Москва - Пермь (июль 2004). Часть 2

Пермский край, Пермь

Описание:
День пятый.
Екатеринбург

С точки зрения автопробегов этот день вряд ли интересен. Единственное, что стоит заметить - в области ходили грозы, пугали штормовым предупреждением. И хотя до города мы доехали относительно легко, в самом Екатеринбурге испытали несколько неприятных моментов, ощущая, как приливная волна луж стучти по днищу машины.

Первую остановку сделали в музее изобразительных искусств. Первый зал поражает изобилием каслинского литья во главе с целым павильоном. Кстати, я сто раз слышала слово павильон, но до конца не понимала - о чем речь. В эту поездку мне открылось - действительно павильон - небольшая отгородка на выставке, где организация представляет свою продукцию. Вот уже и тогда выпендривались кто во что горазд. Россия выставлялась в павильоне выполненным из художественного чугуна. Жаль, фотографировать там нельзя, так что, придется вам самим съездить и посмотреть на это чудо. Оно того стоит.

На втором этаже по балкончикам расположена экспозиция камнерезного искусства. И опять-таки, именно здесь я увидела наиболее мне понравившиеся работы. То ли их специально сюда свозили, то ли потом мастера обмельчали. Не знаю.

Следующим пунктом нашего путешествия стал областной краеведческий музей. Честно говоря, уже и не помню, что мне там понравилось, что нет. Быть может, это и есть самый правдивый отклик.

Продолжаем нашу программу. Музеи, мы посещали в соответствии с планом, выстроенным нашим гидом. А план был прост - больше времени на просмотр, меньше на переезды по загруженному пробками городу. К тому же, дорожная обстановка отягощалась проливными дождями, у тротуаров стояли огромнейшие лужи. Очень было жалко пешеходов.

Следующим был минералогический музей. Это вот для тех, в ком умер геолог. Большая зала с разложенными под стеклом каменюшкми. Причем, каменюшки еще причудливо подсвечены. Не знаю кому как, но уже на третьем или четвертом стенде я начала зевать. Понятное дело, что камни разные, но на мой взгляд - обыкновенные булыжники. Исключение делаю любимым пиритам и разнообразным друзам - эффектно смотрятся. Однако, мои спутники, голодные до камней, еще долго переходили от стенда к стенду. Но, к счастью, и у них наступило пресыщение. Мы вышли из музея, предварительно попытавшись купить что-нибудь на память в местном магазинчике, но... камни уже не возбуждали. Зато голод напомнил, что он не тетка.

Осмотрелись мы по сторонам и увидели кафе с затейливым названием "Суши-робот". А надо заметить, что есть в нашем экипаже человек ооочень до этих самых СУШИ жадный. И вот, не веря своим глазам, что в такой дали от Москвы тоже есть суши, мы отправились утолять свои потребности. Утолили и даже неплохо. Пусть, это не самые замечательные суши на свете. Но... быстро, съедобно, нормальное обслуживание.

Мы вновь были готовы изучать достопримечательности Екатеринбурга.

И вот, мы в музее камнерезного искусства. Только сейчас я начала понимать суть названия. И то, что экспозиция была выстроена в соответствии с этим названием - так же, как развивалось это самое искусстов. Надо заметить, развивалось оно не в ту сторону, поскольку работы современных авторов мне совсем не понравились.

К счастью, когда мы вышли из музея, дождь утих и мы смогли прогуляться по центральной часть, именуемой Плотинка.

Посмотрели памятник основателям города - Татищеву и Геннину - в народе "Бивис и Бадхет"


Там же - монументальные скульптуры, украшающие мост, называемые мной не иначе, как фиги.


Совершенно случайно завернули в небольшой музейчик под названием метальная лавка. Не от слова метать, а, как выяснилось, от слова металл. Расположена она в башне.


Вот этот музей меня порадовал так порадовал. Мы пропали там минут на 30-40. Словоохотливый хозяин с удовольствием и энтузиазмом рассказывал про свою экспозицию, главное подбрасывать ему новые вопросы.

Ну, а далее был приз для тех, кто приехал на Урал посмотреть на артефакты металлургического производства. Мы дошли до музея, по-моему, какой-то там горнодобывательской промышленности. Сам музей нам не рекомендовали как крайне скучный, но вот железячки выставленные под открытым небом, вызывали уважение.



