Три поездки вокруг Москвы золотой осенью.Часть 1

Московская область, Москва

Описание:
С большим запозданием в Москву пришла золотая осень. Почти весь сентябрь было непривычно холодно и дождливо, но в конце месяца природа, наконец, спохватилась, и наступили теплые ясные дни. Срочно извлеклись на свет накопленные отгулы, и в течение пяти дней (суббота и два будних дня) я совершил три однодневных поездки по городам Подмосковья и прилежащих Тульской и Калужской областей. При выборе маршрутов немаловажной составляющей было желание прокатиться по малодеятельным ж/д веткам Подмосковья и испытать новые виды ж/д транспорта. Ну и, разумеется, предполагалось хотя бы бегло осмотреть некоторые старинные русские города.

Радиалка 1. Калуга-Алексин

Попасть в Калугу я мечтал давно, да все как-то не получалось посетить колыбель русской космонавтики. Помимо осмотра этого старинного русского города также мое внимание привлекала ж/д ветка Калуга-Алексин-Тула-Узловая, давно хотелось по ней прокатиться, тем более, что в памяти еще живы воспоминания о замечательном по красоте отрезке более южной ветки, также неэлектрифицированной, Белев-Козельск-Сухиничи. Город Алексин тоже вызывал определенный интерес, хотя бы по тому, что сведения в инете о нем весьма скудны, особо не балуют своим вниманием путешественники этот город в Тульской области.

Итак, в субботу встал затемно, чтобы успеть на попугай Москва-Калуга, что отправляется в 7.15 с Киевского вокзала. Ехал на вокзал от м. Братиславской чуть ли не первым поездом метро. Несмотря на такую рань и выходной день народу в метро уже набралось преизрядное количество.

По случаю выходного дня в кассе также не оказалось в наличие билетов 2-го класса на поезд Москва-Калуга, пришлось раскошелиться на 1-й класс, что облегчило мой кошелек на 420 руб. Этим «попугаем», или, выражаясь официальным языком, «электричкой повышенной комфортности», я уже пользовался несколько лет назад, когда ездил в Боровск и Малоярославец. Поезд тогда оставил приятное впечатление – мягкие кресла со столиками на 4-х, наличие буфета с нехитрой снедью. Ну, и едет электричка быстро, делая промежуточные остановки только в Балабаново, Малоярославце и Обнинске.

Всего через два с половиной часа после отправления с Киевского вокзала мой поезд прибыл в тупиковую станцию Калуга -1 (есть еще Калуга -2 , что находится на главном ходу в нескольких километрах от города – там останавливаются все поезда, идущие с Киевского вокзала в направлении Брянск-Сухиничи).

История русского города Калуга простирается в глубь веков. Первое упоминание о Калуге относится к 1371г. в грамоте литовского князя Ольгерда. В 14-16 вв. Калуга входила в систему береговой обороны Московского княжества от набегов татар по рекам Ока и Угра. В 1480г. на реке Угре произошло великое стояние войск Ивана III и хана Ахмата, которое и было решающим шагом к окончанию татаро-монгольского ига. «Всем спасибо, все свободны». Неспокойными для Калуги были годы Смутного времени - именно в этих краях действовали отряды обоих Лжедмитриев и польских интервентов, вождь восставших крестьян Болотников. Горожане участвовали в московском ополчении Минина и Пожарского. Сражения с Наполеоновским войском тоже происходили на Калужской земле. В общем, история края богата на исторические события.

Несмотря на то, что в Москве с утра небо было ясное, до Калужской области антициклон еще не дошел, и погода тут меня определенно подвела - в Калуге оказалось довольно пасмурно. Философски приняв этот удар судьбы, пошел гулять по городу. Дизель на Алексин отправлялся по расписанию в час дня с минутами, поэтому в моем распоряжении было не так уж много времени – около трех с половиной часов, что для довольно большого города явно не достаточно. Ну что ж, тогда будем считать эту экскурсию пристрелочной.

Цель первая – посмотреть музей Циолковского, если и не экспозицию внутри, то хотя бы экспонаты, выставленные под открытым небом (читал отзывы, многих не восхитила внутренняя экспозиция, поэтому я и не планировал тратить время на ее осмотр).

