Нижний Новгород - Тюмень (июль 2006). Часть 2

Тюменская область, Тюмень

Описание:
8-й день. Приехали в Тобольск. С трассы в город ведет широкий проспект по новым районам, а когда начинаются старые районы, организация движения становится весьма странной. Очень много улиц со знаком «Одностороннее движение», однако по ним иногда ездят и в противоположном направлении, ибо часть улиц ремонтируется. Понять это не просто. Все же мы добрались до кремля, поставили машину на стоянку и пошли гулять. Сначала мы увидели прямоугольный Гостиный двор с башенками по углам, этакий мини-кремль. Напротив – тюремный замок, закрыто на реставрацию. Затем – Софийский собор, очень величественный, купола необычной формы, напоминающие перевернутые синие чашки. Внутрь не войти – закрыто на реставрацию. Колокольня собора – вся в лесах. На площадке внутри кремля разбирают большой деревянный помост; как мы поняли из сохранившихся афиш, там за несколько дней до нашего прибытия ставили оперу «Борис Годунов» на открытом воздухе. Прямской взвоз – спуск от кремля в нижний город, прорытый в горе и укрепленный каменными стенами, – закрыт на реставрацию. В Покровский собор можно войти, если пробраться между разных реставрационно-строительных машин и конструкций. Внутри – необычная планировка, иконостас вытянут вдоль широкой стены, поперечный низкий свод. Интересные росписи; в частности, усмотрели там копию картины Иванова «Явление Христа народу». За покровским собором через небольшой проход в стене можно выйти на прогулочную дорожку над обрывом, вдоль кремлевской стены. Оттуда открывается прекрасный вид на Нижний город и Иртыш. В целом это расположение, на возвышенном месте над рекой, напоминает Нижегородский кремль, только в уменьшенном масштабе. В Нижнем городе тут и там видны православные храмы, мечети, а непосредственно под кремлевским холмом – кирха (еще одну видели в Верхнем городе). Наверху перед кремлем и гостиным двором – большая пустая площадь (очень напомнило Верхотурье), на которой стоит только историческая кирпичная водонапорная башня. Еще одно место с прекрасными видами – сад Ермака, неподалеку от кремля.

Прежде чем ехать в Нижний город, мы вернулись немного назад на кладбище, где могилы декабристов. Кладбище находится рядом с телевизионной башней, а вот подъехать, да даже подойти к нему было крайне трудно из-за огромной лужи жидкой грязи. Надгробия Кюхельбекера, Муравьева и еще нескольких декабристов находятся рядом с кладбищенской церковью.

Спустились в Нижний город, осмотрели несколько храмов, они в основном интересные по архитектуре, но пока не в лучшем состоянии. Кроме храмов, интерес представляют многие старинные здания, деревянные и каменные. Потом подъехали к берегу Иртыша. Там действуют паромные переправы, а также есть пара причалов. У одного из них стоял прогулочный теплоходик типа «Москва», но вид у него был безжизненный. На другом причале, с надписью «Речной вокзал», удалось выяснить, что этот теплоход можно только зафрахтовать целиком, а прогулочных рейсов для туристов нет (а жаль, хотелось бы...). В Тобольске останавливаются большие рейсовые теплоходы, идущие по Иртышу и Оби из Омска в Салехард и обратно, а также есть какие-то местные скоростные линии. После этого мы съехали на берег неподалеку от паромной переправы и искупались в Иртыше. Все было неплохо, только дно очень илистое.

Из Тобольска мы планировали еще съездить в Абалакский монастырь. Хотели проехать вдоль берега, но нам сказали, что проходимой дороги нет. Пришлось опять возвращаться в верхний город, путаться с односторонним движением. По дороге посмотрели еще церковь Петра и Павла – старинную, с необычным прямоугольным сводом вместо купола. Выехали на трассу и перед мостом через Иртыш у поста ГАИ свернули налево. По дороге в деревне Преображенка видели церковь, весьма похожую на только что виденную церковь Петра и Павла. Да и в Абалакском монастыре Знаменская церковь имеет похожее строение. К сожалению, два храма в Абалакском монастыре оказались полностью в лесах, а третий полуразрушен и не восстанавливается, так что оставалось только довольствоваться прекрасным видом на Иртыш. Возвращаясь обратно, съездили еще в Шанталык (он же Прииртышский), там монастырь женский, и, конечно же, было уже слишком поздно, чтобы нам могли разрешить в него войти – как же, уже шестой час вечера! Но место красивое, живописные холмы, поросшие соснами. Со всех сторон в монастырь возвращались его насельницы – кто с коровами, кто с корзинами ягод, кто с мешками для мусора.

