Дорогие гости! 

Побывав в Плёсе однажды вам непременно захочется вернуться сюда снова и снова.... 

  • Тематическая экскурсия.
  • Интересные моменты Плеса-пограничного города, Владимиро-Суздальского княжества, а затем и Московского государства.
  • Продолжительность 2 часа. Индивидуальная экскурсия ( до 10 человек)
  • Язык русский.

Плес был основан в 1 половине 12 века на землях, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Первые летописные упоминания города датированы апрелем 1141. Плес был упомянут в Новгородской летописи в связи с тем, что здесь был пойман новгородский посадник Якун, бежавший вместе с князем Святославом от гнева новгородцев под руку владимиро-суздальского князя Юрия Долгорукого.  Улица Юрьевская у подножья Соборной горы названа в честь основателя первой плесской крепости князя Юрия Долгорукова. Плес сразу получил статус города.

Город был построен на высоком правом берегу Волги, как военная, пограничная крепость, которая должна была защищать северные границы Владимиро-Суздальской Руси от постоянных военных вторжений  Волжской Булгарии.

Торгово-ремесленное население города размещалось на посаде, располагавшемся у подножия Соборной горы на территории современной набережной и Заречья. Первая плесская крепость погибла в  феврале 1238 года в числе многих русских городов при первом нашествии на русские земли татаро-монгол, возглавляемых Батыем
В 1410 году на Соборной горе в Плёсе, где когда-то уже стояла первая крепость, по велению московского князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, была построена вторая военная крепость.                   

Вы узнаете особенности построения второй Плесской крепости и увидите основание средневековой башни - современная реконструкция.
Могущество "господина Великого Новгорода"  в значительной мере основывалось на торговле, поэтому новгородские купцы не жалели  денег для организации походов разбойников- "ушкуйников" или  "речных пиратов". Ушкуйники грабили города, захватывали в плен русских людей, которых затем продавали в рабство на границе с Золотой Ордой. Последний поход ушкуйников по Волге состоялся в 1409 году, так как в 1410 году была сооружена плесская таможенно-оборонительная система.
В 1471 году в Плес  заходил и Афанасий Никитин.

Тайное оружие:  каменный лабиринт. Каменная отмель, протянувшаяся вдоль русла реки на 3 км.и  пересекавшая реку наискосок, от берега до берега и состоящая из каменных гряд: Винной и Косой, преодолеть которые можно было только с помощью плёского лоцмана.

Пропускная система, как и крепость функционировали вплоть до полного объединения русских княжеств в единое государство, то есть до конца XVI века. А каменные гряды преодолевали с помощью плесских лоцманов вплоть до пятидесятых годов XX века,  пока вода в Волге не была поднята на 8 м в связи с постройкой Горьковского водохранилища.

Последнее военное сражение на территории Плеса была в 1609 году, когда вспыхнуло восстание против польско-литовских интервентов, а в конце марта 1612 года из Решмы и  Кинешмы в Плёс пришло ополчение Минина и Пожарского и не случайно, так как Плес-город, оказавший сопротивление интервентам.

  • Обзорная экскурсия по Плесу. 
  • Волжская  жемчужина  на  семи холмах.
  • Продолжительность 2, 5 часа. Экскурсия индивидуальная ( до 10 человек).
  • Язык русский.

Один из наиболее самобытных малых городов России-  город Плёс Ивановской области. Плес это собрание уникальных памятников  истории,   культуры и  природы. Это город удивительной судьбы:  военная крепость московских князей на Волжском торговом пути, административный центр обширной плесской церковной десятины, торговые ворота Иваново- Вознесенского промышленного района, тихий дачный городок, ставший местом паломничества художников, писателей, артистов.

Наш маршрут  начинается из Троицкой Слободы или Нагорный Слободы. Горная Слобода, расположившаяся у южного въезда на территорию крепости, сохранила  до наших дней и как  историческое название так и вольную планировку. В первой трети XIX века ее  украсил так называемый  ансамбль Троицких церквей, состоявший из Троицкого и Введенского храмов, которые встречают всех приезжающих в Плес  сухопутным транспортом. В 1808 году в  Нагорной Слободе, в центре Шуйского и Нерехтского трактов, был построен первый плесский каменный приходской храм Троицы Живоначальной. А в 1828 году рядом с ним на средства Купцов Гавриила Семёновича и Дмитрий Васильевича Частухиных была выстроена зимняя Введенская церковь. Сохранились воспоминания Софьи Петровны Кувшинниковой, художницы, ученицы и близкой подруги Левитана о том, как в праздничный день они побывали на службе в Троицком храме: " Когда началось благословение цветов, и раздались поэтичные  слова молитвы, Левитан растрогался до слёз и прошептал: "  Послушайте, ведь это же удивительно. Господи, как это хорошо! Ведь это не православные и не другая какая молитва. Это мировая молитва". Часто Левитан говорил своим друзьям, что красоте, разлитой  в природе, " можно молиться как Богу и просить у неё вдохновения, веры в себя.

