Путешествие по Твери

Тверская область, Тверь

Описание:
В Твери сохранилось очень много построек 18-19-нач.20 веков. Думаю, что не надо специально акцентировать внимание на их сегодняшнем состоянии – это и так понятно. Но стареть ведь можно по разному. Можно судорожно замазывать, закрашивать, подтягивать морщины, при этом, забывая, что нелепо меняется лицо. А можно – с достоинством, по-мудрому, понимая бег времени и не боясь его. Это редкое качество. В этом плане, я думаю, что Тверь – сильный город.

Мы въехали в Тверь по Московскому шоссе. Путеводитель предупреждал нас, что до центра надо ехать долго, до здания-высотки, но мы не ожидали, что настолько до-о-лго. Минут 15 гнали по этому шоссе, пока, наконец, впереди не показался заданный ориентир.

У этой высотной конструкции жилой новостройки была крайне странная форма. Представьте себе конфету в фантике, поставленную на кончик вертикально, или, например, дерево, обгрызанное бобром по кругу. Гениальности архитектурного шедевра мы не поняли, прагматично заметив, что вместо непонятного назначения конуса внизу, можно было бы разместить 5 полноценных жилых этажей. Интересно, не это ли сооружение остроумные тверичане называют «Рюмкой» (тогда, значит, это здание 22х этажной гостиницы «Тверская»)? Ведь придумали же они обозначение «Шайба» для какого-то торгового дома.

Проехали мечеть (...!) и католическую церковь (...!). Въехали на Советскую центральную улицу – старую красивую, бывшую Екатерининскую, бывшую Миллионную. Справа за домами параллельно ей идёт другая «улица» – водная – Волга с набережными. Муж почему-то как-то странно посмотрел на меня и сурово заметил, что про Тверь ему ничего особенно не известно, кроме поговорки: «Муж в Тверь, жена в дверь». И на што это он такое намекает? Обидеться я не успела, потому что увлеклась разглядыванием зданий по сторонам.

Улица Советская – Площади.

Эта улица возникла при Екатерине I. Как ни странно звучит, но, когда Россией правили женщины – Елизавета, Екатерина – то в это время в России была тишь и благодать, а как только приходили мужчины, начинались войны. Именно при Екатерине II стали составляться первые планы регулярной застройки русских городов. Тверь была императорской фавориткой. Её императорское высочество постоянно говорило, что «город Тверь после Петербурга — наиболее красивый город Империи» и посему Тверь (после пожара 1763) была заново выстроена по её личному заказу и «по всем правилам». Что это означало? А то, что размеры площадей, длина улиц, высота зданий, декор фасадов и даже количество окон было строго регламентировано.

В Костроме Екатерина разложила веер (там веерная система улиц), в Ярославле доверила уличную планировку губернатору-масону (там улицы складываются в масонские символы), здесь нужно было задумать что-то эдакое отличное от других. Возникла идея - в Твери будет нитка с бусами. Центральная улица – нитка, круглые площади на ней – бусины. Элегантную царицыну идею – «четыре площади на центральной магистрали» и «анфиладный принцип [/I]последовательно открывающихся площадей» - воплотили архитекторы П. Никитин и М. Казаков. Плюс – предложили схему трезубца (как в Риме), т. н. 3х лучевую композицию.

Главная улица одна – Екатерининская (Миллионная, Советская) – это парадная или центральная магистраль.

В эту центральную тверскую улицу, условно говоря, с одной стороны вливались Санкт-Петербуржский тракт, а с другой Московский. По ней через Тверь проезжали все путешественники, поэтому ей полагалось выглядеть презентабельно и красиво (город расценивался как «остановка на государевой дороге»). Поэтому на этой улице были сосредоточены всевозможные административные здания, гостиницы, магазинчики, ресторации и дома богатых горожан. А также главные ценности города – Спасо-Преображенкий собор и Путевой Императорский дворец. Общий уличный стиль – ранний классицизм, ампир и барокко. Архитекторы – известные петербуржские и московские имена.

Площадей было четыре – Полуциркульная (Почтовая, Советская), Судебная (Фонтанная, 8-гранная, площадь Ленина), Красная (сейчас здесь Городской Сад), Соборная (площадь Революции).

Начало «трезубца» - Полуциркульная или современная Советская площадь – сейчас примечательна симпатичными старинными фасадами.

