Как обманывают путешественников при онлайн покупке авиабилетов
Юристы, специализирующиеся на туристической отрасли, назвали схему определения мошеннических сайтов, которые распространяют авиабилеты.
Попадают в «лапы» мошенников чаще частные лица, которые страдают от своей невнимательности и жадности.
Один путешественник распознал мошенников при поиске авиабилетов, так как попавшийся ему «фейковый» ресурс продавал билеты в Аликанте на 5 тыс. рублей дешевле средних расценок на направлении. На этот ресурс была ссылка с проверенного метапоисковка Авиафокс, и это увеличивало к нему доверие. Турист спасся от неверной покупки благодаря отзывам о мошенническом ресурсе, которые он нашел на других сайтах – и этот способ юристы называют действенным.
Вадим Погорелов, ведущий юрист компании «Юристы для турбизнеса: Байбородин и партнеры» говорит, что для распознавания мошенников требуются некоторые действия: «...проверить на сайте перевозчика действительно ли рейс, указанный в сервисе, существует. Если такого рейса нет на сайте перевозчика, это может указывать на попытку обмана. <...> проверить отзывы. Отзывы не откроют 100% правды о рассматриваемом сервисе, поскольку могут быть следствием деятельности конкурентов, но наличие колоссального количества негативных отзывов должно насторожить».
Специалист советует сопоставлять цены с другими, проверенными сервисами, потому что в нашей стране есть сервисы о бронированию и оплате авиабилетов, и размер сборов примерно один и тот же. «Намеренно завышать стоимость сбора никому не выгодно: из-за большой конкуренции есть риск, что турист уйдет к более дешевому предложению. Однако, если же цена указана значительно ниже по сравнению с другими сервисами или самим авиаперевозчиком, то это однозначный повод насторожиться».
Эксперт просит оценить содержание сайта: сведения о юрлице - местонахождение, страна регистрации, ОГРН, ИНН и т.п, когда вы не найдете эти сведения, следует быть внимательнее «Следует, также читать пользовательское соглашение или оферту на сайте. Очень распространенная ситуация, когда туристы попросту её не читают, в слепую проставляя «галочку» в нужном поле. Масштаб этой проблемы впечатляет. По моей судебной практике с туристами из 10 человек только двое реально читают оферту», - сказал юрист.
«Схем работы мошенников достаточно много и с каждым годом они становятся всё сложнее. В качестве примера приведу такой момент: после оформления «заказа», туриста переводит на шлюз оплаты, который вроде бы такой же, как и на других сайтах.
Однако потенциальной жертве показывают не всю страницу шлюза, а только нужную часть, остальное скрыто. Скрывается информация, по которой можно определить, что оплата идет не в сервис, а на чужую карту или вэб-кошелек. Человек подтверждает платеж и идет перевод средств. В этой ситуации следует немедленно идти в органы внутренних дел. Если оплата ушла на счет компании - требуйте приобретенный авиабилет. Если его не предоставляют, нужно обратиться в свой банк с заявлением о chargeback, так как оплаченная услуга не оказана. Чаще всего средства вам вернут.