Далее наш маршрут на Соборную гору, которая поднимается над Волгой больше чем на 60 м. и  является самой высокой точкой в северной части Верхневолжья.  Это сердце заповедного Плеса и излюбленное место прогулок местных жителей и туристов . Отсюда открывается удивительный вид на Волгу, набережную, гору Левитана и Заречье.

Древнейший памятник истории города -  высокий поросший травой и вековыми деревьями крепостной земляной вал, сохранившиеся до наших дней с 1410 года.

В  1778 году по указу Екатерины Великой создалось  Костромское наместничество, в котором был выделен Плесский  уезд, располагавшийся по обоим берегам Волги. В  Плесе  для администрации уезда было определено место на Соборной горе в Присутственных местах.

Памятник основателю города Великому Московскому князю Василию Дмитриевичу был установлен в 1910 году в честь 500 -летия  Плеса. На  постаменте из чёрного мрамора различима надпись золочеными буквами: " Сооружён в царствование императора Николая II в память 500- летия города Плёса, основанного великим князем Василием Дмитриевичем, сыном Великого князя Дмитрия Донского и указаны две даты: 1410 год -  год основания города и 1910 год-  год его юбилея. Автор бюста- московский скульптор Сергей Алёшин.

 Собор Успения Пресвятой Богородицы появился на Соборной горе в 1699 году после пожара 1695 года, охватившего прежнюю деревянную церковь, и почти полностью повторил её очертания. Возведённый из беленого камня, простой и в то же время невероятно красивый, Успенский собор стал зрительным центром Плёса.

Великий князь Василий Дмитриевич считается основателем Плёса, но следует заметить, что возведённая им крепость строилась далеко не на пустом месте. Во  второй половине 12 века здесь уже функционировала небольшая крепость, основанная князем Всеволодом Юрьевичем как Форпост русской колонизации Волжского побережья и как опорный пункт  Северо-Восточной Руси в борьбе с государством великих Булгар за  волжский торговый путь. Крепость изначально  занимала мысовой выступ Соборной горы, а в устье Шохонки находились пристань, торжище и посад. В  феврале 1238 года город был осажден войсками хана Батыя.

Новый этап истории Плёса начался в 1410 году, когда по велению великого князя Василия Дмитриевича здесь стали возводить новую крепость, занявшую  уже всю территорию Соборной горы. Василий 1  строил не только крупную, но и самую передовую в техническом отношении деревянную крепость  того времени.  Она должна была противостоять новый главный угрозе всех крепостей - артиллерии, активно входивший  в военный обиход. Башни и стены новой волжской крепости 1410 года оказались многослойными. В  подобной стене нельзя пробить сквозное отверстие.  Пусть даже с помощью пушек, ценой траты большого количества попадающих в одну точку ядер и удастся расщепить участок внешнего бревенчатого слоя и даже выбить несколько камней заполнения - шестиметровой высоты сыпучий слой всего лишь просядет, совсем незаметно, своей огромной тяжестью прочно заклинивая  прореху. Зайдем на основание забутованой башни (современная реконструкция) и откроется взгляду Волжское русло, просматривающееся вниз и вверх по течению.

 На Базарной площади устраивались большие базары. Ежегодно в июле на Петров день- день города - собиралась трёхдневная ярмарка. Другая, конная ярмарка проводилась осенью на праздник Покрова. На время проведения ярмарки на базарной площади ставились балаганы, палатки для продажи разных хозяйственных товаров:  глиняной посуды, поделок из дерева, игрушек в том числе свистулек - чувилек. По преданию, подтверждённому археологами, рядом с нынешним Плёсом в 12-13 веках находилось поселение Чувиль. В  толковом словаре Даля приведено волжское слово  "чувилька", что обозначает птичку, пташку, свистульку. По легенде, окрестные леса, овраги, долины древнего Чувиля  оглашались  пением бесчисленного множества птиц, поэтому местность назвали "птичьим царством" - Чувилем.

