Путешествие к югу от Москвы на Первомай Май 2004 г. Часть 1

Московская область, Москва

Описание:
Друзья на майские праздники разъезжались, традиционное открытие шашлычного сезона в лесу откладывалось. Решил тогда уж использовать длинные выходные, совершив поездку на пару-тройку дней куда-нибудь неподалеку от Москвы. Поскольку весна в этом году выдалась поздняя, захотелось съездить в южную от Москвы сторону - вдруг там да потеплее и листочков на деревьях побольше. На примете у меня были два старинных города в Курской области - Рыльск и Льгов, вот и решил сначала их посмотреть, а потом выбираться обратно собаками и автобусами маршрутом через Курск-Орел-Болхов-Белёв-Козельск на Сухиничи и оттуда на ПДС вернуться в Москву.

Но, как гласит народная южно-американская пословица, "патриот предполагает, а хунта располагает". Льговский поезд оказался неожиданно дефицитным, и уже за неделю до праздников билетов на него уже не было. Точнее, оставались СВ по цене 2300 руб., что было явно неприемлемо. Как вариант, можно было бы доехать до Курска, и уже оттуда добираться до Рыльска. Но пока я обдумывал этот вариант, за пару дней до 30 апреля уже не оказалось дешевых плацкартных мест ни на один поезд, проходящий через Курск. Похоже, все гастарбайтеры решили сделать передышку в своем нелегком труде и покинуть Москву на первомайский праздник. В раздумьях и сомненьях пролетело оставшееся время. Броня, как я и предполагал, 30-го апреля вечером не появилась. Утром 1-го мая я оказался перед дилеммой - либо попасть на праздники в неприятное ДТП (диван-телевизор-пиво), либо ехать в путешествие на собаках. Выбрал второй вариант, как более многообещающий.

План таким образом скорректировался в следующем направлении : Москва-Тула-Мценск-Орел-Болхов-Белев-Козельск-Сухиничи-Москва с ночевкой в Орле. Здесь приоритетами были Болхов и Белев, а также внезапно прорезавшийся Мценск. По расписаниям получалась хорошая стыковка на участке Орел-Болхов-Белев-Козельск, поскольку от Болхова (Орловская обл.) ходят два автобуса в день до Белева (Тульская область), что является редкостью, ибо со времен феодальной раздробленности Руси транспортные связи между соседними областями весьма слабы, тем более, если города не являются облцентрами. Белев, расположенный на краю Тульской области, трудно достижим, но помимо автобусной связи его с Болховом существуют также два пригородных поезда в день, связывающие его с Козельском, что уже в Калужской области.

Таким образом, утром 1 мая (нет не так - Первого Мая !) я приступил к выполнению плана праздничных мероприятий.

От Тулы до Орла ходит только одна электричка в день - в 15-24 (расписание мая 2004г.), поэтому с утра торопиться не имело смысла, и на прямой семичасовой тульской собаке до Тулы я не поехал, а решил ехать двумя часами позже от станции Люблино в 9-25 на серпуховской электричке до Серпухова, с тем, чтобы погулять еще пару часов и по этому городу, а потом уже в районе полудня отправиться оттуда на Тулу.

К моему величайшему изумлению, далеко не все дачники уехали днем раньше накануне праздника на свои фазенды. Электричка со стороны Каланчевки в Люблино подошла уже без свободных сидячих мест, в Царицыно любителей дач и огородов еще сильно прибавилось, так что до Подольска 40 минут пришлось постоять в тесном проходе. В Подольске мне все же удалось сесть, но до самого Серпухова стоячие люди сохранились. Между Гривно и Львовской прошла контра - две насупленные тетки, весьма агрессивно настроенные, невзирая на пролетарский праздник. Из тамбура долго раздавались их визгливые крики - какую-то несчастную жертву пытались оштрафовать-обилетить.

В Серпухове уточнил расписание - действительно, в 12-30 должна была пойти электричка до Тулы, кроме нее была назначена дополнительная на 13-25, но с нее на Орловскую я не успевал, поэтому решил ориентироваться на первую.

Времени гуляния по Серпухову мне отводилось всего часа полтора-два, поэтому решил воспользоваться городским транспортом и подъехать на автобусе к площади Ленина, где 1 мая должно быть, по идее, что-то интересное. Оно и оказалось в виде первомайской демонстрации трудящихся города. На трибуну почетных гостей меня, скорее всего, не пустили бы, поэтому пришлось довольствоваться приветствованием колонн трудящихся снизу. Поглядев на ряды демонстрантов и проникнувшись их настроением, примкнул к колонне медиков, прошелся некоторое время рядом с актуальным транспарантом "Городская поликлиника номер такой-то - 50 лет без ремонта !". Исполнив таким образом свой классовый долг, с чувством глубокого удовлетворения отправился по праздничным улицам города пешком обратно в сторону ж/д станции, куда и прибыл минут за десять до отхода поезда.