В целом Тобольск произвел впечатление очень красивого города, особенно выигрышно смотрящегося на фоне однообразного плоского пейзажа, расстилающегося на многие сотни километров вокруг. Не беда, что многие объекты были в процессе реставрации. И, наверное, именно в этот день мы почувствовали, что уже переполнены впечатлениями. Если бы можно было моментально вернуться домой, мы бы, наверное, так и сделали. Но нам предстояло больше двух тысяч километров обратного пути, и, конечно, было бы неправильно совсем ничего не смотреть на этом пути. Тем не менее, дальнейшая программа оказалась у нас несколько более облегченной.

Мы вернулись на трассу, собирались заночевать в том же месте, где и накануне, но в результате остановились чуть ближе к Тобольску, близ деревни Карачино, тоже на берегу старицы, но только низком, у самой воды.

Пробег за день – 165 км.

9-й день. Доехали до Тюмени, приехали в центр, купили карту и немного погуляли. Город производит впечатление весьма процветающего, новые здания довольно хороши. В центре большой детский парк с многочисленными аттракционами. Понравилась Спасская церковь – снаружи, видимо, только что отреставрированная, а внутрь не пускают и похоже, что там внутри вовсе не храм. Напротив стоит современное стеклянное здание, и церковь отражается в стеклах (нечто подобное мы видели и на следующий день в Екатеринбурге). Еще были в действующем Знаменском соборе, он довольно необычной формы, но весь в лесах, так что приходится довольствоваться его изображением на плакате «Ведутся реставрационные работы». Наконец, заехали в Троицкий монастырь на западной окраине города, на берегу Туры. В храме новый иконостас, а на стенах отмывают забеленные старые росписи. После этого с некоторыми блужданиями выехали из города в сторону Екатеринбурга.

Дорога до Екатеринбурга – не лучшего качества, скучная и сильно загруженная. Потихоньку доехали до ней до пригорода Екатеринбурга, где дорога переходит в многополосную автостраду, впрочем, довольно неровную. Поскольку было уже поздно, свернули с нее направо на первую же дорожку (в районе населенного пункта Косулино) и остановились на ночлег в негустой березовой роще, между железнодорожной станцией и садовыми участками.

Пробег за день – 564 км.

10-й день. Приехали в центр Екатеринбурга и поставили машину на ул. Горького, у музея архитектуры и промышленной техники, который собирались посетить. Однако решили сначала немного погулять. Вышли к берегу пруда, памятнику основателям города, и увидели чуть в отдалении большой новый храм, тот, что на Крови. Подошли поближе и были поражены размахом. Угадывается явное идейное сходство с московским храмом Христа Спасителя. Екатеринбургский храм построен на месте, где стоял печально известный Ипатьевский дом – место расстрела царской семьи. Как нам рассказали, дом был снесен в 1977 году, и долгие годы на этом месте был пустырь, потом появился камень, потом крест, потом еще один, потом деревянная часовня, а теперь вот совершенно грандиозное сооружение. Однако внутри все весьма достойно. В нижнем храме – небольшой музей и выставка фотографий разных лет, на которых запечатлен Николай II и его семья. Там же большой магазин сувениров. У входа в нижний храм – большой памятник. Рядом еще какое-то новое церковное здание, закрытого типа, то есть войти нельзя, кажется, патриаршее подворье или что-то в этом роде. Через дорогу – усадьба Расторгуева – Харитонова, с колоннадами, арками и тому подобным. Еще через дорогу – Вознесенская церковь. Перед ней тоже памятник, советской эпохи, – комсомольцы с флагом идут от церкви в направлении Ипатьевского дома.

Вернулись все же к музею. Скучающая смотрительница почему-то предложила впустить нас без билетов и за полцены. Внутри большого здания стоят многочисленные макеты зданий, существующих и проектируемых, выполненные студентами архитектурного института. Было приятно осознать, что многое из достопримечательностей мы уже видели – храмы в Невьянске, Верхотурье, деревянные постройки из Синячихинского музея и так далее. Был там и проект развития церковного строительства вокруг храма на Крови, охватывающий аж шесть или семь кварталов... чего там только нет, и оранжерея, и какие-то конференц-залы на много тысяч мест с куполами и крестами... Кроме макетов зданий, в музее есть макеты некоторых технических устройств (паровоз Черепанова и так далее), а полноразмерные экземпляры стоят во дворе музея, например, механический молот XVIII века нас вполне впечатлил.

