Поездка к истоку Урала: нам повезло жить там, где мы живем
Мы с Женей путешествуем на его УАЗе. Подготовленный для преодоления тяжелого бездорожья, этот автомобиль - прекрасное средство для поездок по многим местам Уральских гор.
PersonalGuide Logo

Да, нам повезло жить там, где мы живем. И мы можем каждые выходные, а иногда и в будние дни совершать небольшие поездки и наслаждаться прекрасными видами и общением с природой.

В середине июля мы решили добраться до истока реки Урал. Начало знаменитой реки, третьей по протяженности в Европе, находится в Уральских горах. В Учалинском районе республики Башкортостан, практически на самой границе с Челябинской областью, немного западнее небольшого горного хребта с красивым названием Алабия.

Те, кто желает посетить исток реки, начинают движение от села Вознесенка или Абсалямово. Они расположены немного западнее от трассы Миасс - Учалы, и дорога к ним довольно хорошая. Оттуда до истока около десяти километров. Но там уже дороги по описаниям плохо проезжаемые, разбиты лесовозами.

Поэтому надо быть готовым к пешей прогулке. И прогулка эта будет исключительно в коридоре смешанного леса с небольшими редкими полянками, так что надеяться посмотреть на красивые виды точно не стоит. Впрочем, лес вблизи безусловно тоже прекрасен. При этом надо понимать, что исток любой реки отметка больше психологическая. Чаще всего из какого-нибудь болота в зарослях кустов вытекает жиденький ручеёк, глядя на который трудно предположить грядущее величие.

Поэтому  наш маршрут мы проложили иначе. В первый день планировали проехать вдоль восточного склона хребта Алабии, перевалить его немного севернее главной вершины, переночевать у подножия. А к истоку добраться примерно к обеду следующего дня. Несколько вершин Алабии мы наметили себе в качестве живописных достопримечательностей на маршруте.

Выехали как обычно рано. Часов в шесть утра. Примерно через тридцать километров от Миасса в сторону Учалов мы сворачиваем на запад между хребтами Кумач и Ирендык, через Комсомольск, Старобалбуково двигаем в сторону деревни Шарипово.  Погода соответствует прогнозу. Небо пасмурное, моросит дождь. К обеду обещают улучшение. Мы делаем небольшую остановку, чтобы позавтракать и подняться на небольшую вершину, с которой должен быть хороший вид. Но всё вокруг в тумане. Сильный ветер и моросящий дождь.

Такая погода будет почти целый день. И только к вечеру небо прояснится. Дорога вдоль Алабии как раз для нашего автомобиля. А еще лучше по ней идти пешком. Возможно, получится даже быстрее. Целый день мы пробираемся сквозь лес. Дождь моросит. Дождь льет как из ведра. Дождь иногда прекращается. Ненадолго. Обещанное к обеду «ясно» так и не наступает.

Только к вечеру дождь прекратился полностью, плотность облаков заметно снизилась, и мы даже увидели немного закатных лучей. Это как раз кстати. Разбивать лагерь и устраиваться на ночевку под дождем совсем не хотелось.

Мы встали с таким расчетом, чтобы  утром подняться на Круглую сопку. Это самая высокая вершина хребта Алабия. Относительно невысокая, всего 1016 метров. Но вид с неё должен быть хорошим. Хребет не очень популярное место у туристов. За два дня мы не встретили ни одного человека. Это определенный плюс, ведь многих неприятных следов, характерных для популярных маршрутов, вытоптанных стоянок, мусора, исписанных скал здесь тоже нет. А вершины хребта хоть и не высокие, но очень живописные. Наберется с полтора десятка скальных выходов, с которых открываются великолепные виды.

Мы проснулись рано. Минут тридцать прогулки по лесу, и мы на вершине. Это небольшая скала с маленькой площадкой, как раз чтобы разместились два человека, штатив с фотоаппаратом и две собаки. Погода отличная. От вчерашних туч ни следа. Настоящий июль. Солнце уже высоко и ярко освещает всё вокруг. Вдоль горизонта видны практически все главные вершины Южного Урала: Таганай, Уреньга, Зюраткуль, Нургуш, Зигальга, Иремель. Ближе торчат над лесом другие скалы хребта. Уходить не хочется. И мы не торопимся.

Вернувшись к машине, собираем вещи, еще раз или два пьем чай и двигаем дальше на запад. Часа через три мы видим в зарослях железный памятник. Еще при советской власти комсомольцы оборудовали место памятными надписями и огородили железным забором исток реки. К металлической конструкции прикреплен ящик, в нем несколько блокнотов и карандашей. По задумке каждый, кто посещает это место, может оставить запись.

Мы даже обнаружили знакомых. И запись о путешественниках с Аляски. Эти ребята, как мы потом посмотрели на указанном ими сайте великие путешественники. Они пришли сюда от Северного Ледовитого океана на лыжах, потом по Уралу сплавились до Каспийского моря, и дальше на велосипедах доехали до Стамбула  (followingtheline). Да, нам до них еще очень далеко.

Рядом стоит небольшой навес. Здесь можно перекусить. А еще на деревянных брусках растянут распечатанный баннер, где можно прочитать скопированную из Википедии информацию о реке. Конструкция сооружена недавно, и очевидно не продержится столько, сколько монумент комсомольцев. Некоторые слова почему-то выделены синим. Не сразу догадываемся, что это гиперссылки, которые дизайнеры не потрудились удалить из исходного текста. Еще одним свидетельством того, что исток реки хоть изредка, но посещают, является большой железный ящик, набитый самым разным мусором до самого верху. Увы, похоже еще не все поняли, что мусор надо увозить с собой. И даже забирать немного чужого.

По нашему плану мы должны были проехать дальше от истока реки до Вознесенки, по навигатору это меньше десяти километров лесными дорогами. И нам точно не хотелось возвращаться той же дорогой. Но мы часа три пытались, но так и не смогли найти дорогу, ведущую в деревню. То ли июльские заросли не дали разглядеть, то ли дороги настолько не проезжие, что только пешком, на лыжах и снегоходах добираются сюда. Наш план пришлось менять. И разворачиваться обратно.

День в июле длинный. К вечеру мы выехали на восточный склон хребта. На закате поднялись еще на одну горку – Николину сопку. Она немного в стороне от основных скал Алабии, но с неё тоже открываются отличные виды.

Луна рано появилась на небе и была заметна еще когда было довольно светло. А когда стемнело, мы уже выбрались из леса и заехали на горку, где накануне утром пытались что-то разглядеть сквозь низкие облака. Где-то на горизонте висело несколько облаков, но остальное небо было чистое и полное ярких звезд. На юге высоко над горизонтом светила луна. Мы упаковали свои вещи, попили чай и сделали несколько фотографий. Домой вернулись на рассвете.