Трезубец или Трёхлучевая композиция улиц идёт от первой круглой площади – т. е. от Советской - более выпуклой, чем все остальные. Площадь пересекается главной дорогой – Екатерининской (современная ул. Советская), и от неё под углом в 30˚ (благоприятном для взгляда) расходятся улицы-лучи, которые отлично просматриваются с площади и как бы «распахивают, раскрывают перед вами город». Луч вправо - современная ул. Вольного Новгорода, луч влево - современная ул. Новоторжская.

Площадь Ленина и Трехсвятская улица.

Площадь Ленина – главная, самая отреставрированная и задействованная. Это бывший и настоящий «административный центр». Раньше в одном из этих четырёх двухэтажных исторических особняков с лепниной располагалось Губернское правление, а вице-губернатором Твери два года прослужил М. Салтыков-Щедрин (о нём ниже). Сейчас понять где именно заседал губернатор с чиновниками, помогает барельеф на стене с его портретом. Также в одном из этих зданий находится детский театр.

А ещё на площади – растут четыре огромные настоящие, сейчас разнаряженные ёлки, и одна такая же натуральная, но специально установленная и тоже щедро нарядная. Раз площадь Ленина – значит не обойтись здесь без Ильича с одной рукой за пазухой, а другой - протянутой, которого практичные немцы (недолгая фашистская оккупация Твери во время Великой Отечественной зимой 1941) хотели переплавить в нужный металл, а рабочие одного тверского завода каким-то образом уволокли и спрятали.

Мы паркуемся здесь на площади Ленина и идём на Трёхсвятскую улицу, которая отходит от неё левым перпендикуляром. Это - пешеходная широкая с симпатичными фонарями улица, аналог для москвичей – Старый Арбат. Идти по ней невозможно – ослепительное солнце бьёт в глаза, а скользкий ледовый каток под ногами ещё и зеркалит солнечный свет. Всё сияет и ничего не видно.

Обещанных отзывами художников и музыкантов явно разогнал мороз. Мы посмотрели на вывески магазинчиков, кафешек, на старенький трамвайчик, который является воспоминанием о том, что по этой улице когда-то бегали трамваи и который сейчас шустро занят под офис известной мобильной сети. Мы дошли до конца улицы - стеклянно-бетонного Торгового центра «Олимп» и свернули направо на оживлённую широкую улицу – Тверской проспект.

От перекрёстка-пересечения улицы Советской с Тверским проспектом (там, где находится церковь Вознесения (о ней будет чуть ниже)) – и начинается условный центр Твери.

От перекрёстка идти прямо по Советской улице – Городской сад, Императорский Путевой дворец (Тверская картинная галерея), Реальное училище (Тверской краеведческий музей), Крест (на месте Спасо-Преображенского собора), Филармония, бюст Пушкину, Дворянское собрание (Дом офицеров), Старый мост через Волгу (чешский архитектор, символ Твери), площадь Революции (Красная) и т. д.

От перекрёстка идти влево по Тверскому проспекту - просто оживленная магазинно-кафешечная улица, река Тьмака и блошиный рынок.

От перекрёстка идти направо по Тверскому проспекту – он переходит в Новый мост через Волгу.

Выражаясь по-военному, все самые основные достопримечательности Твери находятся в т. н. прямоугольнике «Два моста через Волгу и две набережные» (или рядом с ними): Новый мост (параллельны) // Старый мост, набережная Афанасия Никитина (параллельны) // набережные Михаила Ярославича и Степана Разина.

На стороне реки, где идёт набережная Афанасия Никитина, находятся - его памятник, церковь Трёх исповедников, Отроч/ь монастырь и Успенский собор, Речной вокзал, Музей Тверского быта.

На сторону реки, где начинаются набережные Михаила Ярославича и Степана Разина выходит - Городской сад, и находятся памятник Пушкину, кинотеатр «Звезда» (авангардный стиль), изумительная гражданская застройка 18-19 вв.

Церковь Вознесения и Тверской проспект.

На пересечении центральной улицы Советской и Тверского проспекта находится очень красивый храм – Вознесенский. 18-19в. Надо отметить, что в Твери, как это ни странно, почти все церкви в классическом стиле (из виденных нами исключение составляет только старинная церковь Белой Троицы). У Вознесенской церкви очень петербуржский вид. Здесь есть и колонны, и портик, и ступени, и даже предполагались статуи. Внутри она нас порадовала рождественским убранством, как раз когда мы в неё зашли, в левом приделе устанавливали и украшали ёлки и развешивали гирлянды. Здесь находятся очень важные и святые для тверичан и православных людей – икона «Тучная гора» и мощи священномученика Фаддея.