После этого посетили еще краеведческий музей (неподалеку, на центральной улице Малышева). Вот от него осталось странное впечатление. Первая половина залов по ходу осмотра занята какими-то странными предметами, в основном старинными (XIX века) домашними вещами – мебель, посуда, всякие безделушки. Никакой системы в этом нет, и смысл тоже неясен. Зато во второй половине есть большой зал, в котором есть все – и образцы уральского художественного литья, и медные самовары, и национальные ханты-мансийские лодки и сани, и почему-то египетские мумии. Там же есть хоть немного экспонатов о собственно заводе, с которого начинался Екатеринбург, и его основателях. Еще есть зал икон, в котором представлены в основном именно невьянские иконы, весьма достойные. Рекламируются также филиалы музея, в частности, музей радио, я даже собрался было туда сходить, это недалеко, около кафедрального собора, но потом передумал.

Еще немного погуляв, мы поехали из города. Не без некоторых ошибок выбрались на дорогу, ведущую в Челябинск. Отъехав километров сто от города, свернули с нее на дорогу, ведущую в Касли, Кыштым и далее в Миасс. Почти сразу же по обеим сторонам дороги появились красивые озера, очень большие и поменьше. Потом, после города Кыштым, мы свернули налево (указатель на Челябинск) на дорогу, идущую вдоль берега озера Увильды. В конце озера, после многочисленных турбаз, обнаружился пляж и много машин с палатками, однако оказалось, что чтобы подъехать к берегу, надо платить деньги. Мы, собственно, не собирались здесь ночевать, поэтому просто искупались. Вода чистейшая и довольно теплая, дно у входа в воду – острые камни, а через десяток метров – хороший песок.

Вернувшись, продолжили путь в сторону Миасса. По пути даже перевалили через один из уральских хребтов. В Миассе свернули направо на дорогу, ведущую к озеру Тургояк (есть многочисленные указатели на разные базы отдыха). Дорога подходит к пляжу в южной части озера (народу в этот жаркий вечер там были толпы), а далее идет вдоль восточного берега (есть также и дорога вдоль западного берега). Дорога взбирается на горы, окружающие озеро, потом вновь подходит к берегу. Начиная с некоторой точки, на ней пропадает асфальтовое покрытие, а потом и вовсе появляются крутые и плохо мощеные подъемы и спуски. Найти место, где можно остановиться на берегу, и причем бесплатно, довольно трудно, в основном везде хотят денег. Нетрудно остановиться на озере Инышко, которое примыкает к Тургояку, но вода там совсем не такая чистая, да и пыль от рядом идущей дороги не радует. В общем, проехав довольно далеко вдоль берега, мы повернули обратно, и остановились в конце концов на вполне бесплатном месте, не у самой воды, а на некотором возвышении, с тропинкой вниз к пляжу, на котором уже стояло несколько машин и палаток, а также чуть в отдалении автобус, из которого доносилась громкая музыка. С этого места открывался замечательный вид на все озеро, жаль только, что была довольно заметная дымка.

Пробег за день – 347 км.

11-й день. Искупался в Тургояке, хорошо, но вода холодная. Проехали город Миасс, выехали на трассу М5 и двинулись на запад. (Первоначально мы подумывали проехать южнее, через Белорецк, но потом приняли решение двигаться более коротким путем.) Почти сразу начались переходы через хребты – затяжные подъемы и спуски, обгоны иной раз приходилось совершать несколько рискованно. Красивых мест с горными пейзажами довольно много, но приходится больше смотреть на дорогу. Она сильно загружена и покрытие во многих местах не в лучшем состоянии. Вблизи городов на трассе большие рынки, где торгуют местной продукцией и всем, чем угодно.

Доехали до Уфы, где нам нужно было перейти на трассу М7 на Казань – Нижний Новгород. Перед Уфой увидели дурацкий указатель: «Самара (М5) – прямо, Уфа – направо». Восприняли это так, что наша дорога начнется в Уфе, и повернули в город. В результате петляли по городу довольно долго, а когда наконец выехали из города на М7, обнаружили, что с М5 на нее можно было спокойно перейти по объездной дороге, обходящей город с юга. Поехали по М7. Поначалу она была чуть менее загружена, чем М5, но ближе к городу Набережные Челны загрузилась не на шутку, так что любые обгоны вообще потеряли смысл. Наступал вечер, мы стали подыскивать место для ночевки. Оказалось, что единственное подходящее место – на берегу реки Ик, свернуть налево на полевую дорогу через некоторое время после моста через нее. Мы, однако, это место проскочили, а больше ничего не попалось. Проехали Набережные Челны, платный мост (плотину) через Каму и приехали в Елабугу, которая была нашей следующей целью. После въезда в город свернули налево на полевую дорогу и километра через три доехали до берега реки Тойма, где искупались и заночевали.