Музей Космонавтики находится аккурат на противоположном от вокзала конце города, куда идет троллейбус номер 1. Машины следуют друг за другом довольно часто, цена проезда 8 р. – вполовину московской цены (2008г). Троллейбус идет через центр города, так что можно попутно совершить «обзорную экскурсию» из окна и отметить интересные городские объекты, к которым потом можно вернуться на обратном пути.

Минут через двадцать мы добрались до конечной остановки, где и начинается небольшой, но симпатичный и ухоженный парк. Пройдя через него, мимо могилы Циолковского с памятником в виде высокой стелы (на стеле - барельеф с Циолковским, показывающего пионерам рисунок ракеты), я вышел на окраину парка и оказался на краю большого поля, где и развернута внешняя экспозиция музея. Вдали слева на платформе стоит легенда советской космонавтики – ракета-носитель «Восток», а по правую руку – довольно-таки большое здание музея.

Подошел поближе к «Востоку». Тут оказался целый макет пускового стола, и я с любопытством осмотрел ракету вблизи - весьма занятное зрелище. Позже я уже прочитал, что ракета-носитель «Восток» на нынешнем месте была установлена в 1971 году, к 600-летию Калуги. Этот экспонат музея истории космонавтики – резервная ракета к полету Юрия Гагарина (на ВДНХ в Москве – лишь муляж). Она так и не побывала в космосе, но обошла мир – демонстрировалась на выставках в Америке и Европе.

После этого направился к музея. Рядом с входом в здание музея возвышаются несколько образцов ракет, среди которых выделяется своими размерами легендарный носитель Р-12. Разработанная в конце 50-х годов, ракета Р-12 оказалась пригодна для серийного производства, поскольку конструкция оказалась высокотехнологичной. Р-12 побила все рекорды времени пребывания в эксплуатации – почти тридцать лет, вплоть до ликвидации всего класса ракет средней дальности в соответствии с Договором между СССР и США

Несмотря на ранний час, возле здания музея царило оживление – не успела отъехать свадебная процессия, завершившая фотосессию (да и то подумать – столько фаллических символов!), как появилась целая группа экскурсантов, прибывшая на автобусах. Ну, а я, поджимаемый временем, с некоторым сожалением оставил осмотр внутренней экспозиции музея на «потом», запечатлел напоследок перед тем как, покинуть музей, весь парк ракет, а также потомков всяких там Белок-Стрелок, тоже прибывших поглазеть на героические дела своих прабабушек в деле освоения космоса, и двинул в обратном направлении к центру города.

Погода все еще не радовала, серая пелена и не думала рассеиваться, несмотря на ветерок. Сверился с планом города и пошел пешком к центру по ул. Академика Королева в направлении обратном тому, откуда приехал. Что видел интересного по пути? Небольшое количество деревянных домиков, некоторые из которых весьма симпатичны на вид, в том числе и дома в стиле модерн. Достаточное количество двухэтажных каменных особняков. Из одного из них, где на первом этаже разместилась кулинария, разносился призывный аромат свежей выпечки. Зашел внутрь и купил несколько только что испеченных пирожков по весьма привлекательной цене, помятуя, что времени на неторопливый обед в каком-нибудь калужском кабачке у меня скорее всего не будет. Эта предосторожность, как оказалось впоследствии, была не излишней.

Космическая тема преследовала меня на протяжении всей прогулки по ул. Академика Королева. Вот панно на Доме культуры – две ладони, в которых с силой бьют факелы взлетающих ракет, ничуть их не обжигая. Вот устремленные ввысь, в космос, шпили и башенки домов-новостроек. Вот перекресток с улицей Гагарина. А на углу – дом, где в 20-е годы помещалась единая трудовая школа 2-й ступени («2-я ступень» !!!! – тоже космический термин!), тут преподавал в свое время Константин Эдуардович Циолковский.

Дошел до пересечения с ул. Баумана. Тут тоже обнаружилось несколько интересных объектов. Во-первых, это церковь с необычным названием – Георгия За Верхом (1701г.). Она находится в плотной застройке жилых домов, пришлось обойти кругом, чтобы найти более-менее подходящее место для осмотра. Здесь же на площади – несколько домов, выкрашенных в ярко-синий цвет – цвет если и не космоса, то неба. А вот дом на противоположной стороне улицы оказался весьма примечательным. Мемориальная доска на нем извещала, что здесь жил (содержался под домашним арестом?) легендарный имам Дагестана и Чечни Шамиль.

