Сосновоборский районный краеведческий музей

Описание экспозиций. Первые поселения древних людей на территории Сосновоборского района появились в эпоху неолита, в IV тысячелетии до нашей эры. В 1926 году, саратовским археологом Павлом Сергеевичем Рыковым была собрана керамика и несколько кремневых орудий со стоянки у села Нижняя Липовка.

В 1992 году Экспедицией Пензенского краеведческого музея было открыто ещё три стоянки каменного века – две у села Индерка и одна у села Средняя Липовка, с которых были собраны отщепы кремня (отходы производства орудий) и несколько каменных орудий.
Собранные орудия имеют сравнительно поздний (вид) облик и, вероятно, датируются поздним неолитом, а наконечник со Средне-Липовской стоянки, возможно относится к эпохе ранней бронзы.
Основным занятием людей в эпоху неолита была охота и рыболовство. Не случайно все населения этого времени располагались в пойме больших рек. После истощения одного охотничьего участка или после окончания сезона рыбной ловли, люди покидали более или менее обжитое место и переходили на другое, в поисках богатых дичью и рыбой угодий. Поэтому все известные стоянки являются временными и сезонными.
Значительные перемены в жизни людей произошли с момента освоения металла , сначала меди, а впоследствии бронзы. Следов медно-каменного века (энеолита) на территории района не обнаружено.
Существенные изменения на территории края произошли в начале II-ого тысячелетия до н.э., когда эта земля стала объектом вторжения балановских скотоводческих племён, которые из юго-западных областей европейской России шли по Суре и Мокше на северо-восток, в устье реки Свияги. Вероятно, одно из племён отклонилось от направления движения и вышло в Сурско-Кададинское междуречье. Об этом свидетельствуют находки ранних форм балановских боевых топоров. эта находка свидетельствует о далеко не мирном характере этих племён.
Балановские племена вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Поэтому их долговременные поселения встречаются крайне редко. Большое удачей было открытие такого поселения у села Русское Труёво в 1992 году – экспедицией областного музея. Были раскопаны остатки двух жилищ прямоугольной формы с земляным полом, углубленным на 20-40 см. С поселения была собрана обширная серия орудий, изготовленных из кремня, элементы керамики.
Огромный хронологический разрыв в археологическом прошлом района – с середины II-ого тысячелетия до н.э. до XI века. В это время на землях района появляются городища и селения болгарского типа, которые ряд исследователей связывают с легендарными буртасами. 
Городища буртас известны у сел Нижний Катмис, Средняя Липовка, Русское Труёво. Рядом с волами Нижне -Катмисского и Русско-Труёвского городищ расположились неукреплённые селения. Исходя из этого, можно предположить, что все население не умещалось за стенами городищ и строило жилища по близости. Т.о. Население городищ было многочисленным. 
Буртасы являются одним из булгарских племён. Пришли на территорию Посурья со Средней Волги. По мнению ряда учёных – через верхнее Посурье проходил торговый путь из Булгарии в Киев.
Основным занятием буртас было земледелие и скотоводство. На их городищах найдены остатки зерен пшеницы, овса, ржи, проса, ячменя, хранившихся в больших глиняных сосудах – корчагах. 
Они разводили коров, овец, а на одном городище найдены кости верблюда. У буртас было развито гончарное ремесло, посуду обжигали в горне, отчего посуда становилась более прочной и приобретала характерный красный цвет.
На всех буртасских поселениях встречаются изделия из железа, что свидетельствует о развитии кузнечного дела. 
После нашествия монголо-татар в 1236-1237 г.г., жизнь на многих городищах остановилась. Кого-то взяли в плен, часть истребили, городища были разграблены и сожжены. Уцелевшее население, вероятно, переместилось в более безопасные места.
Однако буртасы не исчезли бесследно, утверждается мнение , что они дали жизнь современным татарам – мишарям. В нашем районе есть два поселения этого народа – Татарский Сыромяс и Индерка.
В первые века нашей эры начинает формироваться мордовская народность из племени фино-угорской языковой культуры. Археолог М. Полесских много лет проработавший в области краеведческого музея, относит ряд могильников и др. памятников на территории области к племенам мордовской культуры второй и третьи века нашей эры. 
В XIII - IX веках мордва попала в зависимость от хазар, киевских князей, позднее – золотоордынских ханов.
Рост и укрепление русского государства, возвышение Москвы приводит к расширению границ России и оказывает давление на мордовские племена приграничных районов. Из низовья Оки и волжского междуречья мордва мигрирует в верховья Суры, Мокши, т.е. В район Пензы, Саранска, Симбирска.
Одновременно в верхнее и среднее течение рек Суры и Мокши проникает русское население из числа беглых крестьян. Влияние Российского государства на Засурский край – усиливается и становится определяющим после нападения Казанского ханства (1552г.)
