Продолжительность: 6-7 часов

Описание:

Стамбул известен тем, что здесь огромное количество мечетей, а также храмов самых разных религий и течений. Некоторые из них имеют крайне интересную историю, и информацию далеко не обо всех из них вы найдете в стандартных туристических справочниках и путеводителях…

1. Начну рассказ с монастыря Балыклы, где находится Храм Живоносный Источник. Этот храм носит такое название из-за целебного подземного источника, на котором и он построен. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывал предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Кстати, с давних времен, ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. Монастырь Балыклы, в котором находится храм, в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Кстати, рыбы в источнике плавают до сих пор.

Центральное место в храме занимает Икона Живоносного источника, на ней изображен сам Источник, Богордица и люди, исцеляющиеся от воды. Сюжет, повторяющий эту икону, неоднократно встречается во всех помещениях монастыря. История христианства упоминает о множестве чудес и исцелений, связанных с живоносным источником, в том числе и оживление мертвого человека. Это событие обязательно вспоминается православной Церковью в первой седмице после Пасхи. Т. е. через пять дней после Пасхи совершается память Иконы живоносного источника Пресвятой Богородицы. Согласно легенде, один из христиан, находящийся в преклонном возрасте отправился в паломническую поездку к святыне Константинополя. Путь был долгий и трудный, значительная его часть проходила по морю. Паломник попросил своих попутчиков довезти его до источника, что бы ни случилось. И так произошло, что в дороге он умер. Но попутчики, исполняя наказ, довезли его до источника, облили водой и старец ожил. Всю оставшуюся жизнь он посвятил служению этой церкви.

Известно, что после падения Константинополя в 1453 году храм был разрушен, но из-под обломков продолжала бить живительная вода, к которой шло множество народа за исцелением. Когда в 1836 году получили исцеление сам султан и его супруга, он разрешил снова воздвигнуть здесь храм. Заходим в монастырский внутренний двор. Здесь находятся могилы людей внесших заметный вклад в поддержание монастыря, а также могилы некоторых из константинопольских патриархов.

2. Следующим интересным местом сегодняшнего обзора будет церковь, которая не закрывалась никогда. Это единственная сохранившаяся с византийских времен церковь в Стамбуле, которая никогда (!!!) не служила мечетью. Удивительный факт, но церковь Богородицы Монгольской действительно никогда не переходила в руки турок.

Построена церковь была в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Внутренние стены храма покрыты свезёнными со всего города иконами, некоторые из которых византийского происхождения. В настоящее время богослужение совершается в отдельные дни

3. Еще одно интересное место, хоть и не совсем храм — бывшее медресе Газынфер-Аги около акведука Валента (примыкает прямо к проспекту Ататюрка). В этом бывшем медресе в наше время открыт… музей карикатуры и юмора

4. Последним храмом, о котором я хочу рассказать, является арабская мечеть Бейоглу. Она расположена в глубине улочек неподалеку от въезда на мост Ататюрка со стороны района Бейоглу. Необычность мечети в том, что на мечеть она совершенно не похожа, и вообще является типичным образцом средневековой готической архитектуры Стамбула.

По одной из версий мечеть построили окружившие Стамбул арабы. По другой же, более правдоподобной версии, в эпоху Византийской империи на этом месте находилась церковь Святого Павла и Доменико, которую обосновали монахи-доминиканцы в конце XIII века. После завоевания Константинополя турками в 1475 году, по распоряжению султана Мехмеда II её переделали в мечеть и назвали Галата Мечеть. В 1492 году вокруг мечети стали поселяться сбежавшие от испанской инквизиции андалузские арабы, и поэтому её стали называть Арабской мечетью.


Оставить отзыв