абзаково, в 60 километрах от Магнитогорска, - горнолыжный курорт, известный тем, что позапрошлой зимой туда приезжал кататься на лыжах Путин. Курорт небольшой (да и горы там небольшие): пять подъемников, из которых только один кресельный, чуть больше десятка трасс, самый большой перепад высот – 311 метров. Но вся инфраструктура на месте – есть домики, несколько кафе, прокат снаряжения, спортивный магазин, даже маленький зоопарк. В зоопарке особенно впечатлил огромный медведь, который вставал на задние лапы и чесался о прутья клетки.

В Магнитогорске удивил следующий факт – в спальных районах во дворах не ночует ни одной машины, даже старых Жигулей: выходишь утром, а двор пустой. Все машины на охраняемых стоянках, которых много. Объяснение простое: местные наркоманы тут же разувают оставленную во дворе машину.

В поездках вокруг Магнитогорска мы накатали еще 280 км и заправились на местном Лукойле на 59 литров.

5. Магнитогорск – Казань

7 мая. Встать пришлось с рассветом: в Магнитогорске светает и темнеет поздно. Обратно загрузили вещи и подарки, теперь уже подаренные нам, слезно со всеми попрощались и в 8.00 по местному времени (6.00 по Москве) выехали из Магнитогорска. Теща, кстати, была отправлена назад поездом, и мы отправились только вдвоем с женой. Опять знакомая дорожка через Абзаково и подъем на Уральский хребет. И тут же – спуск к Белорецку. Белорецк, довольно старый по тамошним меркам город – ему больше 200 лет, стоит в долине и поэтому на него открывается превосходный вид с окружающих гор.

После Белорецка – снова подъем на хребет, теперь уже более высокий. За Белорецком – Южно-Уральский заповедник: горы поросшие смешанным лесом потрясающе красивы, захватывающие дух виды сменяют друг друга, мелькают долины с полноводными реками и огромные скалы.

Урал кончился как-то внезапно. Просто спуск и дальше бескрайняя плоская степь и поля. Началась долгая дорога по Башкортостану. Дорога в принципе нормальная, ямки попадаются, но не сильно мешают. Можно держать 100-120 легко.

В Уфе заплутали. Указателей на Казань мы сразу не нашли, поэтому решили поехать, ориентируясь по атласу. В результате въехали почти в саму Уфу, точнее ее пригород Дёму, а ехать через город не хотелось. Тут увидели мента, очевидно, отлавливающего несчастных башкиров без документов, ибо за скорость там ловить было некого, поскольку пробка. Мент-башкир объяснил дорогу, но неправильно, и мы приехали опять туда, откуда начали плутать. Пришлось еще раз спрашивать. Некий дальнобойщик более-менее объяснил и мы с помощью такой-то матери нашли-таки поворот на М7 на Казань. Оказывается, атлас мало соответствовал реальности, и, если ехать со стороны Челябинска, то на развязках надо все время ехать по указателям на Самару, и, в конце концов, будет указатель направо на Казань.

В Башкирии самый дешевый бензин на нашем пути – всего 11.45 руб./литр. Зато злые менты: на расстоянии буквально в тридцать километров, я был два раза оштрафован за скорость в населенных пунктах – первый раз с отъезда из Москвы. Один раз на 31 км/ч, другой раз – на 21 км/ч. Итого минус 150 руб.

Дальше после Уфы трасса М7 - средняя по качеству дорога, ближе к границе с Татарией становящаяся убитой. Машин мало и вот почему. В Татарии почти сразу после границы начинается ремонт трассы, и направляют в объезд через Муслюмово. Кстати, знаков «объезд» по объездной дороге нет, приличных указателей тоже, так что иногда путаешься, куда поворачивать. Поэтому карта абсолютно необходима, готовьтесь, если едете по М7. Объезд удлиняет дорогу примерно на целых 100 км.