Таким образом, к середине XVI века складывается три основные этнические группы, заселившие Засурский стан: мордва, русские поселенцы и менее значительная по численности группа татар – мишарей, живущая обособленными большими селами (с. Татарский Сыромяс, с. Усманка (Индерка))
И все же в XVI – XVIII вв. Пензенский край оставался окраиной России. Была угроза нападения кочевников – ногайцев и крымцев. Орды кочевников совершали набеги в глубь России, жгли, грабили, убивали, уводили тысячи жителей в полон.
В середине XVII века при царе Александре Михайловиче было принято решение соорудить укрепленную линию, чтобы пересечь Сурскую дорогу от Керенска на Ломов, Инсар, Саранск и далее на Симбирск. 
В1663 году была основана Пенза, вокруг которой быстро вырос посад и слободы пеших и конных казаков и пушкарей. Началась раздача земель служивым людям и местным жителям, участвовавшим в освоении и защите края. В начале XVIII века Пенза-крепость утратила военное значение и пензенские земли стали раздаваться знатнейшим людям того времени в награду за усердие. Обширными угодьями владели князья и графы Куракины, Шуваловы, Голицыны, Шереметьевы, Оболенские, Суворовы и др. 
В Пензенской области осваивались и заселялись мордва, татары и иное не русское население края было отнесено к разряду гос. крестьян. Частновладельческие земли были заселены местным населением из числа беглых, переведенцев из других глубинных губерний: Нижегородской, Московской, Петербургской , Воронежской, Казанской и др.
Во вновь присоединённых землях появлялись церковнослужители для исполнения потребностей и миссионерской деятельности среди некрещёного населения. 
Мордовское население, составлявшее большинство жителей, исповедовало язычество и предавалось во время обрядов чувственным и другим удовольствиям с обильным питьём и едой. И со своими воззрениями расставались неохотно, но и крещеная мордва не сразу расставалась с языческими предрассудками. Христианские обычаи у мордвы причудливо переплетались с остатками язычества.
Свой вклад в освоение края внесли дворяне – земледельцы, среди которых выделялись крупные царские сановники: князь Куракин, граф Шувалов, имевшие поместья на территории района. К числу крупных дворян – земледельцев России относились Колокольцовы, чьё родовое имение располагалось в селе Сыромяс (256 десятин)
Род Колокольцовых ведет свое начало от выходца из золотой орды Скрыпея. Три его сына дали начало трем ветвям родословного древа. От старшего сына Клементия вели свою родословную пензенские дворяне Колокольцовы. Пять первых поколений рода служили стрельцами и стольниками в Москве, Ржеве, Владимире. Петр I требовал от дворян стать либо пушкарями (артиллеристами) , либо навигаторами ( капитанами ). Пушкарями стали представители шестого колена Михайло и седьмого Федор служил не долго, выйдя в отставку, стал обер-прокурором Сената и сенатором, в 1801 г. был удостоен звания барона. Ему принадлежит заслуга утверждения родового герба Колокольцовых. Федор Михайлович Колокольцов первый достоверно известный нам владелец земли в Сыромясе из этого рода. Его племянник Аполлон Никифорович Колокольцов на рубеже XVIII – XIX вв. возглавлял в Пензе палату верховного суда и тоже владел землей в Сыромясе. Старший сын Аполлона Никифоровича – Дмитрий в 1811 – 1816 был в Пензе губернским предводителем дворянства, очень много сделал для поддержки русских армий, воевавших с Наполеоном.
Другой сын – Григорий Аполлонович, дослужился до звания генерал – майора, рано вышел в отставку, числился саратовским и пензенским дворянином, долго жил в Сыромясе, построив там суконную фабрику и церковь. Однако , на склоне лет Григорий Аполлонович забросил дела, поручив их управляющим, купил большой дом в Москве, вывез туда множество прислуги и более 20 лет не бывал в своих владениях, которые пришли в полный упадок. Таким достался Сыромяс его сыну Дмитрию ( одному из шести сыновей ). уволившись из армии и приехав туда, он не нашёл и следа барского дома и его обстановки, фабрика едва работала, работники разбрелись в поисках заработков. Было это в1851 году. Дмитрий построил новую, по-современному оснащенную фабрику и тем обеспечил доходность имения. Средства на строительство он получал, продавая дубовый лес. Другой источник средств – заклад и перезаклад своего имения и имения других помещиков под проценты с их согласия. 
Вместо крепостной системы труда на фабрике была введена наёмная (капиталистическая) со сдельной оплатой труда. Привлеченные заработком, вернулись отходники, пришли работники с других фабрик. Заказы на сукно росли. Был построен новый барский дом, купил большой дом в Пензе. Были у него и утраты. В Сыромясе умер его ребёнок - 4-х летний первенец.(Демонстрируется надгробие).
В 1857 г. в разгар работы сгорел машинный корпус фабрики. Это грозило крахом и конфискацией имущества и не только Колокольцову, но и всем помещикам, доверившим ему под проценты свое имущество. 
 
Оставить отзыв