Китайские капризы Российской императрицы
Посетитель Екатерининского парка в Царском Селе, дойдя до границы парка, бывает удивлен (если он здесь впервые, конечно), обилием и красотой строений в духе китайской старины. Откуда это здесь и почему?
PersonalGuide Logo

Посетитель Екатерининского парка в Царском Селе, дойдя до границы парка, бывает удивлен (если он здесь впервые, конечно), обилием и красотой строений в духе китайской старины. Откуда это здесь и почему?

Екатерининский дворец и парк носят имя супруги Петра I, однако же были любимым местом отдыха Екатерины II. Во время ее царствования было внесено много изменений и в интерьеры дворца, и в украшение царскосельских парков.  Императрица была модница – положение обязывает. А мода идет из Европы. В XVIII веке в Лондоне возводят Большую Пагоду, в окрестностях Стокгольма король строит Китайскую деревню, Китайский домик возникает в потсдамском дворце Сан-Суси. Хочется и у себя в России построить что-то необычное в подобном духе.
 
Читаем в Википедии: «Шинуазри́, шинуазери́ (от фр. chinois — китайский), или китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.»
 
Это Скрипучая беседка в Екатерининском парке, была построена по проекту архитектора Ю.М.Фельтена в 1780-е годы. Ее крыша увенчана длинным флагштоком с флюгером, вырезанным из жести. Флюгер вращается со скрипом - отсюда название павильона.
 
Разве не странно среди русских елей и берез вдруг уткнуться взглядом в такую забавную чужестранную игрушку, забаву, каприз? Да, каприз – есть и такой архитектурный термин.
Опять же, чтобы не искать далеко, ищем под рукой, в Википедии: «Каприз или фолли (от англ. folly — причуда, каприз) — небольшое здание или иной архитектурный объект, применяемый обычно в дворцовых и парковых ансамблях, а также в современной городской среде. Обычно это забавное или экстравагантное здание, либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывают его конструкция или внешний вид.»
 
В парках Царского Села есть два сооружения, прямо так и называющиеся: Капризы. Малый Каприз и Большой Каприз. Это искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой, разделяющей Екатерининский и Александровский парки. А дорога, соответственно, называется Подкапризовой аллеей. Архитектурный замысел Большого и Малого капризов принадлежал В. И. Неелову, который вместе с инженером и архитектором И. Герардом возвел их в 1770–1774 годах. Вот фотография Большокого Каприза:
 
А неподалеку от Большого Каприза стоит самая настоящая Китайская деревня: 10 домиков и пагода (обсерватория). Архитекторы Ч. Камерон, И. В. Неелов (замысел и первоначальный проект ансамбля, по мнению многих исследователей, принадлежит А. Ринальди). Сейчас Китайская деревня в великолепном состоянии, отреставрирован каждый дракончик, каждая затейливая деталь отделки. Но, увы, побродить по территории деревни не удастся: здесь гостевые дома дипломатического ведомства.
 
 Китайская деревня.
 
Неподалеку от Китайской деревни был и Китайский театр. Увы, говорю: был, потому что от него остались только руины. Внутреннее убранство Китайского театра отличалось пышностью. Центральная ложа, портал сцены, плафон — все было украшено фигурами китайцев, драконами, щитами со знаками зодиака и другими элементами восточного декора. 13 июня 1779 года на сцене Китайского театра состоялся первый спектакль. Композитор Д. Паизиелло представил Екатерине II оперу «Дмитрий Артаксеркс». 16 августа была исполнена его же опера «Идол китайский».
15 сентября 1941 года при обстреле города Пушкина уникальное сооружение почти полностью сгорело, и по сей день не восстановлено. Однако мощные стены стоят, архивы хранят старинные чертежи отделки здания, найдутся и детали убранства, чтобы восстановить Китайский театр Екатерины Второй. Во всяком случае, хочется на это надеяться.
 
 Вот такой Крестовый мост перекинут через Крестовый канал в Александровском парке в 1770-е годы по проекту В. И. Неелова. Стены павильона прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Изогнутая «китайская» крыша расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами. Что характерно, идею моста зодчий заимствовал из популярного в это время альбома английских архитекторов В. и Д. Халфпенни «Rural architecture in Chinese Taste» («Сельская архитектура в китайском вкусе»). Вот что значит всепроникающая мода!
 
Есть в Алексндровском парке Царского Села и другие мосты в китайском духе: Большой Китайский мост и Большой Драконов мост с такими драконами:
 
Мой совет гостям Царского Села: побывав в Царском Селе с обязательной программой посещения Екатерининского парка, увидев, наконец, Янтарную комнату, не спешите покидать этот небольшой городок. Ведь он был прежде настоящей летней столицей России и, как любая столица, накопил необъятное количество исторических и архитектурных памятников. Думаю, эта небольшая заметка дает представление, какой богатый материал может найти в Царском Селе любой интересующийся историей, в частности, историей архитектуры.
 
 
 
 
Автор: Ермакова Елена Александровна
Персональная страница автора: http://www.personalguide.ru/guids/529/632/
 
 

Отдых в Санкт - Петербурге:


Экскурсии по Санкт-Петербургу:


Путешествия, туры:

Комментировать