Долго ли коротко ли, добрались до Набережных Челнов. Проезд по плотине через Каму для машин с нетатарскими номерами платный – 20 руб. Сразу за плотиной начинается Национальный парк Нижняя Кама. К великому сожалению, посмотреть его удалось только с дороги, т.к. из-за плутания в Уфе и объезда, времени на Национальный парк не осталось. Однако даже с дороги хвойный лес выглядит впечатляюще. Если еще раз буду в тех местах, надо будет обязательно заехать.

Зато оставалось немного времени посмотреть Елабугу. Елабуга (по крайней мере, ее старая часть) – маленький городок, где полностью сохранился старый купеческий дух. Три-четыре улицы, идущие параллельно речке Тойме, застроены одноэтажными деревянными домиками. Некоторые перпендикулярные улочки даже не заасфальтированы, и тогда полное впечатление, что ты в деревне. Из достопримечательностей – три церкви, распложенные в ряд вдоль речки, из которых только одна действующая. Одна из недействующих поразила своими размерами: я ни разу не видел церквей такого размера вне больших городов. Церковь венчает пятиярусная колокольня. Сторож, который грелся на закатном солнышке, предложил нам подняться на эту колокольню, сфотографироваться на память. Мы, конечно, воспользовались этим предложением. Наверх ведут деревянные лестницы с голубиным пометом. Чем выше, тем уже становятся лестницы. На четвертом уровне я испугался, что если полезу выше, то могу и застрять, поэтому мы остановились на тчетвертом ярусе. Вид с колокольни захватывает дух. Видны и Набережные Челны, и Нефтекамск, и Менделеевск. Вся Елабуга, естественно, как на ладони. С Елабугой связаны Марина Цветаева, Иван Шишкин и Наталья Дурова, прототип главной героини «Гусарской баллады». А еще рядом есть Чертово городище – археологический памятник, куда мы не поехали опять из-за недостатка времени. Так что, если вы в Татарстане, Елабугу надо посетить обязательно.

Дальше была дорога опять по М7 до Казани. Она запомнилась только самым большим количеством фур с самого отъезда из Москвы, причем ситуация усугублялась дачниками, возвращающимися в Казань. В Казань приехали, когда уже стемнело.

Гостиницу Татарстан нашли на удивление быстро, даже ни разу не заблудившись. С резервированием гостиницы в Казани получилась следующая история. Когда я прозванивался из Москвы, до «Татарстана» не дозвонился и, в конце концов, забронировал в гостинице «Регина», которая, мягко говоря, не совсем в центре. Кроме того, стоила она 1900 руб. и я надеялся найти что-нибудь подешевле. В общем, из Елабуги я решил еще раз позвонить. На этот раз дозвонился до «Татарстана». Там ответили, что у них есть искомый двухместный номер, и что они будут нас ждать. Огромный плюс «Татарстана» в том, что она находится в самом центре, там, где начинается казанский Арбат – улица Баумана, хотя получилось и не дешевле, чем в «Регине» (1800 руб. за самый лучший номер + завтрак 150 руб). Кстати, потом я понял, насколько это было правильное решение – не ехать в «Регину».

Итоги дня – 980 км, 14 часов, не считая заезда в Елабугу. Это довольно медленно, во-первых, из-за того, что по Уральским горам мы ехали медленнее, чем обычно (около 80 -100 км/ч), а во-вторых, из-за блужданий в Уфе. Заправлялся два раза – примерно на 45 литров каждый раз (точнее уже не помню). При переезде через границу Башкирии и Татарии бензин резко дорожает – на рубль с лишним за литр.

6. Казань

В Казани нам жутко повезло с погодой. Ярко светило солнышко, на небе ни облачка, около 20 градусов тепла. На этот раз ничто не помешало нам выспаться, но встали мы, тем не менее, не поздно. Пошли гулять по Казани, сначала прошлись по ул. Баумана, позавтракали (на гостиничный завтрак мы опоздали). Потом решили поехать на речной вокзал – узнать, есть ли кораблики поплавать по Волге. Заодно посмотрели на нецентральные районы Казани. Немного впечатлили грязь на местном рынке недалеко от ж/д вокзала и полуразрушенные здания в принципе недалеко от центра.

