Нижний новгород. Август 2004 г

Нижегородская область, Нижний Новгород

Описание:
Расстояние между Арзамасом и Нижним чуть более ста километров. Проехали мы их менее чем за два часа и уже около трех дня были на автовокзале, что вблизи площади Лядова в правобережной части города. В Нижнем помимо автовокзала есть еще две автостанции, одна из них - Канавинская - находится около ж/д вокзала.

В городе-миллионнике Нижнем Новгороде гостиниц немало, но в центре в основном все они достаточно дорогие. Я же себе заранее запланировал гостиницу с романтическим названием "Коммунальник", расположенную относительно недалеко от центра правобережья (в нескольких остановках трамвая от пл. Лядова). Поехал туда на трамвае №5. Гостиница, как оказалось, имеет статус общежития при некоем учебном центре повышения квалификации работников коммунальных служб. Места имелись и в 4-х местных номерах по 100 руб. с носа, в двухместных по 210 руб. с человека и в одноместных по 400. Дороговато, с учетом того, что в связи с летним ремонтом отсутствовала горячая вода, а принять душ уже хотелось. Решил посмотреть гостиницу "Ока", что находится недалеко, рядом с дворцом Спорта и поехал туда. Отель оказался довольно распальцованным, однокомнатный номер мне предложили только за 1000 руб., что ни в коей мере меня не устраивало. Вышел на улицу, где уже начал накрапывать дождь. Тратить время на поиски другого более дешевого жилья, голодному и усталому, не хотелось, и я решил возвращаться в "Коммунальник". Там посмотрел двухместный номер, и он мне понравился - большая комната метров 18-20, две кровати, стол, пара стульев-кресел, телевизор, принимающий аж 6 программ (три - хорошо, три - похуже), холодильник и даже электро-чайник. Заплатил за два дня и вселился. Слегка передохнув, при помощи умывальника с холодной водой и чайника, проявив солдатскую смекалку, помылся и, поскольку дождь так по-настоящему и не начался, пошел на вечернюю прогулку по городу.

На трамвае №5 доехал до конца маршрута, там пересел на № 21 - сразу хотелось посмотреть знаменитый Окский съезд. Вид здесь на Оку и противоположный берег очень красив. Трамвай едет по весьма крутому спуску, делая крутую петлю, и в какой-то момент из окон вагона открывается потрясающий вид на реку и город сверху. Переехали по Молитовскому мосту на противоположный берег. Здесь я пересел на трамвай №3 и подъехал к Московскому вокзалу, где уточнил расписание электричек на Семенов. Далее прошел метров триста до Канавинской автостанции, где опять же уточнил расписание автобусов на Городец. Выполнив информационную часть, погулял в близлежащих окрестностях и уже в сумерках решил возвращаться домой другим путем - через Канавинский мост. Выбрал неоптимальный вариант - не какую-то одну из многочисленных маршруток (автобусы ПАЗ), а опять же трамвай № 27 (что поделаешь - люблю трамваи), который, по счастью, пришел довольно скоро, хотя, по словам аборигенов, вечером интервалы движения у него большие. Переехал мост, по ул. Ильинской с ее красивыми, хотя и ветхими на вид, старинными деревянными домами добрался по площади Лядова, рассматривая по дороге городские достопримечательности. Там пересел опять на свою пятерку и вернулся в отель.

Оказалось, что, несмотря на малую цену билета в 5 руб., наземный транспорт в Нижнем выливается в копеечку - много пересадок. Вот что значит неразвитость метро, поскольку в Нижегородской подземке только две ветки в 10 и 3 станции. Живя в Москве, привыкаешь, как к само собой разумеющемуся, что на метро быстро достигаешь любой точки города.

Посчитав, что день прошел удачно, лег спать. На утро у меня была запланирована поездка в город Семенов.
Семенов

До Семенова удобно утром ехать на шахуньинской собаке, которая отправляется с вокзала Горький-Московский в 9.05. Утром следующего дня я вышел из гостиницы достаточно рано, быстро на маршрутке добрался до привокзального района, и у меня еще осталось немного времени погулять в окрестностях вокзала, посмотреть Нижегородскую ярмарку и Спасский собор. Загулялся до такой степени, что на вокзал примчался за 5 минут до отхода электрички, а нужно было еще купить билет и найти поезд в незнакомых хитросплетениях ж/д путей. По счастью какая-то опаздывающая на ту же электричку тетушка повела бег в знакомом ей направлении, я пристроился в хвост, и мы финишировали одновременно даже с запасом в пару минут до отправления. Отправление очень кстати задержали на 7 минут. Собака, состоящая из десятка вагонов, несмотря на будний день, была изрядно наполнена - все-таки поезд дальний, идет аж до границы области - пришлось даже пройти по составу, дабы найти подходящее место по теневой стороне вагона.