Ну, и на закуску - геологический музей. Этот музей расположен в местном горно-геологическом институте и несет академическую нагрузку. В том смысле, что студенты учатся по этим экспонатам, которых там тысячи и тысячи. Один раз посетить - просто обязательно. На входе вас встретит кристалл горного хрусталя "Малютка". Такую малютку сложно не заметить.

Поставив этим посещением точку на изучении горных пород края мы отправились на базу. Впереди нас ждал первый и единственный, пока, в нашей практике круговой маршрут по Уралу.

День шестой.
Екатеринбург - Березовский - Нижняя Синячиха - Верхняя Синячиха - Алапаевск - Нижний Тагил

Ну, я опустила славный город Первоурасльск - место стоянки, но поскольку этим маршрутом мы ездили уже который день - ничего примечательного в нем нет. Начнем рассказ сразу с города Березовский.

Город Березовский оказлся (для тех, кто не знал) городом-спутником Екатеринбурга - т.е. в него попадаешь сразу же, как только пересечешь границу Екатеринбурга - путеводитель обещает всего 13 км. У меня в памяти не сохранилось каких-либо разрывов. Въехали в Березовский, на первой же крупной площади остановились, купили карту, сверились с показниями путеводителя - Музей истории золото-платиновой промышленности Урала, г. Березовский, ул. Коммуны, д. 4, тел. (34369) 2-33-62, режим работы: вт, ср, чт, вск с 10.00 до 16.00. Кстати, тут путеводитель нас слегка обманул - среда не была указана рабочим днем - иначе бы мы заскочили сюда еще в предыдущий день и не тратили свое время сейчас. Но, чего уж там - человек предполагает, а... Хотя улица и была названа центральной, сам музейчик стои слегка на отшибе, но его легко определить по наглядной агитации:


в виде артефактов золотодобывающей промышленности


Вот только не спрашивайте меня - что это за железяки.

Очень интересный первый зал экспозиции, поражает карта Березовского рудника с 56 шахтами, нарисованная прямо на полу. Собраны материалы по истории добычи золота - именно в Березовском было найдено первое уральское золото. Весьма позновательно. Не могу не отметить часть экспозиции, посвященной новейшей истории края, отечественной войне. Может быть, нам это уже и не так близко, но именно эта экспозиция меня проняла - чувствовалось какое-то чуткое отношение к памяти.

Далее поездили по окрестностям в поисках шахт. Убедились, что со стороны это выглядит совсем не романтично и легли на курс. Следующий пункт назначения - Нижняя Синячиха со своим музеем деревянного зодчества.

Но... не доехав чуть-чуть, увидели указатель на Музей крестьянского быта в д. Коптелово. Самое удивительное, что информация об этом музее была на нашем сайте, но... как-то не отложилась в памяти. Поехали мы исключительно потому, что было свободное время, все были еще свежи и охочи до приключений. И не прогадали.

Коптелово - то место, куда стоит приехать. Сначала нас поразила наглядная агитация практически на въезде в село:


Дом музея нашли быстро. Зашли, спросили - как бы нам экскурсию. Нас вежливо спросили - на сколько часов. Тут мы слегка призадумались, попросили что-то среднее и сказали, что если надо - экскурсовода можем перевозить между объектами. Но..., честно говоря, если бы мы ходили пешком - это не добавило бы много времени по сравнению с общим временем проведенным там.

Итак, нас повели в так называемую Избу бабы Кати:


Это реальная изба 17 века, стоящая на своем исконнм месте. Даже мы, люди избалованные уже всякими музеями деревянного зодчества, были покорены. Прибавьте к этому очень-очень интересный рассказ по истории края, самой избы и его обитателях. Мы провели там не менее часа.


Но... это еще не все. Затем нам предложили посмотреть другие экспозиции музея - собственно по крестьянскому быту. Впечатленные первой часть мы, разумеется, согласились. И попали на еще большую экспозицию и интересный рассказ.


Когда по итогам мы спросили - сколько же мы должны? нам назвали такую смешную цену, что мы просто оставли (не помню сколько - то ли 100, то ли 200 рублей за четверых, сказали еще столько же раз огромное спасибо) и с чувством глубокого удовлетворения поехали дальше.

Переполненные впечатлений мы покинули Коптелово с чувством, что путешествие проходит очень здорово. И что дальше будет еще лучше.

Уже через 15 мин мы оказались в Нижней Синячихе.

Издали было видно здание музея.



По крайней мере, на воротах в это чудо висел график работы музея. Откудо явственно следовало, что удача нас почему-то покинула. Музей работает до 16.00. Мы прибыли в 16.10.