Выяснилось, что есть прогулка по Волге в 14.00. Заодно узнал расписание на Свияжск. Из Казани есть два рейса в 7.45 и в 17.00. Обратно около 16.00 или утром, ночуя в Свияжске. Словом, на Свияжск нужен целый день, которого у нас не было. Час, который у нас оставался до прогулки по Волге, мы провели в забегаловке на набережной, попивая местное пиво. Прогулка по Волге особо не интересная, т.к. проходит далеко от самого центра Казани, так что посмотреть город с Волги не получается. Час теплоход «Москва» шел почти до самого моста, где М7 пересекает Волгу, а потом час назад.

После прогулки мы снова отправились в центр Казани – смотреть на Кремль, кстати, занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кремль впечатлил своими размерами, а также огромной, недавно построенной мечетью. Мечеть эта – аналог храма Христа Спасителя - сейчас достраивается. Аналог, собственно, вот почему. Мечеть эта была разрушена еще в 16 веке при взятии Казани Иваном Грозным, и сейчас восстановлена с нуля Шаймиевым на нефтяные деньги вроде бы даже на том же месте. Размерами он доминирует над Кремлем. Конечно, мечеть симпатичная, с голубым куполом и шатрами минаретов, но наша гигантомания на народные деньги на фоне бедности – бесит.

Похожие чувства вызвало и посещение Петропавловского собора, самого большого в Казани. Церковь, конечно, потрясает – снаружи бежевого цвета, он украшен голубыми изразцовыми узорами, изнутри – изумительные росписи. Я не специалист в архитектуре и в церквях, поэтому точнее описать не смогу. Но вот, уже звенят колокола, и к крыльцу подъезжает черный новый Пассат и из него, с пассажирского кресла, выпрыгивает батюшка, очевидно, опаздывающий к началу службы, и вприпрыжку бежит в церковь. Вокруг куча бабушек, просящих милостыню. Вопрос любителям арифметики: сколько нищих бабушек можно накормить одним Пассатом? Конечно, Господь по достоинству оценит мягкость пассатового кресла под батюшкиной задницей в ущерб бабушкам. И ведь таким батюшкам по России несть числа, начиная с патриарха.

В основном же Казань производит впечатление чистого, отстроенного города. Чувствуется наличие денег в республике.

Теперь о том, почему я понял, что не стоит ехать в гостиницу далеко от центра. Вечером этого дня мы решили поинтересоваться, где можно попробовать татарскую кухню. В «Татарстане» нам посоветовали ресторан в комплексе «Булгар Мета». Там, кстати, есть и гостиница (об идиотизме этого комплекса говорит уже тот факт, что для резервирования номера меня два раза посылали в службу резервирования, до которой дозвониться невозможно, ну и слава Богу). Поймали тачку в центре легко – поехали. О ресторане одно слово: дорого и хреново. Если и гостиница такая же – нечего там делать.

Так вот вышли мы оттуда не поздно, часов пол-одиннадцатого. Улица, на которой находится «Булгар» довольно большая и поток приличный. Так вот, за пять минут – не остановился никто! (В Москве бы уже очередь бомбил выстроилась.) Мы прошлись, и дошли до улицы побольше. Примерно та же история, но, в конце концов, выловили тачку. Так что, если в Казани такая проблема добраться до центра вечером, то правильно мы сделали, что не поехали в «Регину» - она еще дальше чем «Булгар».

7. Болгар

На следующий день, 9 мая, выспавшись и посмотрев парад Победы по телевизору, мы снова уселись в машину. На этот раз поехали в Болгар, где сохранились остатки столицы Волжской Булгарии. Это примерно в 200 км от Казани на берегу Волги в сторону Ульяновска. Насколько я понял, (уважаемые болгары, поправьте), именно оттуда, с Волги, болгары пришли на Балканы во время великого переселения народов, по-моему, веке в 7-ом.