Размер толпы на платформе вызывал нехорошие предчувствия. Тульская трамваина из Москвы пришла отнюдь не пустая, и в Серпухове из нее вышло довольно мало людей. Началась увлекательная русская народная железно-дорожная игра под названием "Нам бы только в тамбур попасть". Единственный раз за всю поездку я слегка пожалел о своем предприятии. Но вписался в толпу удачно и вскоре оказался в вагоне, прямо в дверях из тамбура в салон. Поскольку в глубине вагона проглядывали свободные стоячие места, я и еще пара социально активных граждан стали туда ввинчиваться. В итоге борьбы за место под солнцем через пару минут я оказался в относительно удобном положении. А в тамбуре при каждой остановке кипела нешуточная битва за право дачников выйти со своей рассадой и сельхоз-инвентарем из вагона. Минут через двадцать, когда народу чуть поубавилось, некий товарищ, что ехал с двумя детьми, пошел в тамбур покурить и усадил меня на свое место, а в дальнейшем категорически отказывался получить его назад, мотивируя тем, что уже не может сидеть, ибо едут они в Тулу к бабушке на перекладных издалека уже чертову уйму времени. Судя по его окающему говору, это "далеко" было где-то в Поволжье.

Так что до Тулы я доехал с относительным комфортом. До отхода Орловской электрички оставалось почти полчаса. За это время я успел купить билет до Мценска (71 руб.), а также приобрел бутыль минералки и тульский пряник для поддержания сил и еще погулял возле ж/д станции.

Орловская собака имела 10 вагонов и оказалась хорошо заполненной - не так, как в ужасной московско-тульской, но и свободных сидячих мест оставалось не так уж много. Соседями по моему отсеку оказались пожилая семейная пара и еще один товарищ, которые проявили свойство болтливости и завели длинный нескончаемый разговор на популярную тему "как хорошо было раньше, и как никуда ничего не годится теперь". В соседних двух отсеках ехали подростки с пивом, но вели себя более-менее прилично, хотя шуму тоже добавляли. В процессе общения друг с другом они к тому же малоактивно приставали к двум девушкам, ехавшим из Москвы в Брянск почему-то через Орел. Интересный маршрут. Читать при таком звуковом фоне у меня решительно не получалось, но на помощь пришел мой верный СД-плеер-дебильник, и под музыку я и продолжал свой вояж.

Проехали потемкинскую деревню - станцию Ясная Поляна, резко контрастирующую своей ухоженностью от других остановочных пунктов по Курскому направлению. Тут тебе и новенькие с иголочки станционные строения, и плитка под ногами, и кованое ограждение на платформе. По пути народ выходил слабо, разгрузка началась только в Плавске, продолжилась в Скуратово, и очень много народу сошло в Черни, в том числе и мои занудливые соседи и веселая молодежь, которая, напившись клинского, задремала и чуть было не проехала свою остановку. Так что ближе к границе с к Орловской областью наши ряды поредели, а уж в Мценске вышла большая часть оставшихся, и в Орел поезд пошел почти пустым.

Вышел на платформе в Мценске, убедился, глянув на расписание, что нужная мне девятичасовая электричка на Орел не отменена, и пошел на привокзальную площадь. Здесь многочисленные пассажиры уже поджидали автобус, лениво отбиваясь от назойливого приставания частных извозчиков. Нарядный паровоз-памятник с парой теплушек стоял тут же рядом и производил своим видом неизгладимое впечатление.

Ж/д станция в Мценске находится на окраине города, поэтому я тоже решил испытать городской транспорт Мценска и дождался автобуса. Подошедший Пазик заполнился полностью и отправился в путь. Проезд стоил 4 руб., кондуктора не было, деньги шли шоферу, и билеты не выдавались. Т.е., по своей сути, это была маршрутка, только проезд почти в три раза дешевле, чем в Москве. Спасибо московским властям за заботу о вверенному им населению столицы.

До самого центра я не поехал - как только мы проехали мост через реку Зушу, вышел, ибо вид с этого места на окрестности оказался весьма хорош. Полюбовавшись с моста видами города, спустился вниз, где справа имел место скверик с мемориалом героям ВОВ, а также с десятком бюстов - героев Советского Союза. Затем свернул направо и пошел в направлении видневшейся вдали церкви. Первое впечатление - улицы города оказались довольно чистыми. Интересная особенность Мценска - разнообразие в архитектуре зданий. Никакой однородности. Такое впечатление, что кто-то взял и перемешал стили и расставил дома в произвольном порядке. Каменные особняки следуют за бревенчатыми избами, потом вдруг возникает типовая пятиэтажка, а потом - раз, и церквушка. Впоследствии это оказалось характерным и в других частях города. Но, повторюсь, чистота и ухоженность улиц чувствуется. Хотя, может быть, это к празднику так подготовились.

