ЕСЛИ ЗАГРАНИЦА НЕ ПО КАРМАНУ…
Туристическая сфера очень уязвима. Ее благополучие напрямую зависит от различных природных катаклизмов – наводнений, землетрясений, цунами… Большое значение в туристической привлекательности той или иной страны имеет также стабильность
PersonalGuide Logo
Туристическая сфера очень уязвима. Ее благополучие напрямую зависит от различных природных катаклизмов – наводнений, землетрясений, цунами… Большое значение в туристической привлекательности той или иной страны имеет также стабильность внутренней политической обстановки, гарантия личной безопасности и отсутствие военных действий… Но в первую очередь туристический бизнес страдает от экономических кризисов. Отсутствие сегодня на отечественном рынке туристических услуг спецпредложений и «горящих» загрантуров, невостребованность многих новогодних маршрутов и в то же время недоступность в финансовом отношении ряда популярных направлений массового туризма… Таковы основные последствия финансового кризиса для российских туристических компаний. Первые признаки спада спроса на загранпоездки проявляются уже сейчас, накануне новогодних каникул. Впрочем, судьба программ туроператоров на весенний период так же вызывает у специалистов определенные опасения, поскольку российские граждане, возможно, предпочтут максимально экономить на загранпоездках вплоть до летнего сезона. Кроме того, спад турпотока за рубеж оказалось невозможным компенсировать, как раньше, за счет корпоративных клиентов, которые организовывали за рубежом мероприятия по системе «team-building» – тренинги по формированию командного духа в коллективе. Причина одна: ведь корпоративные поездки относятся к непрофильным расходам, и поэтому на них компании будут экономить в первую очередь. В итоге, сейчас, к середине декабря, на рынке туристических услуг в сегменте заграничных туров сложилась следующая ситуация: часть россиян, забронировав новогодние туры в сентябре–октябре, вынуждена отказаться от поездки, потерпев некоторые убытки в виде выплаты компенсационной суммы за отказ; а другая, бóльшая часть, пока медлит с оформлением туров в ожидании скидок или других «антикризисных» предложений туроператоров. При этом последняя категория туристов так же рискует в новогодние каникулы остаться дома, поскольку они уже не успевают получить шенгенскую визу, на оформление которой уходит, как правило, не менее трех недель. Однако, как отмечают многие туроператоры, спад коснулся, в основном, низкобюджетных массовых загрантуров. В сегменте дорогостоящих туров ситуация пока хуже не стала: состоятельные любители экзотических стран (в первую очередь, это такие направления, как Мексика, Мальдивы, Куба, Гоа, а также различные морские круизы) по-прежнему не экономят на роскошном отдыхе. Справедливости ради, следует отметить, что государство не остается в стороне от экономических проблем малого бизнеса, возникших в результате финансового кризиса. В частности, Правительство РФ разработало так называемый «антикризисный» пакет мер объемом финансирования примерно в 8% ВВП, из которых более 30 млрд. рублей будет направлено на поддержку малого бизнеса. А 10 декабря 2008 года Российский Союз туриндустрии провел практическую конференцию для представителей малого и среднего бизнеса «Кризис и меры Правительства РФ по его преодолению применительно к туротрасли», участники которой обсуждали перспективы развития туристической отрасли России в условиях финансового кризиса. Среди основных обсуждаемых вопросов – выживет ли отечественный турбизнес в условиях кризиса и что ожидает туристическую отрасль в ближайшие годы. Так, по мнению Александра Починка, участникам туристического рынка не следует уходить из бизнеса или терять свою долю рынка. Туристические компании должны сформировать собственные антикризисные программы и провести реструктуризацию своего бизнеса, в том числе, для того чтобы иметь возможность воспользоваться налоговыми льготами. Между тем, нынешней теплой зимой российские горнолыжные курорты могут составить реальную конкуренцию европейским. Дело в том, что в последние годы, более-менее благополучные в финансово-экономическом отношении, открывались новые трассы и горнолыжные центры в Подмосковье, Средней полосе России, на Байкале; а на многих известных объектах горнолыжного туризма на Урале, Северном Кавказе и Алтае проводились интенсивные работы по их переоснащению. Эти работы частично финансировались государством в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы», но бóльшую часть вложений составлял частный капитал. В результате, к настоящему времени горнолыжные курорты Башкирии, Челябинской области, Алтайского края, Северного Кавказа и Приэльбрусья обрели совершенно новый облик – высококачественный сервис, системы искусственного «оснежнения» трасс, скоростные многоместные подъемники производства ведущих западных фирм… А инфраструктура горнолыжных курортов Краснодарского края, полностью модернизированная по международным стандартам в ходе подготовки города Сочи к Зимним олимпийским играм 2014 года, нисколько не уступает западноевропейским. А что еще нужно нашему горнолыжнику? Елена Шутько, По материалам портала Информационного агентства «Туринфо» (www.tourinfo.ru), интернет-журнала «PROHOTEL» (www.prohotel.ru)
Комментировать