Дальше по ходу обнаружился Краеведческий музей – бывшая усадьба Золотарёвых. В музее – замечательное крыльцо при входе в особняк – с ажурной решеткой и двумя фонарями. Во дворе возвышаются какие-то античные строения с колоннами. Разумеется, и на посещение этого музея у меня тоже не было времени, и я проследовал дальше, достигнув в скором времени моста через овраг. Помимо всего прочего Калуга интересна тем, что самый ее центр прорезан насквозь живописнейшим, достаточно глубоким оврагом под названием Березуйский. Мост через овраг построен в 1780г. и являет из себя нечто вроде Римского виадука. Длина моста около 160 метров, высота более 20 метров. Березуйский мост опирается на 15 крупных каменных арок, центральные арки сделаны в два этажа.

Миновав величественное сооружение из темно-красного кирпича – бывшее управление Сызрано-Рязанской железной дороги, поглядев на музыкальное дерево возле музыкальной школы на противоположном стороне улицы, я подошел в арке в сплошной стене, пересекающей проезжую улицу поперек. Это оказались здания Присутственных мест Калужской губернии. Комплекс зданий строились с 1780 по 1787 годы по проекту архитектора Никитина. В них была размещены все надлежащие службы губернского управления. Присутственные места включают в себя несколько зданий, соединенных арками.

Миновав второй проход через арку, симметричный первому, вышел прямо возле входа в городской парк культуры и отдыха. Этот парк, как и парк Циолковского, тоже оказался весьма ухожен и приятен на вид. Здесь повсюду расставлены множество скамеек, дорожки парка асфальтированы, имеет место неработающий фонтан с замечательным барельефами по бокам чаши. Тут же в парке – главная смотровая площадка на Оку и заречную часть города. На территории парка стоит монументальный Свято-Троицкий кафедральный собор. (1786-1808 гг.) Собор представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, купол же храма, увенчанный крестом, возведен в византийском стиле в форме полушария. Как я вычитал позже, это первый в России безопорный купол, внутренний диаметр которого составляет почти 17 метров

Внутрь собора я не пошел, поэтому по поводу интерьера ничего сказать не могу. Вышел из парка, сверился с картой города. Оказалось, что от парка уже недалеко до главной площади города – пл. Старый Торг, к которой я вскоре и вышел.

Главная площадь собой весьма широка и протяженна. На одной стороне ее – типовое здание администрации с елочками и Ильичем перед ним. А напротив – старинные торговые ряды или, по-другому, Гостиный Двор.

Обошел кругом всю площадь, поглядел на возвышающийся вдали Свято-Троицкий собор, на интересные угловые дома. Завернул на ул. Ленина, прошелся вдоль Торговых рядов. В глубину они так же протяженны, как и по фасаду и занимают целый квартал. На углу следующей улицы – ул. Карпова обнаружилась восстанавливаемая Никитская церковь, построенная в стиле классицизма с портиком и колоннами. В советское время тут был кинотеатр, сейчас церковь приобретает прежний вид, в данный момент у нее надстраивается купол. На этой же улице Карпова есть интересный дом, тоже связанный с именем Циолковского – здесь в 30-е годы он выступал перед воинами калужского гарнизона. О чем говорил калужский мечтатель? Полагаю, о развитии космонавтики.

Табличка на следующем неординарном здании извещает, что улица названа в честь героя войны летчика Карпова. Этот летчик - истребитель 123-го-го Выборгского гвардейского истребительного авиационного полка 2-го Ленинградского гвардейского истребительного корпуса ПВО - самый результативный лётчик ПВО и единственный среди них дважды Герой Советского Союза. Сбил он 28 самолетов лично и 8 в групповых боях.

Следующая по ходу улица несколько неожиданно носит имя Дарвина. Она малопримечательна, за исключением разве что здания на пересечении с ул. Пацаева – почетного гражданина Калуги, летчика-космонавта, погибшего при аварии спускаемого аппарата в 1971г. (вместе с космонавтами Волковым и Добровольским).