 Нынешним своим обликом набережная обязана хитрым инженерным сооружением, спрятанным глубоко под ней. В конце XVIII века были проложены подземные деревянные дренажи,,  по которым грунтовые воды стекали в Волгу. На небольшом пространстве набережной тесно соседствуют  все эпохи и стили:  тут и "дворянское гнездо" начала XIX века - дом помещиков Моисеевых с  четырехколонным тосканским портиком, и дача фабриканта Павлова, созданная  в начале XX века в стиле модерн. Дома на набережной в два, редко в три этажа , сохранили для нас уникальный облик типично мещанского и купеческого городка:  верхние этажи, предназначенные для парадных покоев , отделанные более прихотливо , нижние  с толстыми стенами и створчатыми потолками служили для хозяйственных целей, тут располагались склады и лавки.

Зажиточные горожане держали мельницы и кожевенные предприятия, варили солод и пиво, вели торговлю .Обыватели победнее, делали из дерева посуду и корыта, изготавливали лубяные короба , плели  рогожи . Топоры плесовские считались лучшими в Поволжье.

 Район Заречье находится за речкой Шохонкой , впадающей  в Волгу .Со времени правления Ивана четвёртого Плес  числился крупным поставщиком рыбы для царского двора, здесь в больших количествах отлавливались осетры и стерлядь. Зимой ,по санному пути, рыбу доставляли в Москву, летом заготавливали впрок : вялили, сушили и солили. Рыбная Слобода была довольно большим районом города, из 129 дворов, упомянутых в писцовых книгах 17 века , из которых 72 были рыбацкие , здесь проживало больше 400 человек.Навыки предприимчивых горожан, издавна живущих рыбным промыслом, совершенствуясь  веками, достигли здесь виртуозности: " Жители прекрасно воспользовались струями ключей, во множестве бьющих  из  горы. Они провели эти ключи через свои дворы, в которых устроены садки для рыбы , и вода, проходя через оные,  продолжает путь желобами,  где её берут для домашнего употребления . Садки же устраивают так , чтобы и в зимнее время вода в них не могла мёрзнуть.  В этих садках  в чистой ключевой воде плавают стерляди и другие обитательницы волжских вод ; хозяин перед обедом для своего семейства, или желая попотчевать доброго гостя, выходит на двор, выбирает любую, поддевает обреченную саком и....в кастрюлю ! Подобное приволье редко можно встретить !

Сейчас Заречье -это излюбленное место дачников и художников. 

                         Экскурсия:  "Ожившие левитановские пейзажи".

       “Вся жизнь, все творчество Левитана прошли над любимой им страной, над ее природой благотворным дождем”, - писал художник Г. Нисский, - после него над русским пейзажем воссияла чудесная радуга, в ворота которой должны проходить все художники, любящие свою страну, свой народ, свою природу.  И. Грабарь называл Левитана “самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа”. Коровин вспоминал, что Левитан часто не мог сдержать слез, глядя на природу. В ней - та правда, которая открывается, когда “сердце зрит во всём Божественное”, как говорил философ И. Ильин.  Сам Левитан признавался, "но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, словом, не понимаю себя вне живописи.  Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовала я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью". Без этого чувства не может быть и истинный художник.   

          Судьба города Плеса неразрывно связана с именем великого русского художника Исаака Левитана. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Исаака Левитана в Плесе,  увидим дом-музей Левитана, памятник живописцу и его любимые плесские пейзажи.    

          Исаак Левитан родился в1860 году, недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной семье.    В годы учебы Левитан жил впроголодь, особенно трудно стало после смерти обоих родителей. Художник М. Нестеров вспоминал: о” на редкость красивом изящном еврейском мальчике ходили легенды, связанные с его бедственным положением (например, говорили, что он не имея ночлега, ночует на чердаке старого дома Юшкова, известного как дом с привидениями”). Несомненно, интерес к его персоне среди сверстников и старших товарищей подогревался еще и тем, что Левитан уже тогда обнаруживал незаурядное дарование и сильно выделялся среди соучеников.  Еврейское происхождение не раз становилось причиной неурядиц в жизни художника. Из училища он выпустился с дипломом “неклассного художника”, который давал ему возможность только преподавать чистописание: негласно было известно, что члены аттестационной комиссии сочли неуместным, что еврейский юноша слишком дерзко заявляет о своей причастности к русскому пейзажу. Художника дважды высылали из Москвы. Первый раз- еще в годы учебы в 1879 году, когда имперская администрация инициировала выселение евреев из столицы в связи с покушением на Александра 2, совершенным народовольцем Соловьёвым; и в 1892 году- во второй раз, Левитан уже широко известный художник снова вынужден покинуть Москву ( выселению в 24 часа  подверглись всей евреи). Тогда Левитану пришлось скрываться во Владимирской губернии, пока друзья и влиятельные доброжелатели (таковыми был П. Третьяков, постоянно покупавший у художника работы) не добились отмены высылки. Примечательно в этом контексте фраза А. Чехова;” Еврей Левитан стоит пяти русских”.