Чтобы добраться до Болгара, надо выехать из Казани по Оренбургскому тракту. Затем до переправы через Каму дорога весьма паршивая, с многочисленными ямами, а перед самой переправой ямы становятся совсем большими. Дальше по карте должен был быть паром. Так даже на знаках при выезде из Казани было написано. Представьте себе мое удивление, когда я увидел вместо парома прекрасный недавно построенный мост! Ну и замечательно, тем быстрее. Дальше – замечательная дорожка с минимумом ям и трафика еще сто с лишним километров. Прикололись над местными топонимами: Мокрые Курнали и Базарные Матаки, например.

Болгар – в сущности, деревня, или небольшой поселок. А вот Великий Булгар, находящийся справа от дороги, действительно большой, даже притом, что сохранилось немногое. Сохранились очень хорошо два минарета, три мавзолея, так называемая Черная палата, есть еще остатки большой мечети и еще насколько развалин. И еще, более поздняя церковь, превращенная в музей. Расположены они на весьма большой площади, вдалеке друг от друга. Все эти развалины, безусловно, стоят того, чтобы по ним полазить, еще больше, того, чтобы просто погулять. С высокого берега Волги открываются изумительные виды.

На обратном пути еще остановились на берегу Камы, точнее Куйбышевского водохранилища. Поразились его размеру – противоположного берега не видно вообще, даже в бинокль.

А вечером еще попали на салют и народное гуляние в Казани.

Итоги дня: 400 с копейками км, 2,5 часа туда и 2,5 - обратно. Заправился 51 литром бензина.

8. Казань – Москва

10 мая, в последний день майских праздников, мы решили все же выспаться. Встали без будильника – в 8 утра. Потихоньку собрались и около 10 утра выдвинулись. Сначала по дороге хотели съездить в Раифский монастырь. Туда и направились. Еще в Казани нашли замечательное здание на берегу Волги по направлению к М7. Сначала я думал, что это церковь, - там были ярко раскрашенные купола-луковки. Потом жена увидела минареты с полумесяцами и, конечно, предположила, что это – мечеть. При ближайшем рассмотрении обнаружились еще и звезды Давида и знаки инь-янь. Спрошенный мужичок, работавший около церкви-мечети-синагоги, разъяснил, что они строят это здание, как символ единства Бога и основных религий. Однако, что пока не собираются проводить там службы, ибо где найти попа, муллу и раввина, которые бы согласились проводить службу под одной крышей. Внутри, правда, еще не доделали, так что туда мы не попали. Кто это строит, мы, правда, не спросили. Однако все это очень интересно и выглядит очень красиво. Рекомендую взглянуть.

Дальше Раифский монастырь. Монастырь красивый, богатый и полностью отремонтированный. Это естественно, ведь у ворот висит доска с именами жертвователей, среди которых М. Шаймиев (где-то я уже слышал эту фамилию), Р. Вяхирев, Г. Боос и другие, видимо, небедные жертвователи.

И вот, в 11.40 выдвинулись в сторону Москвы, еще чуть-чуть успев насладиться свежим воздухом Волжско-Камского заповедника, в котором находится монастырь. Но сначала нас ждали три небольших препятствия. Сначала, Зеленодольск, где я опять заблудился, проехав указатель, потом паромная переправа через Волгу. Я-то там ожидал увидеть мост. Слава Богу, паром ходит часто, челноком с одного берега на другой. Стоит он 110 руб. с внедорожника. Третьим препятствием был пост уже в Чувашии, где меня остановили за проезд знака СТОП (на посту, не на перекрестке) и я дал им на бедность полтинник. (Уже после приезда я прочитал тут флейм, что нефиг останавливаться на знаке СТОП в этом случае, но тогда не знал.) В общем, поехали по-настоящему уже в час дня.