На иконе «Тучная гора» изображена Богородица с короной на голове, держащая на левой руке маленького Христа, а в правой - небольшую гору, на которой видна маленькая церковь с куполом и крестом. Эту икону передал собору один купец, она была в их семье фамильной и передавалась из рук в руки 150 лет. Перед этой иконой молятся о своих детях, о благополучии в семье, об утешении и душевном успокоении. Празднование этой чудотворной иконы приходится на 6 апреля – этот день ещё называется Андреевским стоянием (или Андреевскими поклонами). Если кто из девушек выстоит в церкви службу, то получит себе хорошего жениха.

Священномученик Фаддей – Тверской архиепископ. Он был крайне светлым человеком, которого горячо любили и уважали все знающие его люди, он был редким духовным авторитетом, исцелял молитвой, предвидел будущее, был необыкновенно скромен и застенчив, и даже Святейший Патриарх Тихон ему сказал – «Вы чудо нашего времени».

В 1937 его арестовали. Кинули в камеру к уголовникам. А потом утопили. В яме с нечистотами.

Мощи священномученика Фаддея были случайно обретены (найдены) в 1993. В 1997 архиепископа Фаддея Тверского священномученика причислили к лику святых. У его мощей просят об исцелении, помощи и просветлении.

Старый (Чешский) мост.

Мы двигаемся в таком направлении: проезжаем по Старому мосту через Волгу на другую сторону.

Про Старый мост везде принято писать так: «ажурная конструкция» и «готический стиль». Мост, действительно, очень красив. Но ни «ажуром», ни «кружевами» его достаточно строгую линейную узорность не назовёшь, он скорее выглядит, как развернутая рыбацкая сеть. Его строил чех – Машек. Этот мост считается – «лучшим творением чешского инженера», а также «символом Твери» и «гордостью Твери». Движение по мосту открыли в 1900г. и его столетие уже празднично отметили в городе.

Но это 100 лет металлической «рыбацкой сети», т. е. считай его современному виду с учётом реконструкций, а ведь сама идея (и первоначальное финансирование) это заслуга Петра I. Виват императору! И здесь в Твери он, оказывается, успел сделать полезное и важное дело – построил мост через Волгу. Он был необходим Петру с военной целью перед Северной войной со шведами. Его соорудили быстро: разогнали всех местных жителей, переплывающих реку на лодках, подогнали пустые лодки, сверху накидали деревянный настил, вместо якорей использовали мельничные жернова. Это был первый, настоящий, вполне надёжный, наплавной, Плашкоутный мост через Волгу.

Набережная Афанасия Никитина и памятник.

Мы паркуемся около какого-то прибрежного здания интересной формы и назначения (сейчас в нём ресторан «Якорь»). Спускаемся на набережную Афанасия Никитина. Вернее сбегаем по заснеженному склону, а рядом радостно визжат маленькие тверичане, облюбовавшие себе волжские бока-берега в качестве шикарных ледовых горок.

Сама набережная это просто прогулочный тротуар, не оформленный даже традиционным парапетом, и просто очень популярное место, по которому идут толпы отдыхающих тверичан и возбужденных гостей города. Автобусный десант последних яростно фотографируется на фоне бронзового памятника Афанасию Никитину. Честно говоря, я представляла себе этот памятник более дежурным, а он – очень красив, оригинален и интересен (скульпторы С. Орлов, А. Завалов).

Бронзовый тверской купец стоит на гранитном сером пьедестале в центре высокой круглой площадки, стена которой обыграна архитектором (Г. Захаров) очень необычно – из неё выдаётся нос старинного купеческого корабля-челна и направлен в сторону Волги. В дате постройки памятника много пятерок: если не ошибаюсь 5 мая 1955 год.

Тверские молодожены считают своим первым долгом вскарабкаться на памятник и вложить в руку бронзового Афанасия либо бутылку шампанского, либо пивную - всем известной тверской марки «Афанасий». Высочайший уровень культуры и богатый полёт фантазии.

Загадочные страницы Тверской Истории.

