Памятник декабристу А.А. Бестужеву - Марлинскому построен в 1957 г. Скульптор С.М. Третьяков. Штабс-капитан, писатель А.А.Бестужев за участие в восстании декабристов был приговорен к 20 годам каторги. С 1829 года его зачисляют рядовым в Кавказский корпус. Принимая участие в Кавказской войн создал произведения «Аммалат-Бек», «Мулла-Нур», «Фрегат «Надежда» и другие, подписывая их псевдонимом «Марлинский» (по названию местечка Марли около Петербурга, где начиналась его военная служба). Погиб 6 июня 1837 года в бою с горцами в районе Адлера при высадке первого десанта. Краткая биография Бестужва-Мерлинского Бестужев-Марлинский - Бестужев Александр Александрович, более известный под псевдонимом Mарлинского, род. 23 окт. 1797, убит на Кавказе 7 июля 1837 г. — беллетрист и критик, сын Александра Федосеевича Бестужева (1761—1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 г. \"Санктпетербургский журнал\" и составившего \"Опыт военного воспитания относительно благородного юношества\". Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешел в л.-гв. драгунский полк. За участие в заговоре декабристов 1825 г. был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 г. переведен на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведен и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере, тело его не найдено. Литературная жизнь писателя-критика Бестужва-Мерлинского На литературное поприще Бестужев-Марлинский выступил в 1819 году с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в \"Сыне Отечества\" и \"Соревнователе просвещения\", а в 1820 г. был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 г. напечатана отдельной книжкой его \"Поездка в Ревель\", а в 1823—25 гг. он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах \"Полярная звезда\". Этот альманах — по своему времени весьма замечательное литературное явление — был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Бестужев-Марлинский оживленную переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В \"Полярной звезде\" Бестужев-Марлинский выступил не только как романист (\"Замок Нейгаузен\", \"Роман в семи письмах\", \"Ревельский турнир\",\"Изменник\"), но и как критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживленную полемику. Это было время, когда в нашей литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержания художественного творчества — вопрос о так наз. \"классицизме\" и \"романтизме\". Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием \"романтизма\" и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приемах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Бестужев-Марлинский Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приемов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы — таковы были основные положения критики Бестужев-Марлинский Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Бестужев-Марлинский производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживленный обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была еще, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Бестужев-Марлинский \"неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества\", прибавив к этому, что Бестужев-Марлинский \"был первый, сказавший в нашей литературе много нового\", так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений \"Полярной звезды\". В 30-х годах Марлинского называли \"Пушкиным прозы\", гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе... Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего еще и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже). На самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом — Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с ее отвлеченных высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своем желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас — он уже не мог по-прежнему восхищаться \"гениальностью\" Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт. Лучшими из повестей Марлинского считаются: \"Фрегат Надежда\", \"Аммалат-бек\", \"Мулла-Нур\" и \"Страшное Гадание\". В его довестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среда этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно \"неистовыми\" байроновскими чувствами. Стиль и характер Марлинского имели в свое время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина (\"Выстрел\"), и в \"Герое нашего времени\" Лермонтова, и еще более — в драмах последнего.

Оставить отзыв