Дорога в северо-восточном направлении от Нижнего оказалась не столь живописной, как днем раньше в южном Арзамасском направлении. Точнее, ландшафтами большую часть пути мешали любоваться лесополосы вдоль ж/д полотна. Через час с небольшим прибыли в Семенов. Вокзал в городе представляет из себя маленький домик с крохотным зальчиком ожидания и парой касс. Но зато неподалеку строится грандиозное здание нового вокзала, находящееся пока еще в начальной стадии строительства. В отличие, скажем, от Белева, где довольно большой вокзал обслуживает всего 2-3 пригородных поезда в день, в Семенове эта громадина будет все же более уместна, ибо здесь помимо трех десятков электричек в обе стороны в течение дня делают остановку многие ПДС.

Старенькое небольшое здание автостанции находится тут же неподалеку и порождает много рейсов по ближним деревням. А вот автобусов на облцентр нет, что весьма меня удивило, и впоследствии, как окажется, заставит еще пережить несколько неприятных минут. Но об этом позже.

А пока, познакомившись с привокзальным районом, я двинулся к центру города. Карты Семенова у меня не было - весь интернет перерыл, но - увы. На всякий случай спросил карту в киоске. Ясное дело, Семенов тоже оказался из породы "ящичных" городов, так что моя коллекция карт городов тут не пополнилась.

В уникальность планировки этого города я уже был посвящен. Семенов получил статус города в 18 веке при Екатерине и застраивался по проекту Федора Гине по классическим принципам французского градостроительства - прямоугольник, разбитый на 16 квадратов плюс две диагонали. Таким образом, получился симметричный рисунок кварталов с множеством небольших площадей на пересечении улиц. Время внесло коррективы, но в основном, правильный рисунок застройки города сохранился. Рельеф местности здесь к тому же равнинный, поэтому в городе нет живописных закоулков и оврагов, где бы можно было затеряться.

Первой на моем пути оказалась обширная открытая площадь имени Октябрьской революции, в центре которой находится памятникам трем коммунистам, захваченным во время разведки белогвардейцами в керженецких лесах и принявшим мученическую смерть. От площади лучами расходятся шесть улиц. Выбрав одну из них наугад, я по ней и пошел, выйдя вскоре на другую, главную площадь - Ленина (бывшая Соборная). Здесь имели место несколько зданий городской администрации, довольно большая гостиница, ну и, разумеется, памятник Ленину. Прямо за памятником вождю расположился небольшой скверик, не такой красивый, как в Арзамасе, но так же лишенный скамеек, как и его арзамасский собрат. На месте этого сквера и памятника Ильичу как раз и находился до сноса Воскресенский собор. Снесли же его вовсе не при Советской власти, как могло бы показаться, а еще при царском режиме. За сквериком широко раскинул свои воды небезызвестный рукотворный городской пруд, возникший на месте выемки глины, использовавшейся в давние времена при строительстве, и приспособленный поначалу для противопожарных нужд. В центре пруда красуется больших размеров прудовая ваза. Пожарное депо расположено тут же на площади.

После осмотра центра города я углубился в дебри его геометрически выверенных улиц в поисках большого количества домов с красивой деревянной резьбой. К сожалению, ожидания мои не вполне оправдались. Дома с интересной резьбой попадаются, но именно что "попадаются". То есть они не идут непрерывной чередой, как я увидел на следующий день в Городце. Хотя некоторые здания, как деревянные, так и каменные, довольно любопытны.

На очередной площади мое внимание привлек интересный особняк. Эта площадь также явилась еще одним сосредоточением торговых точек, в том числе и большого универмага, весьма популярного у семеновцев, с утра уже интенсивно занимающихся шоппингом. На следующей по порядку площади находится один из немногих Семеновских храмов, а через дорогу напротив - интересное старинное здание школы из красного кирпича.

Совсем уж неожиданным оказалось наличие на одной из городских улиц настоящего деревенского колодца. Ближе к станции обнаружилась еще одна действующая церковь - забыл название.

Погуляв по городу часа два с половиной, я посчитал свою задачу краткого осмотра Семенова выполненной и вернулся на станцию. До отхода электрички оставалось около получаса, и только я купил билет (30 руб.), как через 5 минут по станции объявили, что электричка из Нижнего, которая должна было нас везти назад, задерживается на неопределенное время. Вот те раз. Следующая по расписанию должна быть через час с лишним. Стал ждать, сидя на травке в тени - денек был жаркий. Когда ждать надоело, пошел в кассу за справкой. Кассир ничего не знала ни о причине опоздания, ни сколько оно продлится. Ждать у моря погоды, бесцельно растрачивая драгоценное время, не хотелось. Попытался сдать билет - две попытки кассир отбила, мотивируя это строгой инструкцией, на третий раз сдалась. Пошел на автостанцию, где мне подтвердили, что автобусов на Нижний из Семенова не бывает. Но должен же быть коммерческий газельный извоз! Народ поведал, что таки да, газель ездит, но без расписания. Частный же извоз в виде двух классических накачанных братков с гладко выбритыми головами, цепурами на бычьих шеях, лениво стоящих у "Волги", меня не прельстил.