Время мое до отправления поезда на Алексин уже на исходе, а посмотрел я преступно мало – город Калуга велик и разнообразен. Глянув на карту, я решил, что успею еще пройти по главной улице города ул. Кирова и посмотреть тамошние достопримечательности, ну или хотя бы их часть.

Вскоре вышел на площадь Мира, от которой и начинается ул. Кирова. Она представляет собой широкий бульвар, довольно оживленный. По случаю выходного дня и ремонта мостовой часть улицы в данный момент была перекрыта для транспорта. Отметил тут церковь Жен-мироносиц, неподалеку от которой зачем-то возводится нелепый монстр, по завершению строительства явно убьющий всю перспективу бульвара.

Прошел мимо местного драмтеатра с фонтаном перед ним. Далее дошел до пересечения с ул. Московской, посмотрел на красивую церковь Иоанна Предтечи и только мельком глянул на другую часть ул. Кирова в направлении к площади Победы (туда, увы, мне в этот раз не попасть). Отметил, что там тоже есть что посмотреть, но время неумолимо приближалось к критической точке. После этого дождался маршрутку и покатил на вокзал, да и то пора бы - прибыл к вокзалу всего минут за десять до отхода поезда на Алексин. Купил в кассе билет (80 руб.) и пошел на платформу.

Калугой остался вполне доволен, несмотря на недостаточность увиденного и пасмурную погоду. Приеду сюда еще наверняка.

Дизель Д-1 показался из-за поворота практически сразу, как я вышел на платформу. На Д-1 я уже катался неоднократно, поэтому мне были знакомы чуть более узкие, чем в электричке, вагоны, где размещаются не две обычные пары деревянных сидений на 3 человека каждое, а один ряд состоит из усеченных мест – полуторных, на которых одному сидеть просторно, а двоим тесно.

Вагон поначалу был малонаселен, но на двух остановках в пределах городской черты в поезд подсело много пассажиров, и даже на полуторных местах поехали по двое. Впрочем, в ближайших остановочных пунктах большая часть публики сошла, и к середине пути в вагоне опять стало просторно. Как и в предыдущие поездки по малодействующим веткам, картина повторилась. Местность тут малонаселенная, поезд останавливался в ни чем непримечательных местах в лесу, где остановочные пункты часто не имели никаких строений и обозначались лишь знаками – например, бетонной плитой. И не единого признака жилья. Очередные несколько человек на таком ОП выходили, по едва видимой тропинке уходила в лесную чащу и бесследно исчезали…

Время в пути я проводил, глядя в окно, изредка читая и попутно поедая предусмотрительно купленные в Калуге пирожки.

Проехали Ферзиково – это половина пути - и вскоре пересекли невидимую границу Тульской области. Тут картина поменялась на обратную – на ОП народ большей частью стал не выходить, а подсаживаться, и ближе к Алексину мы опять имели полный вагон народу, причем основной контингент - оживленные тетушки, натурально все поголовно знакомые промеж собой.

Подробной карты города Алексина в мире, похоже, что нет. Так же весьма невнятны и гугловские спутниковые снимки. Поэтому я имел лишь общее впечатление о плане города – зная, что он состоит из нескольких отдаленных друг от друга микрорайонов и разделен на две части Окой. На последней перед вокзалом остановке все многочисленные пассажиры стали быстро покидать состав. Оставалась сидеть лишь глухая тетушка, у которой я тщетно пытался выяснить, почему это никто не едет до вокзала. Почувствовав, что поезд вот-вот тронется, я в последний момент принял судьбоносное решение и все же успел выскочить на платформу. После этого дизель тронулся и повез глухую тетушку чуть ли не в единственном числе на конечную станцию. Сфотографировав на прощанье с пригорка уходящий поезд, я двинулся следом за толпой в лесную чащу, оказавшуюся впоследствии городским парком.

Первый подарок от города – древняя скульптура двух спортсменов, затеявших в сумрачном лесу игру в мяч. Тут же на лесной тропинке пообщался с местной жительницей. Она вкратце рассказала мне об ориентировании на местности – где что в городе расположено. Выяснилось, что автобусная станция, как я и подозревал, находится в Заречье, там, где расположена самая старая часть города и куда мне по-любому предстояло добираться.

