Описание:

Конечно, экскурсовод-не археолог, не ботаник, не геолог и не историк. Хотя одно другому не мешает, бывают исключения. Но всё это не освобождает его от постоянного, ни на день не прекращающегося самообразования. Наоборот обязывает быть эрудированным сразу во многих областях. Не только те, что я перечислила. Он обязан разбираться в понятиях, истории развития, терминах и процессах. Не только касающихся темы его экскурсии о конкретном месте или объекте. Нет, экскурсовод-это не гид, не носитель отдельных отрывочных, часто не достоверных или спорных фактов. Он обладает комплексным обширным кругозором, способным к анализу, критическому отсеиванию информации. Экскурсовод должен уметь и делать логические переходы, обобщения и выводы. 

Конечно, он не может знать всё). Но он должен стремиться к этому. А главное, он умеет (иначе он не экскурсовод) и использует экскурсионный метод ПОКАЗА и РАССКАЗА. Именно экскурсовод открывает глаза не только на незнакомое, но что гораздо труднее, на знакомое, обыденное и замыленное. Он позволяет УВИДЕТЬ, он словно включает вас в осознание того, что у вас перед глазами, того, о чём он вам рассказывает.

И вот уже старый неприглядный дом сбрасывает с себя потрёпанность и предстаёт в новом блестящем и знАчимом виде. Вы видите людей, которые переступали его порог, слышите о чём они говорят, как смеются и печалится. Вы погружаетесь в историю и атмосферу места и времени. Смысл и названия обретает всё: цвет стен, растения, форма облаков и названия улиц, переулков. Мир перестаёт быть "картинкой" для соцсетей, оставляя вас при этом безучастным прохожим. Он оживает, вовлекая вас в сопереживание, наблюдение. Вот что такое экскурсия.

Но бывает наоборот....

- Это что?

Начинаешь объяснять,не закончив, слышишь новый вопрос:

-А это как?

И т.д.

Так случилось, что российское экскурсоведение возникнув ещё в 10е годы 20г века, после Революции, взяло на себя воспитательную, обучающую, а не только развлекательную роль. Лучшие советские экскурсоводы работали над определением того, что есть ЭКСКУРСИЯ? Какие у неё цели и задачи? Разрабатывали методы и приёмы, как экскурсия может стать помощницей в формировании новой личности, неравнодушной, не ограниченной мещанским бытом, с активной жизненной позицией, направленной на обучение и научное постижение мира. Вот тогда советское экскурсоведение определилось и пошло своей дорогой, оставляя далеко позади западный гидизм.

Но сейчас, опыт зарубежных поездок привёл к тому, что наш турист, побывав на европейских или азиатских "экскурсиях", ожидает, что и дома его будут также коротенько, не утомительно "кормить" не обременительной инфой, а всё больше развлекать, смешить, веселить. Когда такие гости курорта Сочи оказываются среди моих экскурсантов, непросто обоим сторонам. Им-потому что они НЕ ХОТЯТ ЗНАТЬ. Они воспринимают экскурсовода как ходячий аудиогид, который если надоест можно тут же "выключить". Мне-потому что я чувствую разочарование от того, что говорю в спины, пустоту, трачу время, знания, силы и эмоции впустую.

Слава Богу, что сталкиваюсь на индивидуальных экскурсиях с таким отношением редко.Но это всегда неприятно. На групповых-чаще. Там всегда из всей группы искренних и заинтересованных будет не больше 2-5 человек. Остальные ждут с нетерпением, "когда это закончится?" и их повезут кормить, поить, в казино, в кабаре, по магазинам и т.д.

Поэтому лучше заранее, планирую экскурсии, "прощупать" того, кому ты заказываешь экскурсию или "экскурсию"? Не поленитесь, напишите, что именно вы хотите получить, увидеть, услышать. Лучше "на берегу" выяснить, что вы хотите, и как себе видите это путешествие. Если нужна короткая не обременительная поездка, подберу вам транспорт, посоветую куда отправиться, порекомендую водителя или транспортную компанию.

Вчерашние гости из Москвы, побывавшие в нескольких странах Европы, на себе опробовавшие индивидуальные и автобусные туры (один день-один город), прощаясь, вчера сказали мне: "Мы удивлены. Нам понравилось больше, чем мы ожидали". Это приятно. Значит мой путь верный)


Комментировать