Тут и помог товарищ Случай. Внезапно подкатила газель, к ней кинулось с десяток человек. Поняв, что это и была та самая спасительница, я рванулся к ней и попал в число жаждущих уехать. Один час в пути, 35 руб. за проезд - и я вновь в Нижнем Новгороде. Ни дня без приключений - наш девиз.

Снова Нижний Новгород

Наконец-то пришла пора поближе познакомиться с третьим по величине городом страны. Естественно, все интересное увидать за пару дней невозможно, пришлось ограничиться нижегородскими хитами - Кремль, ул. Покровская, район набережной Оки. Но, решив оставить хиты на десерт, для начала я перешел по длинному подземному переходу от вокзала, сел на трамвай и поехал смотреть район Красное Сормово, что в северной части города. В этом районе, как оказалось, много интересного - например, памятник судну на подводных крыльях (эти посудины выпускает завод "Красное Сормово", счастливым обладателем нескольких акций которого я и являюсь, и за десять лет после ваучеризации всей страны даже получил недавно доход - 20 рублей с копейками. Так что, если кто будет плыть на какой-нибудь посудине, изготовленной на Красном Сормове, знайте - в ее постройку вложены и мои кровные). Кроме того, в этом районе часто попадаются дома интересной архитектуры, некоторые из них - со встроенными скульптурными композициями на революционную тематику.

Несколько необычно смотрится паровоз на постаменте, невесть как попавший в самый центр микрорайна из девятиэтажек.

Прогулялся в симпатичном, но слегка заброшенном Сормовском парке. Полюбовался развалинами бассейна, фонтанов и беседок. Прямо античность какая-то. К сожалению, столь любимых мной "девушек с веслом" и "пионеров с горнами" в парке не сохранилось, а жаль. Нагулявшись в парке и даже отведав местных шашлыков, вернулся к вокзалу, и, переехав на маршрутке Канавинский мост, пошел по Рождественской улице в сторону Кремля, любуясь по дороге многочисленными интересными зданиями.

По пути проходил мимо нового и красивого Речного вокзала. Здание большое, но пустынное. Большая часть служивых людей внутри занимается чем угодно, но только не пассажирскими перевозками, ибо число речных маршрутов от Нижнего, как и всюду по стране, резко упало после начала реформ - речной транспорт оказался нерентабельным.

Наконец, впереди на высоком холме обрисовались стены и башни Нижегородского Кремля. В отличие от Московского, Нижегородский Кремль расположен на очень высоком холме и подъем к нему довольно крут, но вскоре, преодолев затяжной тягун, я все же оказался внутри этого грандиозного сооружения. Кремль весьма велик по размеру, на его территории располагаются присутственные места как городские, так и областные, включая резиденцию губернатора. Нижегородские чиновники - самые стройные и поджарые в стране, поскольку каждый день карабкаются на большую высоту, чтобы попасть на работу. По крайней мере, те, кого не возят на работу в членовозах.

Вдоль восточной стены Кремля с ее величественными Дмитровской и Кладовой башнями расположился музей вооружений под открытым небом. Здесь есть все - танки, самолеты, боевые катера, орудия всевозможных калибров. Естественно, много ребятни, лазающей по боевой технике.

С северной части Кремля открывается широкая панорама Волги, и много людей сидят тут на скамеечках и прямо на каменной ограде и предаются медитированию, задумчиво озирая волжские просторы. Причем, многие из них при этом даже обходятся без помощи пива.

Полюбовавшись волжскими далями, через ворота в кремлевской башне вышел на узкую и длинную площадь им. Минина и Пожарского и пошел к видневшемуся вдали памятнику Валерию Чкалову. Место памятнику выбрано очень удачно - на крутом волжском берегу. Вниз от него уходит высокая и крутая лестница, так и называющаяся - Чкаловская. Место это очень оживленное, гуляет тут немало людей.

Еще разок поглядев на великую русскую реку, пошел в обратном направлении в сторону улицы Большая Покровская - самое оживленное и популярное место в городе. Улица пешеходная, вроде московского Арбата, так же ухоженная и отлакированная. Сейчас в вечернее время уже довольно большое количество праздношатающейся публики гуляло по ней, хотя, судя по всему, народ только начал прибывать. По обеим сторонам Покровки имеется большое число красивых исторических зданий и памятников известным людям. Интересны среди прочих здание театра, а также отделение Госбанка, построенное в псевдорусском стиле к 300-летию дома Романовых.

Пройдя неторопливым шагом всю довольно-таки длинную Покровку, я дошел наконец до площади Лядова, где сел на свой пятый трамвай и покатил в отель, ощущая приятную усталость после целого дня на ногах.


Оставить отзыв