Однако, нам хватило и просто наружнего осмотра местного музея деревянного зодчества, прекрасно вписавшегося в окружающую среду.

На въезде в Нижнюю Синячиху стоит стенд с описанием и расположением местных достопримечательностей. Очень продвигаемое направление - место растрела членов царской семьи. Но, честно говоря, никого в нашем экипаже данная страница российской истории не взволновала. На месте растрела - заброшенной шахте - сейчас строится монастырь. Новодел.

Наша же дорога лежала мимо - в Верхнюю Синячиху - в местный краеведческий музей, где нам обещали очередные железяки от местного завода.


Увы, и этот музей уже закрылся. Однако, добрые люди, осознав, что мы не сможем никак прийти завтра, впустили нас, провели по всем залам - честно говоря, не ожидала, что музей такой большой. Нашлась там даже коллекция местной фауны. Правда, слегка засушенной.



Теперь наш путь лежал в Алапаевск. Мы осозновали, что скорее всего и дом-музей Чайковского будет уже закрыт. Хотя нам его и очень расхваливали, решили не тратить время на поиски, а разведать-таки все про Алапаевскую узкоколейку. Среди экипажа были люди, отправившиеся в столь дальний поход, только ради нее.

Мы долго плутали по городу, распрашивали всех встречных, но нашли. Увы, музей тоже был закрыт - опоздали буквально на 10 минут,


но... зато никто не мешал любоваться реальными экземплярами, отправлявшимися в путь.


Появилась даже идея, посадить часть экипажа в вагончик и снять в Верхней Синячихе. Но, увы, время было под вечер, ночевка планировалась в Нижнем Тагиле. И надо было ехать. На тот момент рассудок победил эмоции.

Очень неприятный момент мы пережили в районе реки Нейва.


Места, конечно, красивые. А вот асфальт - никуда не годится. От трясучей дороги с машиной что-то случилось. Она просто встала посреди дороги между Алапаевском и Нижним Тагилом. А места, надо сказать, там не сильно наезжанные. Отказала АКПП. Мы открыли капот, потыкали разные контакты, закрыли капот, постучали по колесам, протерли фары. И, чудо! Она поехала.
Не веря своему счастью мы приехали в Нижний Тагил.

Увы, небо затянулось облаками и нам не удалось увидеть местную устрашающую картину природного катаклизма, когда небо разрисовано НТМК (металлургическим комбинатом) во все цвета радуги и все оттенки серого. Может это и к лучшему. В итоге - первое место, по-прежнему, за Магнитогорском.

Подъехали к первой известной нам гостинице - прямо перед ЖД - гостинице "Тагил", где и узнали, что в городе отключили горячую воду. Почему-то это известие нас растроило и мы решили поискать счастье в других гостиницах - быть может там свой бойлер? Гостиница "Северный Урал" встретила нас пустыми коридорами и двумя люксами с протекающими потолками. Горячей воды не было и здесь. Соотношение цена/качество - такое же устрашающее.

И тогда нам, уже было отчаявшимся, пришла в голову оригинальная мысль (ну, она пришла в голову тому члену экипажа, что провел в городе Нижний Тагил многие детские годы - просто так, без наводки, до такого не додуматься) - попытать счастье в пансионате "Аист".

Игра стоила свеч.
За 2000 мы поселились вчетвером в двух люксовых номерах с горчей водой.

На территории была неплохая кафешка.

Вокруг был сосновый лес и прекрасные уральские виды. Жаль погода подкачала.


Так что, ко сну мы отходили вполне довольные собой и жизнью.

День седьмой.
Нижний Тагил - Невьянск - Асбест - Екатеринбург

Наступило утро, пришла пора слезать с гор - пансионат "Аист" расположен на некоторой возвышенности относительно города Нижний Тагил. Там даже есть трамплин. Позавтракали там же в пансионате, заказав завтрак с вечера. Правда, не понятно, для чего, поскольку завтрак пришлось ждать дольше, чем ужин. Но это не испортило нам настроения. Плотно перекусив мы отправились дальше.

Первым делом отправились на другую гору - гору Высокую, о которой столько были наслышаны. Дорогу нашли не сразу - гора Высокая давно стала ямой Глубокой, ориентировались по памяти одного из членов экипажа, отвалам и камазам.


Скажу честно, для человека неподготовленного, зрелище очень сильное.

Насмотревшись, отправились в Историко-краеведческий музей Нижнего Тагила, где нас ждал облом - конечно, мы знали расписание работы музея, но нигде не было указано, что последняя пятница месяца - санитарный день. Побродили рядом.