Ну, а теперь краткая справка об Алексине. Первое упоминание об Алексине - в Никоновской летописи в 1348г. в связи с нападением татаро-монгольского хана Темира. Город Алексин основан на рубеже 13 - 14 вв. как деревянная крепость, видимо, выходцами из разгромленных татаро-монголами поселений Черниговского княжества. Название Алексин согласно преданию дал в 1298 г. московский князь Даниил Александрович по имени своего сына Александра (от производной формы Алекса, Алекся). В 15 - 16 вв. Алексин — важная военная крепость. 1472 г. ознаменован героической обороной города от ордынского хана Ахмата, предотвратившей нападение татар на Москву. Город был осаждён, но время, потраченное на захват Алексина, было использовано русскими для стягивания сил к месту сражения. Линия Оки оказалась прочно занятой русскими полками, и хан не пошёл на риск решительного сражения. Впервые за всю историю татаро-монгольского ига хан вернулся в Орду, не отважившись на сражение с русским войском. Забегая вперед, отмечу, что в старой части города я обнаружил недавно открытый памятник в честь обороны Алексина от войск хана Ахмата.

Старая часть города - Заречье - находится на правом берегу Оки. Она во многом сохранила черты российской провинции 19 века. На левом берегу Оки цепочкой вытянулись промышленные микрорайоны (бывшие рабочие посёлки) - Мышега, Соцгород, Петровский, объединённые в 1958 г. со старой правобережной частью в единый город.

Вскоре, миновав лесополосу-парк, я вышел на улицу с названием ул. Героев-алексинцев, где наткнулся сразу на несколько важных туристических объектов – Доску почета с фотографиями знатных алексинцев и стоящий несколько особняком бюст еще более знатного горожанина – князя Львова.

Прежде чем направиться к центру этой части города, я решил осмотреть окраинный район и прошелся с полкилометра вправо, в противоположном от центра микрорайона направлении. Район не сказать чтобы совсем уж безрадостный, но особыми шедеврами архитектуры не блистает – рядовой рабочий поселок, застраивавшийся, судя по всему, после войны. Впрочем, двухэтажные домики достаточно разнообразны.

Вернулся к исходной точке и проследовал дальше по ул. Героев-алексинцев. Этажность домов стала нарастать, вскоре показалось открытое пространство с большим зданием – Дворцом культуры. Это и был центр города, точнее, его района – Соцгорода.

Дворец культуры оказался то что надо – с бассейном и двумя статуями по обеим сторонам от главного входа. В камне воплощены : девушка с букетом и книгой и юноша в позе тореадора с чем-то в руках, напоминающим мулету. В сквере возле ДК обнаружился также памятный знак, под которым в 1967 г. – в год 50-летия Советской власти - замуровали письмо потомкам-алексинцам, и которое надлежит вскрыть в 2017 г. Осталось подождать совсем уже немного, чтобы узнать, какой же наказ завещан потомкам, и сравнить с реальным положением дел.

Посчитав, что центр Соцгорода в основном осмотрен, я справился у прохожего по поводу транспорта в Заречье. Справиться-то справился, но решил на автобусе не ехать, а идти туда пешком, несмотря на то, что меня пугали дальней дорогой в 40 минут (реально, как оказалось впоследствии, при моей неторопливой ходьбе с разглядыванием городских красот - еще дольше). Пока шел по главной проезжей улице Алексина ул. Ленина, то ничего примечательного почти что и не видел, тут царят преимущественно стандартные пятиэтажки с примесью новых многоэтажек, но когда вышел за черту городка, то началось интересное. В частности, перед мостом через Оку обнаружился какой-то загадочный котлован с облицованным плиткой краями, назначения коего я не определил, но на всякий случай прошелся по его верхней кромке.

Уже отсюда от моста виден противоположный крутой берег Оки с разбросанными по нему домиками и возвышающейся над всем Успенским собором. Под мостом на ж/д путях стоит грузовой состав, а с самого моста открываются довольно живописные виды на пойму Оки, вдали же виднеются новые микрорайоны – Алексин оказался весьма широк по площади и разбросан по местности, несмотря на относительно не большое население города 65 тыс. человек. С моста наблюдаются также немногочисленные рыбаки, что-то пытающиеся извлечь из быстрых вод реки.