Сверяясь с картой, шел в направлении центра. По дороге отмечались интересные здания. Так, на улице Ленина выделяется дом, который я опознал как прототип дома, где жила пресловутая "леди Макбет Мценского уезда". Сейчас здесь расположено отделение милиции. Тут же на ул. Ленина имеет место отнюдь не бедное на вид здание Сбербанка, а чуть поодаль, еще более помпезное здание областного отделения Госбанка. Мои недавние попутчики непременно бы завели разговор на тему "Вот куда уходят народные денежки".

Наконец вышел на центральную площадь. Здесь, естественно, оказался комплекс административных зданий, памятник Ленину, кроме того, монумент в честь основания города, а также старинные торговые ряды, увеселительные заведения, сквер с монументом-танком - т.е. опять сборная солянка.

Пройдя чуть дальше, уткнулся в городской парк с памятником Тургеневу при входе. Этим праздничным вечером сюда в парк постепенно стекались пока еще немногочисленные горожане. Вообще, несмотря на праздничный день, обстановка казалась вполне пристойной, пьяных не наблюдалось, не видать было также бомжей и гопоты. Зато повсюду периодически виднелись представители правоохранительных органов, в основном на патрульных машинах. Так что празднование дня Весны и Труда, по крайней мере, в этой части города и в это время, проходило вполне чинно-благородно. Ну, ближе к ночи народ разгуляется.

Погулял по парку, соблазнился колесом обозрения - захотелось взглянуть на город сверху. Вид сверху на город не впечатлил - колесо не очень высокое, много сквозь деревья не разглядишь. Но зато визуально издалека слегка познакомился с северным районом, куда уже впоследствии гулять не пошел.

Время между тем не стояло на месте, подошла пора двигаться в обратном направлении. Назад к станции шел другим путем. Попал в кварталы, где застройка представлена сплошь пятиэтажными домами. Но и здесь город проявил свою эклектичную сущность - все пятиэтажки тоже оказались разными - и панельные, и кирпичные, с различной рустовкой и разнообразной отделкой стен, причем стены окрашены во всевозможные цвета. Да, не любят в Мценске однообразия.

Часть пути к станции шел по ул. Железнодорожной, проложенной по высокой насыпи, слева от которой внизу проходили ж/д пути. Здесь тоже были разнообразные живописные жилые дома - от бараков до добротных строений, с садиками, сарайчиками и прочими принадлежностями. Довольно чисто и не особо замусорено, как это часто бывает вблизи железной дороги.

В надлежащее время пришла электричка Скуратово-Орел. Опять же, как и ранее, из неё вышли почти все пассажиры - решительно в этот вечер никому кроме меня не было дела до Орла. Весь поезд принял едва ли 5-7 человек. Я прошел два пустых вагона, пока нашел такой, где теплилась жизнь - разительный контраст с тульской собакой. А ровно через час я уже выходил из поезда на ж/д вокзале Орла.

Из списка гостиниц города я заранее выбрал для себя "Русь", рекламируемую в сети доступными ценами и еще тем, что там недавно был проведен ремонт. Троллейбус №3, который туда идет прямо от вокзальной площади, упорхнул у меня из-под носа. Пришлось, сверившись с планом города, пройти вперед метров триста и выйти на Московскую улицу к остановке, откуда вскоре я уехал на автобусе. Как и в Мценске, это был ПАЗик, с оплатой водителю, но проезд стоил уже 5 руб. Переехали Оку, свернули на ул. Горького, и еще через пару минут, покинув автобус, я вышел на большую площадь, где в самом начале ее большое количество людей тусовалось около ресторана, расположенном в еще одном отеле. На другом же конце площади виднелась искомая гостиница "Русь", куда я и направил свои стопы.

Гостиница оказалась вполне приемлема. Правда, если верить администратору, самых дешевых одноместных номеров по 270 руб. не осталось. Пришлось согласиться на 320 руб. Ремонт в отеле действительно был относительно недавно. Редкий случай - в номере присутствовала горячая вода. Телевизор же оказался таким древним, что я поначалу не понял, что при рождении он был цветным - настолько у него села труба, и цветность почти не регулировалась. Ну и ладно, все равно смотреть было особенно нечего. Попил чайку в круглосуточном буфете на этаже и завалился спать.


Оставить отзыв