Посмотрели на макет паровоза Черепановых...


...и прочие достойные железяки.


Но, ничего, впереди было запланировано еще несколько музеев и они, к счастью, работали.

Так заинтриговавший одного из членов экипажа Музей подносного промысла...


...оставил двойственное впечатление - с одной стороны очень симпатичный домик, с другой - весьма скудная экспозиция. Хотя... быть может, это мы уже закушались. Кстати, именно там я увидела картину с изображением горы Высокой, датируемую восемндацатым веком. Уже тогда горы не было. Когда же они успели ее срыть?

Еще был музей быта горнозаводского населения:


Очень затейливый вход и переходы по экспозициям.

Ну, и на закуску, конечно, музей-завод, высящийся посреди города:


раздолье для начинающих диггеров. Мужская часть экипажа пропала бы на территории музея навсегда, если бы не суровое требование - вернуться к машине к определенному сроку.


Впереди нас ждал Невьянск - вотчина Демидовых и знаменитая Невьянская башня, о которой мы прочитали в детстве немало слухов.

Скажу честно, я очень волновалась - пустят-не пустят, водят ли экскурсии в башню. К счастью, музей отбил у завода башню, и даже часть здания заводауправления, куда вскоре переедет экспозиция самого музея. Чтобы случайные туристы не заблудились, везде висят объявления, что музей проводит экскурсии на башню. Не знаю, сколько нужно народа, чтобы собрать группу, но нас было четверо и по музею бродило еще четверо - мы и составили группу. Кстати, нам повезло, поскольку затем плотно пошли группы из школьников.

Итак, дорога к башне вела через храм:


Хотя, на фотографии вид уже от башни - слева виден фрагмент башни, видно, что башня наклонена. Для чего -почему, никто не знает. Легенд много. И всех их со вкусом рассказывает экскурсовод.


Вот это чудо нам предстояло исследовать. Кстати, эта крыша - из титана. Поставил ее завод в 70х годах, когда титана у него было больше чем железа.

А вот здесь видно на что она опирается:


Кованные стропила сохранились со времен Демидова. Как, впрочем, и многое остальное:


А на самом верху нас ждал механизм часов:


И сами часы, производящие по заказу огромное кол-во мелодий. Слава богу, мы вовремя успели скрыться в помещении башни, чтобы не оглохнуть от колоколов:


Ну, и, разумеется, неповторимые виды с башни. В одну:


и в другую сторону:


Невьянская башня - одно из самых сильных впечатлений поездки.

Спустившись на бренную землю, мы почувствовали, что проголодались. И не думая долго зашли в не особо презентабельное снаружи кафешку под названием "Уральские пельмени" на выезде из города. Кстати, указатель на нее стоит еще на трассе Нижний Тагил - Екатеринбург. Внутри было тоже не ахти, посуда пластмасовая и прочий антураж придорожной кафешки, а вот сами пельмени оказались очень даже ничего.

Воодушевленные увиденным, подкрепленные физически, мы продолжили путь и вскоре осознали, что время еще детское - 15.00, а мы уже почти что на пороге дома. Родилась идея съездить в Асбест. Там нет ничего примечательного, кроме асбестового карьера. Нам обещали, что это будет покруче горы Высокой. И мы поехали.

Карта нас обманула - короткой своротки на асбестовскую трассу не было и нам пришлось заехать сначала в Екатеринбург, проехаться по городу и только затем встать на нужную трассу, которая к тому моменту уже начала забиваться дачниками - пятница после обеда. Я-то думала, что такой кошмар бывает только в Москве. В итоге увесилительная прогулка стала для шофера тяжелой работой. Но в Асбест мы попали - хотя не так быстро, как хотели.


Увиденное, конечно, впечатлило, но наложилось на усталость. Посмотрев на этот индустриальный пейзаж мы отправились обратно - слава богу, уже в обратную потоку сторону. Заехали в Екатеринбург - наступило время раставанья. На следующий день один член экипажа отправлялся в Москву на поезде, другой - через день на самолете. А нам с подругой - перегон в Москву с заездом в Кунгур и Пермь.