И тут я проклял все на свете. М7 это попа. Там все радости – ямы, фуры (и то и другое в огромном количестве), трехполоска, где каждый считает, что третья полоса – его. Средняя скорость до самого Нижнего – дай Бог, если полтинник. Ужас! Был еще раз оштрафован на некоем длиннющем мосту, тоже в Чувашии, за то, что обогнал шеренгу из десятка фур, перемежающуюся легковушками, с превышением скорости, да еще и в месте, где обгон запрещен. Выслушал лекцию, о том, сколь опасно это место и сколько там трупов, расстался с 200 рублями и поехал дальше.

После Нижнего – магистраль. Скорость 120, снижаясь в населенных пунктах, которых много. Но счастье было недолгим. В Вязниках начинается ремонт дороги, т.е. ее расширяют, а следовательно, пробка. Фуры вперемежку с дачниками – это что-то! Временами приходилось обгонять по встречной обочине (своей не было – там ремонт как раз). Снова все проклинал, но хорошо, хоть что-то делают. В девять с лишним был во Владимире, в десять с копейками – в Покрове. Ближе к Москве уже пробки не было – поздно.

Итак, около полуночи мы усталые, но довольные до безумия вернулись домой. А завтра на работу!

Итого за день: прошли километров 840, 12,5 часов не считая остановок, опять две заправки – примерно на 50 и 59 литров, штрафы – 250 руб., блин.

9. Подведем итоги

Итого путь – 4615 км (по одометру), 62 часа за рулем, что дает среднюю скорость около 75 км/ч (максимально ехал 120-130). Это примерно совпадает со средней скоростью по www.autotransinfo.ru. Я думаю, что для оценки дальних маршрутов по равнинным асфальтовым дорогам в России это можно считать нормальной средней скоростью, +/- 5 км/ч. Израсходовано около 510 литров бензина, т.е. 11 литров на 100 км, чуть больше, чем по паспорту, что странно – надо будет выяснить, что такое. Если считать около 12 – 12,5 руб/литр, то около 6200 руб. только на бензин. На штрафы ушло 400 рублей – 6% стоимости бензина. Побывали в двух частях света, проехали 13 регионов России.

Извлеченные уроки таковы (для себя, конечно, но, может, кому поможет).
1. По России по крупным дорогам можно передвигаться по указателям. Почти везде. Плутали из-за отсутствия указателя только однажды – в Уфе. Где нет указателей, а это, как правило, в городах – всегда есть, кого спросить. То есть, теоретически, можно даже без карты, а уж GPS – и вовсе не нужен.
2. 95-й бензин есть на большинстве крупных дорог, с этим проблем нет. Много брендовых заправок: Юкос, Лукойл, Татнефть, ТНК. В Башкирии – свои. Но стоит придерживаться правила начинать искать заправку, когда остается около трети бака. Бензин самый дешевый в Башкирии (11.45 за 95-й), самый дорогой – в Чувашии (аж 13.50), дороже чем в Московской области.
3. Дороги, как ни странно, чем менее основные – тем лучше, М5 и особенно М7 - наихудшие. Наверное, крупные трассы разбиваются многочисленными фурами. Конечно, это не везде так, но мне почему-то так показалось.
4. Это уж точно для себя. Наверное, 1000 км в день это многовато. Для осмотра достопримечательностей по дороге хорошо бы проезжать не больше 500 км в день, иначе путешествие превращается в перегон. Большие города в этот расчет не входят, так как въезд и выезд из них занимает очень много времени.
5. Словом, езда по России совсем не так страшна, как ее малевали некоторые мои знакомые (не в этой конфе). С криминалом не сталкивались, с вопиющим беззаконием со стороны гибддунов – тоже. Может, просто везло, а?

По материалам сайта www.autotravel.org.ru


Оставить отзыв