Из истории о Царском селе
Среди императорских резиденций под Петербургом Царское Село знаменито своими садами, многочисленными парковыми сооружениями и дворцами – Екатерининским и Александровским, давшими названия окружающим их паркам. Самый известный из царских садов – Екатерининский парк. Его своеобразное очарование заключается в том, что наряду с садоводами, архитекторами, художниками его создателем была сама история, которая наполнила определенным смыслом парковые сооружения, павильоны, мостики, руины. Екатерининский парк с одноименным дворцом созданы на месте финского поместья Саари-мойс, которое Петр подарил будущей супруге Екатерине Алексеевне в 1710 году. Ранее эти земли принадлежали Новгороду, в начале 17в. были захвачены шведами и только 80 лет спустя их вернули России в результате побед, одержанных Петром 1 в Северной войне. Разоренные войной области вокруг строящегося Петербурга Петр 1 раздал своим приближенным. Зная о страстной любви Петра 1 к устройству садов в европейском стиле, Екатерина Алексеевна на месте финского сада с огородом затеяла строительство дворца и парка. С 1716 по 1726гг. возводились новые каменные палаты и устраивался сад размером 300 на 100 сажень. Впоследствии парк увеличился, и ныне его площадь составляет 102 гектара.
PersonalGuide Logo
Среди императорских резиденций под Петербургом Царское Село знаменито своими садами, многочисленными парковыми сооружениями и дворцами – Екатерининским и Александровским, давшими названия окружающим их паркам. Самый известный из царских садов – Екатерининский парк.  Его своеобразное очарование заключается в том, что наряду с садоводами, архитекторами, художниками его создателем была сама история, которая наполнила определенным смыслом парковые сооружения, павильоны, мостики, руины. Екатерининский парк  с одноименным дворцом  созданы на месте финского поместья  Саари-мойс, которое Петр подарил будущей супруге Екатерине Алексеевне в 1710 году. Ранее эти земли принадлежали Новгороду, в начале 17в.  были захвачены шведами и только 80 лет спустя их вернули России в результате побед, одержанных Петром 1 в Северной войне. Разоренные войной области вокруг строящегося Петербурга Петр 1 раздал своим приближенным. Зная о страстной любви Петра 1 к устройству садов в европейском стиле, Екатерина Алексеевна на месте финского сада с огородом затеяла строительство дворца и парка. С 1716 по 1726гг. возводились новые каменные палаты и устраивался сад размером 300 на 100 сажень. Впоследствии парк увеличился, и ныне его площадь составляет 102 гектара.
 
Екатерининский парк на холме перед фасадом дворца, включает в себя планировку двух типов – регулярную и пейзажную.  Старая регулярная часть создавалась в 1720-е годы в виде уступов террас, соединённых между собою лестницами. Прямые аллеи, цветники с «фигурным садом» украсили террасы перед дворцом. Узоры партера напоминали мозаику из битого кирпича, угля, толченого стекла и песка различных оттенков. Ниже располагались шпалеры и беседки, а на третьем уступе были устроены 2 пруда, названные позднее Зеркальными. Тогда же появился большой пруд и 2 канала: Рыбный и Малый.   В середине 18в. Екатерининский парк был передан и заполнен новыми архитектурными сооружениями. Дочь Петра 1 императрица Елизавета Петровна, унаследовав старую усадьбу, начала проводить большие работы по её перестройке. Мечтая создать в Царском Селе своего рода Версаль, императрица предоставила полную свободу творчества архитектору Б.Ф. Растрелли. Парк, устроенный по типу французских регулярных садов, ни в чем не уступал дворцу в своём великолепии. Достопримечательностями регулярного парка являются павильоны.  «Эрмитаж» был предназначен для обедов императрицы и придворных. От остальной части парка он отделяется каналом и деревянной резной балюстрадой, украшенной золоченой резной скульптурой. Были устроены механизмы, позволяющие поднимать на второй этаж полностью сервированные столы. Вызолоченный внутри и снаружи, павильон поражал сказочной пышностью и блеском. На берегу Большого озера был возведен нарядный Грот – легкий, которому дочь Петра 1 велела придать вид морской пещеры. Фасады павильона украшают лепные композиции в виде рыб, морских чудовищ и дельфинов. Позднее Екатерина 2 превратила его в свой кабинет.
 
В 1768 г. Екатерина 2 решила изменить планировку царскосельского сада. К старой планировке Екатерининского парка присоединили пейзажные ландшафты в модном английском стиле. Новые павильоны дополнялись искусственными руинами, китайскими мостиками и беседками.  На берегу одного из каналов расположена скрипучая беседка, стилизованная под китайский павильон. По указанию Екатерины 2 стали возводить Китайскую деревню, театр, Малый и Большой капризы – сооружения в виде искусственных гор, прорезанных арками. Большой каприз – гигантская арка через дорогу, разделяющую Екатерининский и Александровский парки, с китайской беседкой на вершине. В 1855г. часть парка перед Зубовским южным флигелем Екатерининского дворца была превращена в Собственный садик.
 
В роскошно оформленных залах Екатерининского дворца жили, принимали иностранных послов, устраивали парадные балы и маскарады, отмечали юбилейные даты все российские правители. Первой владелицей Царского Села была Екатерина 1, в честь которой был назван дворец. В интерьерах дворца отразились разные художественные стили – преимущественно барокко и классицизм, несколько помещений, переделанных в сер.19в. – историзм.
 
Парадные обеды и разнообразные «вечерние кушанья» занимали значительное место в парадном быту двора 18 века. Столы заставлялись огромными серебряными вазами, украшениями из фарфора. Посередине стола – фонтаны из вина, цветной воды, шампанского. Обязательным для обеденных церемоний были столы сложных фигурных форм, спроектированные Растрелли. В сер.18в. типичным украшением дворцовых интерьеров становится живопись.
 
Многолюдные празднества, проходившие в Большом зале и в Антикамерах завершались торжествами, предназначенными для узкого круга гостей, которых принимали в залах Анфилады. Анфилада связывала единой цепью все парадные залы дворца. Её стены и двери были декорированы резьбой. К числу наиболее известных апартаментов, входивших в «Золотую» анфиладу парадных залов, созданных Растрелли в 1750е гг., относится Янтарная комната – уникальный интерьер, для которого использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера. С янтарными мозаиками соперничала коллекция художественных полотен Картинного зала. Картинный зал служил одновременно и парадной столовой. Стены зала, наряду с золотой резьбой и зеркалами, украшали картины известных западноевропейских мастеров. Важно отметить нарядность Парадной Голубой гостиной, где собирались знаменитые гости. А оригинальность решения китайской Голубой гостиной состоит в удачном соединении отделки в стиле классицизм с произведениями «китайского» декоративного искусства.
 
Начиная, с Петра 1, все российские императоры уделяли большое внимание Царскому Селу, ныне носящее имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Лицей – учебное заведение, основанное по распоряжению Александра 1 в 1811 году. Лицей приобрел свою известность благодаря своим талантливым воспитанникам: А.Пушкин, И. Пущин, А. Дельвиг. С 1899 года на здании Лицея  установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811-1817». Пушкин подарил привязанность к «садам Лицея», и эту любовь унаследовали поэты разных поколений.
 
Если Вы ценитель настоящего искусства, грации, красоты, стиля, исторического прошлого -  Царское Село не оставит Вас равнодушным. Множество неописуемых красот встретите в этом старинном месте.
 
Елена Самофеева
 
Комментировать