День восьмой.
Екатеринбург - Кунгур - Пермь - Киров - Кострома - Москва

Встали рано и быстро-быстро отправились в путь. Причина - очень хотелось попасть в Кунгурскую ледяную пещеру. По информации, полученной из интернета было известно, что заходы строго по часам - 10, 12, 14, 16. К 10 мы не успевали, а 14 - было уже поздно - выбились бы из графика. Так что шли на время - 230 км за 3 часа. Вроде бы заложились хорошо по времени, но... дорога, как всегда вносит свои коррективы. От Ревды до Ачита асфальта практически не было. Точнее, лучше бы его не было вовсе. Нам же пришлось ехать по нечто, более всего напоминающему барабаны старинных музыкальных машин - ямы и островки оставшегося асфальта. И так первые пол-пути. Вторые были гораздо лучше, но... при въезде в Кунгур мы влетели в огромную яму в асфальте (надо заметить, что выезд из Кунгура асфальтирован тщательнее). В Кунгур мы попали в 11.45 - т.е. поход в пещеру висел просто на волоске. Указателей на пещеру мы так и не нашли, но... ориентировались по карте - нам нужно было на другую сторону реки. Теперь мы знаем - при проезде Кунгура нужно ориентироваться на указатели Соликамск. Затем долго ехали по отлогому плато и размышляли, а где же тут гора. Но, дорога пошла резко вниз и выяснилось, что по горе-то мы и ехали. В 12.00 влетели на охраняемую стоянку и резво побежали в сторону пещеры. Кстати, там рядом находится туркомплекс "Сталагмит" - 249 мест - полно отдыхающих (тел. 34-271, 39-723). Уфф. Выяснилось, что в летнее время и в дни школьных каникул группы запускаются каждые 15 минут. Мы купили билеты и перевели дух. В ожидании нашей группы - изучили стенды...


...узнали, что время экскурсии час двадцать, что температура в среднем плюс пять (очень полезная информация, когда на улице плюс двадцать пять). Осмотрели местные сувенирные киоски (я даже порывалась что-либо купить) и наконец-то вступили в подземный мир.


Понравилось абсолютно все.


Только вот пленка у меня кончилась некстати. Но, что-то я успела. Вот здесь все кадры.

Под впечатлением проехали Кунгур в обратную сторону (но по уазателям на Пермь - в итоге выехали на трассу чуть дальше и по хорошему асфальту), забыв заглянуть в краеведческий музей. Время - суббота ближе к 15.00. До Перми - 100 км, до Москвы - 1500. Поток дачников, двухполоска.

Начинаю понимать, что достопримечательности Перми посмотреть не успеваем и предлагаю ложиться на курс - домой. Какие-то 1500 км и мы в Москве - и так уже переизбыток информации, отличные последние впечатления, к тому же (что тоже немаловажно) - экономия на последней гостинице. Так и порешили.

Пермь оставила хорошее впечатление - обязательно надо вернуться и все посмотреть. Здесь мы купили подробнейший путеводитель по области - есть что изучить.

Сначала трасса была как трасса - тошнотная двухполоска с дачниками. Затем дачников стало меньше. Решив, что пора перекусить перед большим броском, заглянули в приобретенный путеводитель и заехали на последнюю рекомендованную в нем заправку. Еда - полный отстой, бензин - нормально, а главное - практически переждали грозу. Но...вот то, что началось позже - опять сложно назвать дорогой. Точнее так - 300 км практически без заправок (ну, может только одна), 100 км - нормальный асфальт, 100 км (где-то в районе Афанасьево) - практически отстутсвие асфальта, затем более-менее. К Кирову (он же Вятка) подъезжали в сумерках. Тут главное не ошибиться - не поддаться искушению отправиться по указателю на Москву. Нужен указатель на Сыктывкар. Иначе, как мы - проедете Киров насквозь - да, там можно попасть на Москву, но несколько дольше. Итак, мы проехали по Кирову вперед-назад, считай осмотрели, и поехали дальше. Оставалось 900 км.

Видимо, тряска по плохим дорогам дала свои результаты - встречные поморгали нам, мы остановились и обнаружили, что чуть не лишились переднего номера - он висел уже на одном шурупе. Привязали проволкой и продолжили путь. Как ни странно, но нас ни разу не остановили.

Что было далее - практически не помню. Сдала руль и упала в странную для меня дремоту. Только в районе Костромы сменила водителя - но уже в Сергиевом Посаде отдала руль обратно.

Ну, и до вечера отсыпались дома. Из сна периодически выдирали звонки телефона. Открывала глаза и не понимала где нахожусь - думала, что еще в дороге. Ну, а вечером - встретили самолет с оставшимися членами экипажа. Отпуск закончился.

Резюме - отпуск удался :)



По материалам сайта www.autotravel.org.ru


Оставить отзыв