Описание:

На берегу Ольгина пруда в Петергофе возвышается златоглавая церковь, которая более ста лет назад стала для своих прихожан настоящим спасением. Вспоминаем интересные факты о появлении одного из самых красивых соборов, находящихся близ Петербурга.

Живописный храм в Петергофе в своём эстетическом и архитектурном отношении во многом напоминает знаменитый Храм Спаса-на-Крови в Петербурге, строившийся в период с 1883 по 1907 год. Любопытно, но храм на набережной канала Грибоедова строили по проекту Леонтия Бенуа, а в 1893 году тот же архитектор представил на конкурс, утверждённый Александром III, свою идею храма в Петергофе. Однако император выбрал проект Николая Султанова, который скончался через три года после освящения собора.

Нужно заметить, что храм был жизненно необходим городу: на тот момент в нём находилось 13 церквей, однако простым смертным ход во дворцовые, военные и те церкви, где собиралась знать, был заказан. Оставалась только Крестоводвиженская церковь (ныне не сохранившаяся). Храм был небольшой и неприспособленный под большое количество людей: наблюдать за богослужением могли немногие из собравшихся, постоянно была давка, не хватало воздуха.

Спустя три года до Александра III дошло ходатайство о строительстве храма. Он, выбрав участок около Ольгиного пруда, велел начинать работы.

Архитектор Султанов задумал строящийся храм в стиле московского каменного зодчества, а также продумал детали, которые смогли бы создать все удобства для священнослужителей и прихожан.

Одновременно с возведением собора строились здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции, вследствие чего получился мощный церковный комплекс. Здание собора имеет пирамидальную форму и украшено пятью главами с шатровым покрытием и золочеными луковицами. За счёт того, что храм стоит на возвышенности, а высота средней главы равняется 70 метрам, собор виден за много километров от города и даже занесен как ориентир в морские лоции. Для отделки сооружения использовались поливные изразцы, белый камень, золоченые купола и узорчатые коньки, а фасады облицевали красным и желтым кирпичом.

Строительство было закончено в 1905 году, при торжественном освящении присутствовали Николай II и Александра Фёдоровна. В течение четверти века храм являлся главным религиозным центром Петербурга, а в 1937 году его закрыли и даже собирались взорвать, как это случилось с десятком церквей по всей России.

Однако храм всё-таки выстоял: ограничились тем, что в 1941 году содрали облицовку глав. В военные годы храму пришлось, как и всей стране, пережить трудные времена. В дни сражений внутри него находился фашистский корректировщик, который отслеживал передвижение советских военных кораблей. Наши войска заметили его и попытались сбить, чем нанесли урон северной части собора.

Готовясь к Олимпиаде-80, советские власти решились, наконец-то, восстановить полуразрушенный храм и отреставрировали его внешнюю часть. Интерьеры не тронули, так как не решили, что именно появится здесь: музей или концертный зал.

Храму суждено было воскреснуть в 1989 году (в год 1000-летия крещения Руси), когда верующие добились передачи им собора. В 1990-1995 годах были проведены ремонтные работы, восстановлены интерьеры, и храм стал работать так же, как и до 1935 года.


Комментировать