Тосненский краеведческий музей

В средние века территория Тосненского района входила в состав Водской пятины Новгородской республики. Первое упоминание о Тосно, как и о других населенных пунктах района (Любань, Шапки), встречается в переписных книгах Водской пятины ХV-начала ХVI в.в.

Местоположение первого поселения, которое дало начало г. Тосно ("… а было то всего два двора…"), пока точно не установлено.

В ХVI в. население этой земли жило преимущественно в небольших деревнях (один-три двора). Однако уже в ХVII в. в Водской пятине в среднем на поселение приходилось семь дворов. Основными занятиями были земледелие, охота и рыболовство.

В период шведского владычества, когда коренное население подалось вглубь России, села опустели. В Ингерманландию (Ижорскую землю) шведами были переселены финские крестьяне из северо-западной Финляндии. Финны-переселенцы положили начало финноязычным группировкам, до сих пор проживающим на территории района.

Толчок для ускоренного развития Тосно дала деятельность Петра I. По его указу из Санкт-Петербурга в Москву через Тосно, Любань и другие селения была проложена дорога. Возникли новые села. Жители селений, расположенных вдоль дорог, должны были нести ямскую повинность - перевозить на лошадях почту, казенные грузы, должностных лиц. В Тосно даже появилась станция дилижансов.

К этому же периоду (строительство ямской дороги Санкт-Петербург-Москва) скорее всего относится формирование центра города, называемое старожилами "середкой" (между Смолиным ручьем и р. Тосной). Кроме жилых домов, в которых, возможно, были лавки и первые постоялые дворы, в "середке" на берегу р. Тосны было построено первое церковное здание - деревянная шатровая часовня. Затем была построена церковь на дороге Тосно - Шапки. Железной дороги еще не было. Позднее там, где Смолин ручей впадает в реку Тосну, возник большой деревянный храм Казанской Божией Матери. В самом начале ХIХ в. церковь на дороге Тосно - Шапки вошла в состав построек Тосненского приюта.

Основная деятельность жителей Тосно, связанная с обслуживанием дороги, давала толчок для появления и развития сопутствующих ремесел и первых промышленных предприятий.

Изменение уклада жизни местного населения в ХIХ в. связано со строительством Николаевской (Октябрьской) железной дороги. Строительство вызвало большой приток населения. С пуском железной дороги ямщики стали не нужны, но появились новые виды деятельности, связанные с ее обслуживанием. Многие жители, используя своих лошадей, занимались "конными заработками" - легковым и ломовым извозом, включающим перевозку дров, леса, мусора, льда, топлива и сырья для фабрики с железнодорожной станции.

Процесс налаживания хозяйственной жизни был прерван Великой Отечественной войной 1941-1945 г.г., когда Тосно было оккупировано немецкими войсками. На территории города непосредственно боевые действия не велись. Застройка пострадала, в основном, от воздушных налетов.

Радость Победы вдохновила людей на созидательный труд. Тосно быстро оживало, поселок разрастался. В 1944 г. возник авторемонтный завод, началось строительство завода "Стройдеталь". Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 1 февраля 1963 г. рабочий поселок Тосно был преобразован в город областного подчинения.

Оставить отзыв