А вы знаете кто такой – Афанасий Никитин? Скажите честно. Хоть кто-нибудь читал его «Хождение за три моря»? (Три моря – это Хвалынское (Каспийское), Индийское (Индийский океан), Стамбульское (Чёрное)). У нас ведь система образования строится так: кто-то прочитал за вас и написал в учебнике «Купец, значит, Никитин Афанасий, из Твери, значит, пошёл Индию, дошел, провел там несколько лет, написал записки, вернулся и т. д.». Всё, для общего развития информации вполне достаточно.

Купец говорите? Да у него такой уровень образования и знаний, что купеческий кафтанчик маловат в плечах-то будет. Он вообще, непонятно кем был и непонятно зачем так упорно стремился в Индию. И записи его «Хождения» полны загадок. Начнём с того, что Никитиным его обозвали современники, а настоящая фамилия неизвестна, в летописях он записан просто как «Афонасья Микитина сын» и «Офонасий Тверитин купец, что был в Ындее четыре года». Записки свои он ведёт на русском языке, но также записывает кириллицей персидские, арабские, татарские, староузбекские слова и целых фразы. О чём это говорит? О том, что, во-первых, оказывается, купец знал восточные языки, во-вторых, зашифровывал свои записи. Зачем?

Мало того, он прекрасный знаток звездного календаря. Меня лично просто поразила фраза: «Во Индеи же бесерменьской, в великом Бедери, смотрилъ есми на Великую ночь на Великий же день - Стожары да Кола в зорю вошъли, а Лось головою стоит на восток».

«Лось, Лосиха» – это очень древнее и редкое славянское название созвездия Большой Медведицы, а «Стожары и Кола» - это Полярная звезда и небо.

Получается: простой купец прекрасно знает свой путь (хоть и считается, что он «заблудился» и в Индию его «занесло совершенно случайно»), а также разбирается в звёздных ориентирах, сложных политических событиях, разных верах, считает вёрсты в дороге и сожалеет, что «басурмане разграбили» его книги (а не из-за товаров!).

В одном из вариантов списков с «Хождения» есть слова: «Взял напутствие я нерушимое и отплыл вниз по Волге с товарами». Что за напутствие? Кто дал и зачем взял?

Есть две интересные версии-гипотезы.

По одной, «напутствие» и вместе с этим охранную грамоту Афанасий Никитин получил от тверского князя (Михаила Борисовича). С этой грамотой он свободно прошёл через «Нижний Новгород, Казань, Орду, Услан, Сарай...». Везде свободно, без податей, без пошлин, что немыслимо даже для суперзнатного купца. В Астрахани их корабль захватили какие-то татары и отняли вместе с имуществом. Товарищи (шесть москвичей и шесть тверичей), плывшие с ним на корабле – повернули обратно на Русь. В Индию он направился один! Зачем?

«А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, а из Баку пошел за море». Куда он так стремится, один, без средств, без товара? Все страны, через которые он прошёл на пути к Индии (а только в одной Персии он пробыл два года) им отмечены бегло, по-походному. И только со страны «Индейской» начинаются описания. Очень подробные, отличающиеся «поразительной точностью собираемых сведений», отличной от всех путешественнических наблюдений странствующих европейцев. Никитин как будто дошёл до цели. И откуда-то у него берутся деньги, и роскошный жеребец, которого он «год кормил». Что он ищет, ведь ни один товар на богатейших восточных рынках его не устраивает: «ни ткани, ни пряности, ни редкие натуральные краски»?

А ищет тверичанин тайные алмазные копи. Таинственную местность Голконду. Недоступные горы. Кстати, где именно находятся копи точно не установлено до сих пор. Все сведения о них держались/держатся в строжайшем секрете. (Известно лишь, что алмазоносные районы располагались к В от плато Декан, и на Ю, близ реки Кистна. Сама же крепость Голконда была лишь крупным рынком, где продавались алмазы).

Алмазы нужны Твери, для поддержки и укрепления княжеской власти. Между тверскими и московскими князьями велась ведь борьба за трон.

По второй версии. А она самая трудная и недоступная для массово-логического понимания. Афанасий Никитин пришёл в Индию для того, чтобы попасть в один из самых священных и самых закрытых культовых храмов Индии – храм Парват (или храм богини Парвати супруги бога Шивы). В старинных храмовых летописях сохранилась запись об этом посещении! Чтобы туда пустили чужестранца – как минимум нужно знать индийский язык (санскрит). И нужна быль цель – иначе бы тоже не впустили! Что делал русский Афанасий Никитин в индийском храме? Ответа нет. Почти нет. Есть только догадки. Он выполнял загадочную миссию. Гипотеза такая: «Афанасий Никитин вёл свой путь в Индию к братьям-ариям и имел он урок Прави».

