Описание:

В 1780 – начале 1790 гг. в городе Коломна работала фабрично-мануфактурное производство, принадлежащее купцу Гурию Левину, о чем свидетельствуют льняные платки, произведенные на фабрике Левина, и хранящиеся в коллекции Русского музея. Своеобразную разновидность продукции отечественной шелкоткацкой промышленности представляют шелковые платки с узорами из парчовых нитей. На некоторых из них имеются клейма, которые дают возможность установить место и время их изготовления. 

Левинские платки – это нарядные изделия, произведения искусства, отличающиеся необычно высоким техническим уровнем исполнения, виртуозной разработкой разнообразных орнаментных мотивов, сложным богатым рисунком, применением тонкой эластичной золотистой скани.  На двух сохранившихся уникальных платках можно разглядеть клеймо: «С. Ш. Ф. К. К. Г. Л.» - что означает «Содержатель шелковой фабрики коломенский купец Гурий Левин». Эти платка можно датировать концом 1780 годов. 

В 1796 году Гурий передал шелковую фабрику своему сыну – Мартыну, который стал купцом второй гильдии. В дальнейшем данная фабрика была перекуплена купцом И. И. Ложечниковым, которая указывается в описании конца XVIII в.: «шелковая коломенского именитого купца Ивана Ильина сына Ложечникова при оной фабрике двадцать один стан, на которых вырабатывается в год штофу одноцветного малинового четыре тысячи четыреста, парчи подумарту двести сорок аршин. Продается здесь в Москве и в протчих городах. При фабрике состоит ткачей двадцать один, переборщиков четырнадцать, шпульников четыре, красильников два, всего сорок один человек, как все вольнонаемные». 

В 1800 году на этой фабрике при 26 станах работал 51 человек. Именно в рамках данной фабрики, фиксируется укрупнение производства. В 1814 году количество шелковых фабрик увеличивается. Среди владельцев упоминается Гурий Левин, а также Софрон Левин, который имел вдобавок отдельную фабрику в сельце Подлипки, вблизи Коломны. 

В 1820 году в Коломне продолжают функционировать 5 шелковых фабрик, продукция которых шла прямо на прилавки Москвы, Санкт-Петербурга и другие ярмарки. Хозяевами фабрик-мануфактур числились коломенские купцы Гурий Левин, Егор и Александр Левины, а так же московский купец Иван Левин. 

Семья Левиных была довольно разветвлённой. Известны имена Якова (или Иакова), Василия, Мартына, Артамона Левиных – владельцев шелкоткацких фабрик, связанных между собой различными родственными узами. Безусловно главным сосредоточением их фабрик была Коломна, а их изделия многократно экспонировались на промышленных выставках. По мнению исследователей, фабрики Левиных просуществовали до середины XIX века. 

Так же из семейства Левиных, вписавших свои имена в историю Коломны следует отметить почетного гражданина города Коломны, возглавлявшего местное самоуправление – Егора Левина. Его имя встречается в вопросах меценатства и благотворительности в Коломне. Благотворительность была одним из основных приоритетов вложения купеческих капиталов, поскольку в православном обществе было четкое понимание того, что все что приобретено в торговле – это дар Божий, поэтому и распоряжаться приобретённым капиталом нужно было в соответствии с «волей Создателя».Егор Левин, как городской глава, защищал интересы коломенского купечества. В 1874 году был открыт «Детский приют сирот города Коломны». Позже он состоял из трех благотворительных заведений: приюта для девочек-сирот, ремесленного училища для мальчиков и дома призрения сирот. Отцы воспитанников приютов погибли в русско-турецкую войну. С разрешения Императрицы Марии Александровны все эти приюты получили название «Мариинский дом призрения бедных граждан г. Коломны и сирот погибших на брани воинов». 

Известно, что помимо производства тканей династия Левиных славилась и другими видами экономической и торговой деятельности в Коломне, например, в качестве содержания питейных заведений. Так, в ведомостях за 1870 год, упоминается ренсковый погреб А. С. Левина.  Н. Н. Левин, потомственный почетный гражданин города Коломны, отец будущего городского главы, упоминается как владелец крупной бакалейной лавки, причем как один из самых успешных в городе с годовым оборотом в 60 тысяч рублей в год. 

Еще один из династии Левиных, Левин Г. Н. (сын Н. Н. Левина) был городским главой. Его имя связано с попыткой сохранения Коломенского кремля. Московский губернатор, по приезде в Коломну, обращает особое внимание коломенского городского общества на лежащие на нем заботы по сохранению древнего памятника, находящегося в их городе. Он указывал на историю этого памятника, и предлагал для обсуждения этого вопроса составить особую комиссию при Думе, из лучших граждан города, под председательством городского главы Г. Н. Левина, весьма сочувствующего этому делу. По его инициативе и на его счет, виды Коломенской крепости были сняты в трех экземплярах московским фотографом Аласиным. Один из этих экземпляров (весь альбом состоит из 12 фотографических снимков) Г. Н. Левин пожертвовал для местного московского губернского музея и библиотеки.  Особенно интересно, что некоторые из Левиных, например, уважаемый гражданин Т. М. Левин, упоминается в переписном списке старообрядцев за 1898 год. 

Усадьба коломенских купцов Левиных (ул. Левшина, 21) состоит из главного дома и ворот. Дом двухэтажный сложен из кирпича, оштукатуренный - позволяет выделить несколько этапов его строительства. Часть дома со стороны Уманской улицы построена в начале XIX века. Другая, выходящая на ул. Левшина, относится к середине позапрошлого столетия. Последняя богаче декорирована и несет на себе влияние эклектизма. Здесь выделяются каннелированные пилястры, сложнопрофильный междуэтажный карниз, вычурные лепные наличники. Ворота дома выстроены на рубеже XVIII-XIX веков. Кирпичные оштукатуренные пилоны со стройными полуколоннами украшены вазами. 

Комплекс домов по адресу ул. Пушкина, 15-17, также является усадьбой купцов Левиных, построен на рубеже XVIII-XIX веков. Сохранились главный дом, флигель и ворота. Главный дом - кирпичный, двухэтажный, оштукатуренный, представляет собой сильно перестроенные палаты XVIII столетия. Флигель и ворота с оградой, построенные в первой половине XIX века, принадлежит к архитектурным памятникам стиля ампир.


Комментировать