Пробег за день – 723 км.

12-й день. От места нашей стоянки по деревенской улице въехали прямо в историческую часть Елабуги, в районе мемориала Марины Цветаевой. Движение по некоторым улицам в этой части города запрещено, другие улицы односторонние, но все же проехать можно почти куда угодно без нарушения правил. Сначала мы зашли в собор недалеко от дома, где жила Цветаева. Снаружи он выглядит непрезентабельно, но внутри полностью отреставрирован и довольно интересен. В частности, видели там очередного Христа в темнице. Затем прошли к мемориалу Цветаевой, в очередной раз посетовали на безвкусицу этого сооружения. С удивлением обнаружили, что дом, который всегда был обшит досками и покрашен в голубой цвет, заменили на другой, из оцилиндрованных бревен. Зачем это сделано, осталось загадкой, так как музей в этом доме оказался закрыт, хотя время было вполне рабочее. На кладбище к предполагаемой могиле Цветаевой не поехали. Вместо этого проехали ближе к центральной площади, зашли в дом-музей Шишкина, полюбовались рядом стоящим собором с высокой колокольней. Внизу на берегу Тоймы разбивают парк, там уже работают фонтаны, хотя вокруг месят грязь бульдозеры. Все это делается к тысячелетию Елабуги, которое будет отмечаться в будущем году.

Затем поехали искать дорогу на Чертово городище. Стоящая на этом холме башня видна от музея Шишкина, но холм оттуда не кажется особенно высоким. Чтобы проехать туда на машине, нужно подняться в новую часть города, повернуть направо на проспект Нефтяников, доехать по нему до рынка (на левой стороне), перед рынком повернуть налево, затем подъехать к неким железным воротам и около них повернуть на самую левую из расходящихся там дорог. Дорога узкая, с плохоньким асфальтом, идет между двух заборов садовых товариществ. Довольно неожиданно дорога приводит к старинной арке на въезде на Чертово городище, в нее можно въехать и подъехать к самой башне. День был субботний, и туда один за другим подъезжали свадебные кортежи. А у подножья башни вполне мирно паслись козы. От открывающихся от башни видов на Каму, Тойму и елабужские храмы просто захватывает дух. А если немного пройти в сторону реки, можно выйти на место, откуда Кама видна и вверх, и вниз по течению. Если до поездки на городище Елабуга представлялась просто провинциальным городком с некоторой историей, то, увидев такое, начинаешь понимать ее неповторимость.

Вернувшись к рынку, двинулись оттуда в сторону Казани. Через примерно 30 км доехали до моста через реку Вятку (в нашем путешествии мы пересекали ее в четвертый раз – в Советске, Кирове, Слободском и вот, уже в нижнем течении, здесь). Было очень жарко, решили искупаться. После моста у поста ГАИ свернули налево и по грунтовке спустились к реке. Тут обнаружилось, что у машины полуспущено заднее колесо, причем из него торчит здоровенный кусок проволоки. Искупавшись, вытащил проволоку, подкачал колесо и поехал искать шиномонтаж у близлежащего поворота на Мамадыш. К сожалению, ни в одном из трех имеющихся там автосервисов мне не помогли. Пришлось менять колесо и ехать дальше в Казань. По дороге еще пару раз видел вывеску «Шиномонтаж», но реально ничего не работало. Только на въезде в Казань мне быстренько заделали дыру в шине, а потом пришлось долго укладывать вещи в багажнике. Отсюда же позвонили родственникам в Казани и договорились, что они пустят нас переночевать.

Пробег за день – 265 км.

13-й день. Утром отправились на общественном транспорте гулять по центру Казани и кремлю (машина с вечера была поставлена на стоянку). Прошлись по улице Баумана, поднялись к расписному восьмиугольному православному храму с колокольней. Главные улицы выглядят очень чисто, все отремонтировано, но неухоженных задворок в центре по-прежнему очень много. Затем пошли в кремль. С интересом побывали в не так давно построенной огромной мечети в кремле, посетили музей ислама в цокольном этаже, а затем, поднявшись по лестнице на 4-й этаж, посмотрели с балкона на зал для молитв. Православный собор в кремле, хоть он и старинный, показался нам внутри несколько показушным. Еще не понравилось, что с купола церкви, примыкающей слева к президентскому дворцу (за падающей башней Сюимбеки), снят крест. А в целом, в Казани очень даже есть на что посмотреть. К сожалению, нам не хватило времени побывать в монастыре на улице Большая Красная, где находится возвращенная из Ватикана икона Казанской божьей матери. Нужно было ехать домой, в Нижний Новгород. Выехали из Казани около 15 часов. Не стали сворачивать на мост через Волгу на М7, а проехали прямо, чтобы побывать в Раифском монастыре. Там нам не понравилось. Начиная с того, что стоянка только платная (а бесплатно приходится ставить машину на обочине, не доезжая монастыря), и кончая огромным количеством людей в спортивных штанах, шортах и чуть ли не купальниках, которые заезжают к святому источнику в стенах монастыря с пластиковыми бутылями за водой (по-видимому, просто по пути с дачи). В храмах там хорошо, запомнился храм Грузинской божьей матери. Но в целом – неблагостно как-то.

