Музей истории Иркутского Института инженеров железнодорожного транспорта

Создание Музея железнодорожного транспорта неразрывно связано с Петербургским институтом Корпуса инженеров путей сообщения. В Положении об образовании института (1809) было записано: «...в особой зале хранимы будут модели всех важных в России и других землях сооружений, существующих или только предназначенных для путей сообщения, равно как и машины, при гидравлических работах употребляемых...»2 От этого особого зала, куда поступали первые модели, и ведет свое начало один из старейших в Европе технических музеев.

Однако первые шаги по организации музея были сделаны несколько раньше, когда в Департаменте водяных коммуникаций создали «отдел по учебной части». В специальном кабинете этого отдела экспонировались модели инженерных сооружений и механизмов, использовавшихся на различных путях сообщения, в том числе и полученная из Англии модель чугунной дороги для перевозки тяжестей.

Сюда, а позднее в учебные кабинеты института от российских и зарубежных строительных организаций поступали модели искусственных сооружений, геодезические приборы, образцы минералов и строительных материалов.

В 1812 г. физический, минералогический, модельный и инструментальный кабинеты вуза стали, по существу, выполнять функции «музеума», гордостью которого были искусно выполненные с помощью мастерских института модели уникальных зданий, гидротехнических и дорожных сооружений.

После постройки в Англии первых железных дорог коллекция музея пополнилась выполненными в натуральную величину образцами элементов верхнего строения железнодорожного пути.

С началом эксплуатации Царскосельской железной дороги в музее основали специальный раздел, отражающий состояние отечественной транспортной науки и техники по строительству и эксплуатации земляного полотна, верхнего строения пути, подвижного состава, мостов, труб и тоннелей, станционных построек. Позднее в музее создали экспозиции, посвященные организации движения, устройствам связи, сигнализации, водоснабжения. Все это отражало достижения железнодорожной техники и помогало знакомить студентов вуза с машинами, приборами, инструментами, материалами, применяемыми в железнодорожном деле.

В 40-х годах учебные кабинеты с экспонатами получили официальный статус музея, который «служить способен не только профессорам и воспитанникам института, но вообще всем членам ведомства путей сообщения». В 1864 г. в минералогический кабинет было передано 120 образцов различных горных пород, найденных на Урале и в других районах страны. Многие инженеры путей сообщения присылали модели строящихся под их руководством инженерных сооружений.

В музее хранились и экспонировались уникальные предметы, например заступ, которым Петр I разрывал земляную перемычку Ладожского канала на 13-й версте от Ладоги, драгоценные камни и образцы благородных металлов. Постоянную заботу о развитии музея проявляли руководители МПС и Ученый совет института. Горный инженер Н. Н. Кокшаров составил подробный каталог минералогической и петрографической коллекций музея1. Согласно штатному расписанию, хранителем музея (директором) назначался один из профессоров или адъюнктов института.

О быстро растущей значимости Музея путей сообщения свидетельствует, в частности, тот факт, что летом 1866 г. его посетила государственная делегация Соединенных Штатов Америки, изучавшая постановку железнодорожного дела в России. Ее сопровождал проф. В. П. Соболевский. Делегация, кроме того, ознакомилась с конструкцией и архитектурой Благовещенского моста — первого постоянного перехода через Неву. Пояснения давал автор проекта и строитель проф. С. В. Кербедз2.

25 июня 1896 г. МПС приняло решение об организации отраслевого Музея путей сообщения. Для него было выделено дополнительное помещение — манеж при доме министра путей сообщения (ныне спортивный зал института). Коллекция музея пополнялась экспонатами всероссийских и всемирных выставок. На предусмотренные сметой средства изготовлялись модели по специальным заказам.

В 1900 г. в Париже состоялась Всемирная научно-техническая выставка. В числе 35 стран участвовала и Россия, которой было что показать. Здесь демонстрировались электрические машины и электроосветительные приборы, изобретенные инженерами А. Н. Лодыгиным, М. О. Доливо-До-бровольским, П. Н. Яблочковым, В. Н. Чиколевым, А. И. Полешко, подлинные аппараты связи, а также первый радиоприемник А. С. Попова. Огромный интерес вызвали экспонаты, посвященные строительству Великой Сибирской железнодорожной магистрали1. В залах были выставлены коллекции карт, виды и модели дорожных, мостовых и других сооружений, модели и снимки Транссибирского экспресса, курсировавшего между Петербургом и Владивостоком в конце прошлого столетия, парового парома, перевозившего с одного берега Байкала на другой товарные и пассажирские вагоны, модель моста через Енисей. Особо выделялась панорама Транссиба, выполненная известным путешественником П. Я. Пясецким. Она представляла собой ряд Последовательных видов магистрали, изображенных на бумажной ленте длиной 1000 м. В зале на 125 зрителей лента перемещалась, наматываясь с одного цилиндра на другой. После окончания выставки многие экспонаты поступили в музей.

Вызывал неизменный интерес срез лиственницы диаметром около 2 м. Лесной сибирский гигант, которому в то время исполнилось 425 лет, оказался на пути железной дороги. Срез прислали в подарок музею выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения, работавшие на строительстве Великой Сибирской магистрали.

В 1902 г. на территории Министерства путей сообщения, примыкавшей к институту со стороны Юсуповского парка, по проекту архитектора П. С. Купинского было построено новое здание музея, выходящее фасадом на Садовую улицу. В его светлых просторных залах расположили экспонаты, позволявшие проследить историю развития железнодорожного транспорта.

В начале XX в. в Петербурге фактически действовало два самостоятельных музея: ведомственный, разместившийся в упомянутом выше здании, и Института инженеров путей сообщения — на первом этаже главного учебного корпуса. Оба они рекламировались в специальных путеводителях по С.-Петербургу1. Музей МПС был открыт по воскресеньям, вторникам и четвергам с 10 до 15 часов. Билет стоил 25 коп. Учащиеся в форме проходили бесплатно. Музей института открывался по воскресеньям с 10 до 14 часов. Вход был бесплатный.

В связи со 100-летием Петербургского института инженеров путей сообщения Министерство путей сообщения передало ему свой музей. Тогда же его основное здание расширили и благоустроили по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена. В дар музею от железных дорог поступил ряд коллекций и моделей.

Организаторы и хранители объединенного музея под руководством Ученого совета института и при постоянной помощи МПС создали ретроспективу строительства и эксплуатации железных дорог, заботясь, чтобы посетители ощутили дух технического гения предшествовавших поколений.

За годы существования музея его посетили сотни тысяч железнодорожников, ученых и инженеров, студентов и школьников, любителей истории и техники. Для многих он явился первой ступенькой к выбору железнодорожной профессии.

Вместе с тем Музей железнодорожного транспорта, его богатые экспозиции всегда служили замечательной базой для изучения студентами Петербургского института инженеров путей сообщения истории различных отраслей железнодорожной техники и творческой деятельности ученых и инженеров в области транспорта.

Оставить отзыв