Ну вот, в конце концов я перешел через автомобильный, достаточно протяженный мост на другую сторону Оки и стал подниматься по крутой дорожке наверх к перекрестку, мимо частных домов, где тихо и неспешно протекает сельская жизнь.

После длительного затяжного подъема миновал въездной знак города и оказался в заречной старинной части Алексина. Сразу после поворота направо моему взору открылась Базарная площадь с памятником вождю, установленному в небольшом скверике. Справа от сквера – совершенно пустой рынок, завершивший к этому часу свою деятельность (с территории рынка виден купол Успенского собора). Из весьма приблизительного плана старинного центра Алексина следовало, что тут на ул. Советской должны быть несколько исторических зданий. Они и оказались на месте, но числом невеликим, отмечу среди них бывший дом Азимова и бывший дом Башкировой. Помимо этих старых особняков на Советской улице также были выявлены несколько новоделов.

Далее, слева по ходу виден памятник алексинцам - героям войны, а к нему примыкает сквер, от которого видна Свято--Никольская церковь. В сквере недавно открыт целый мемориальный комплекс в честь славного боевого прошлого города - отражения осады войсками хана Ахмета в середине 15в. – три мраморные плиты с историческим очерком и картинами ратных подвигов.

Завершает культурно-историческую часть старого района здание краеведческого музея и барочная Свято-Никольская церковь (1787-1789 гг.) Храм был сооружен в 1806-1813 гг. на средства купца Ивана Маслова в центре местного кремля, не сохранившегося до нашего времени. Церковь до недавнего времени находилась в полуразрушенном состоянии, и лишь в 2003 г. было завершено ее восстановление. На противоположной стороне Советской улицы напротив храма стоит здание музея – бывший дом купцов Масловых - самое красивое и большое здание в городе (конец 18 в.)

Все, больше ничего интересного в Заречье я не нашел и решил, что пора уже двигать к автостанции – к тому моменту уже шел шестой час вечера, а запланированный автобус на Москву (к тому же, последний в этот день) уходил в ровно в шесть. Да и усталость от блуждания пешком целый день уже ощущалась. Поначалу думал дойти до автостанции пешком, но местные жители, к которым обратился за консультацией, меня решительно от этого отговорили, поведав,что автостанция находится на самой окраине города. Подъехал туда на маршрутке за 10 р. Действительно, автостанция оказалась совсем не рядом с исторической частью Алексина, и шел бы я до нее не менее получаса, да к тому же по не очень интересной улице с рядовой одноэтажной застройкой.

На автовокзале приобрел билет до Москвы на последний шестичасовой рейс (210 руб. до центрального автовокзала у м. Щелковская.) Кассир сообщила, что ехать придется часа 3-3,5. До отправления оставались полчаса, которые я и провел в прогулке по окрестностям. Микрорайон на окраине города являл из себя набор многоэтажек и ничем интересным не порадовал. В одном из магазинов купил подножного корма и перекусил на скамейке всухомятку.

Ровно в шесть часов практически пустой автобус повез меня и еще несколько человек в столицу нашей Родины. Ехали достаточно быстро, при подъезде к Москве пробок не обнаружилось (суббота, да и время вечернее, а вот назавтра в воскресенье вечером тут будет напряженнее). Повезло еще и с тем, что одна продвинутая тетушка, которая ехала этим маршрутом далеко не в первый раз, тормознула автобус после поста ГАИ на въезде на Окружную, сообщив всем желающим, что от платформы Битца, до которой минут пять пешком, как раз вскорости пойдет электричка в сторону Москвы. Это меня как раз устраивало, т.к. от Битцы до ближайшей к моему дому платформы Депо ехать на электричке всего минут 15-20, а там мне до дома рукой подать, и не надо тащиться километров 30-40 по Окружной до м. Щелковская, а потом ехать назад через всю Москву в метро. Так и поступил и дома был чуть не на час раньше запланированного.
Сентябрь 2008 г


Оставить отзыв