Далее не стали возвращаться на М7, а поехали по левому берегу Волги через Зеленодольск и Волжск. Ехали через город, медленно, постоянное ограничение «40» и не меньше десятка жд переездов. Потом обнаружили, что можно было обойти оба города по объездной, в следующий раз будем умнее. Из Советска выехали по указателям на Йошкар-Олу, а через несколько десятков километров повернули налево по указателю на Чебоксары. По плотине Чебоксарской ГЭС пересекли Волгу (мост там широкий, четырехполосный, никаких пробок, несмотря на воскресный вечер). Далее поехали через город Чебоксары (а не по объездной), проезд по главной дороге не вызывает никаких сложностей. После выезда из Чебоксар в сторону Нижнего Новгорода километров 15 идет многополосная магистраль, а затем она кончается, и дорога становится невероятно ужасной. На спусках и подъемах на асфальте образовались высокие волны, ехать по ним быстрее 20 – 30 км/ч невозможно, да и вообще крайне опасно. Вся дорога забита тяжелыми грузовиками. Есть еще участки с ремонтом, где движение попеременное по одной и той же полосе в обе стороны. После границы с Нижегородской областью дорога становится поприличнее, но, увы, не шире. Многокилометровая пробка стояла на подъезде к ремонтируемому мосту через реку Кудьма в районе деревни Ветчак, но нам удалось быстро объехать ее слева по параллельной старой дороге и выехать непосредственно к мосту. Домой приехали около 22 часов.

Пробег за день – 444 км.

Некоторые итоги и цифры.
Пройдено 5844 км (по одометру; с учетом поправочного коэффициента 0.94, полученного путем сравнения показаний одометра с километровыми столбами, реальный пробег составил около 5500 км)
Сожжено около 395 л бензина на общую сумму 6562 р.; средний расход топлива составил около 7.2 л / 100 км, средняя цена бензина 16.61 р./л. Самый дорогой бензин в Тюменской области – чаще всего 17.5 р./л.; в остальных областях цены примерно одинаковые, на уровне 16.4 – 16.7 р./л.

Потрачено:
- на гостиницы 1500 р. (3 ночи по 500 р. за двухместный номер – в Советске Кировской обл., Нытве и Соликамске Пермской обл.)
- на музеи, путеводители и сувениры 1350 р. (наиболее заметные траты – билеты в Кунгурскую пещеру (2 х 200 р. + 200 р. за право видеосъемки) и на Невьянскую башню (2 х 85 р.))
- на билеты на узкоколейку 520 р. (билет Алапаевск – Санкино в один конец стоит в мягком вагоне 130 р., в плацкартном – 76 р., в общем – 46 р.)
- на ремонт автомобиля и запчасти – 564 р.
- на платные стоянки и мосты – 130 р. (стоянки по 50 р. в Алапаевске и Казани; платный мост в Набережных Челнах – 30 р.)
Итого все расходы по поездке, включая бензин, но не включая питание: 10626 р.

Были остановлены гаишниками два раза для проверки документов на объездной Тюмени; еще два раза за превышение скорости в Свердловской области; поскольку оба случая были весьма спорными, с нарушениями я не согласился, а протоколы гаишники составлять не захотели. Итого штрафов – 0 р.

Самые сильные впечатления – от Верхотурья, Алапаевской узкоколейки и Тобольска, а также от ущелий в районе поселка Усьва на дороге Соликамск – Чусовой.

Незаменимую помощь при подготовке поездки оказали отчеты Василия Шелемина (Eeyore), Павла Захарова, Всеволода, Сергея Никифорова (NSA65), Чернушки, материалы сайтов Автотрансинфо и Автомаршруты, обсуждения в конференции "Отдых и путешествия" на сайте auto.ru.



По материалам сайта www.people.nnov.ru/rybakov/travel/travel.htm


Оставить отзыв