Немного комментариев: индийская и славянская культура некогда представляла собой одно целое – арийскую культуру. Был один народ - арии, одна вера и символы - Правь и Троица. Никитин заговорил по-индийски так легко и без подготовки потому, что русский язык имеет прямую, корневую связь с санскритом. Этот таинственный и мудрый язык древних ариев очень прост и доходчив для всякого русского. Есть доказательства, что такой язык – общий для всех народов – до сих пор сидит у нас в подсознании. Помните? - «В начале было Слово» - фраза из Библии.

(Сомневающиеся могут взять карту Подмосковья и ближайших областей и, прочитав названия рек и городов, удивиться тому, что огромное количество названий, оказывается, имеют перевод с санскрита и глубокий смысл. Но, хоть он (забытый язык) и сидит в подсознании – его нужно «достать оттуда», для чего ещё с самого рождения ребёнка знающими людьми использовались/ются особые методики).

Кстати, вот ещё одна очень туманная фраза: «Сразу после кончины Афанасия Никитина (а он вернулся-таки на Русь и как-то в расцвете лет и сил «не дошед Смоленска» резко-скоропостижно ушёл в мир иной) его записки доставили в Москву, где они были включены в летописные своды «под 1475 годом».
Интересно - записки какого-то купца (сколько их было на Руси!) так удачно и оперативно были изъяты, и доставлены, и прочтены, и даже включены в летописи. Имя столь нетерпеливого «читателя» драгоценных записей историкам известно – это «Василий Мамырев дьяк великого московского князя Ивана III», ведавший государевой казной и секретным сыском.

Афанасий Никитин путешествовал 6 лет – 1466–72. Загадочному русскому купцу поставлено два памятника: один в Твери (Россия), другой – в городе Ревданда (Индия). А ещё один он воздвиг себе сам – это его литературное произведение «Хождение за три моря». Прочитайте, не пожалеете. Но в серии Всемирная Детская Литература оно «по-децки» усечённое, к сожалению.

«Да станет земля Русская благоустроенной, и да будет в ней справедливость».

Мою довольную физиономию тоже запечатлели на фоне памятника Афанасия Никитина. После знакомства с тверским героем мы перешли Волгу! По льду! Хотя и шли по протоптанной стёжке, всё равно приравниваю этот поступок к подвигу в мирной жизни . Когда-то в детстве я безбашенно гоняла с чёрных трасс (!), но сейчас спонтанность и лёгкость поступков полностью придавлены трезвомыслящим рассудком. Дрейфовать челюскинцами на льдине посреди Волги как-то не хотелось, поэтому ступать по блестящему скользкому льду, слегка припорошенному снежной простынкой, было страшновато.

Тем более что мужу доставляло огромное удовольствие добавлять перца в напряжение и постоянно указывать мне то на «трещины во льду», то на «просвечивающуюся воду», то заставлять прислушиваться к тому, что «под ногами, кажется, что-то потрескивает». Но, тем не менее, эта белоснежная широченная Волга, сливающаяся с белыми берегами, кусающийся морозный воздух и ослепительно яркое, всё заливающее солнце, заставляющее пламенеть все окна домов на набережной, оставили очень сильные и нестирающиеся впечатления.

Мы перешли Волгу, посмотрели памятник Пушкину, авангардный кинотеатр «Звезда и т. д., зашли в кафе «Арзы» согреться и хлебнуть чего-нибудь горяченького, потом вернулись опять через Волгу и т. д. Поэтому описывать буду, не отталкиваясь от нашего натурального маршрута, а последовательно, исходя из того, что расположено на одном берегу, что на другом.

Церковь Трех исповедников.

За памятником Никитину находится церковь Трёх исповедников или Воскресенская. 18 век. «Три исповедника» - это три очень почитаемых святых – Гурий, Авив и Самон. В церкви есть два придела - один в честь этих трёх святых, другой - в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», который был пристроен чуть позже по проекту К. Росси (!). Чем запомнилась эта церковь? Здесь мы увидели красивый рождественский вертеп (пещеру): родители Христа, малыш в яслях, ягнята, волхвы и ангелы сверху на ниточках. И мне очень понравилась одна удивительная икона (справа в центральной части храма), на ней изображена Богоматерь, кормящая младенца (почти как на картинах Да Винчи или Рафаэля).


Оставить отзыв