          У Левитана было восхитительное благородное лицо- я редко потом встречал такие выразительные глаза, такое на редкость художественное сочетание линий. У него был большой нос, но в общей гармонии черт лица это вовсе не замечалось. Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал. Интересно, что Василий Поленов избрал Исаака Левитана в качестве модели для изображения Христа картине “Мечты”.   

         После 1894 года Исаак Левитан получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать. Художник мечтал о” Доме пейзажей”- просторной мастерской, в которой могли бы бок о бок работать все русские пейзажисты. Однажды, размечтавшись, Левитан сказал своим ученикам; “А что, господа, вдруг мы с вами прославимся, как барбизонцы!  Я скоплю денег в Лионском кредите, выкуплю свою мастерскую, и, когда стану совсем старой калошей или умру, вы устроите в ней дом пейзажа”.    Уже в конце 1870 годов Левитан начал писать свои пейзажи настроения, на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.     

         В1887 году Левитан знакомится с Кувшинниковой, которая держала в Москве салон. Левитан обучал Софью живописи, они много времени проводили вместе. В 1887 году Левитан отправился на Волгу. Первая поездка не впечатлила художника. Через год Левитан снова отправился в Поволжье, но уже вместе с Кувшинниковой. Впервые Левитан побывал в Плёсе весной 1888 года вместе со своими друзьями Кувшинниковой и Степановым. Художники путешествовали вверх по Волге на пароходе в поисках живописных мест для этюдов. Решение остановиться пришло мгновенно, как только из-за поворота показался высокий зелёный холм, а на нём- маленькая деревянная церковь и возле неё кресты погоста.      Кувшинникова вспоминала: “Наконец добрались до Плёса, и он нас сразу обворожил. Мы решили остановиться, сняли две комнаты недалеко от берега городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим... жилось нам удивительно хорошо”. Собрав багаж, они сошли по старым сходням на набережную, вдоль которой, “как куски белого пиленого сахара” выстроились в ряд купеческие особняки. Их необычный багаж с мольбертами, этюдниками и зонтами от солнца вызвал не скрываемая любопытство у местных жителей.     Софья Петровна Кувшинникова вспоминала: “Мы нашли две комнатки недалеко от берега и с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак. Бесшабашная жизнь нашей богемы, конечно, и здесь произвела сильное впечатление. Художник и здесь оказался невиданной птицей. Пошли расспросы и разговоры: Кто? Как? Зачем? Почему? На базаре сообщались о нас все новости, что едим, куда ходим. Но как-то это скоро всё затихло. К нам быстро стали привыкать, да и мы притерпелись. Целыми днями мы бродили по берегу и окрестностям, и каждый день то там то сям торчали наши огромные зонты из белого холста, который мы сами промывали синькой, чтобы устранить горячее освещение, проникавшее сквозь этот зонт...”      

             Здесь Левитан необычайно много и плодотворно работал. Его привлекали златоглавые храмы и деревянная церквушка на вершине горы, крутой берег реки и камерный дворики, панорамные виды и тихие улочки, сияющая свежестью березовой роща и нежные полевые цветы. Художник принял Плес как настоящий “рай для пейзажиста” и именно здесь испытал подъём, определивший его дальнейшую творческую жизнь. Всего за три сезона в Плесе он написал около 200 картин: 23 полотна, а также этюды, наброски, эскизы. По словам Нестерова: ”...серия волжских этюдов и картин принесла начало настоящей известности Левитану”. Недаром говорят: “Левитан открыл Плес, Плес прославил Левитана”.        “Жилось нам удивительно хорошо-, вспоминало Кувшинникова. Даже Левитан и тот перестал хандрить, и настроение это отражалось на его картинах”. Чехов сказал ему: “На твоих картинах даже появилась улыбка”. Плес сделался для Левитана тем заветным уголком, куда художник приезжал не раз, чтобы обрести вдохновение. Нестеров писал: “Там искусство Левитана окрепло, получило свою физиономию. Совершенно новыми приёмами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил в Москву Левитан с Волги’.     Выдающийся художник, современник Левитана Михаил Нестеров писал:” Левитан был “реалист” в глубоком, непреходящем значении этого слова: реалист не только формы, цвета, но и духа темы, нередко скрытой от нашего внешнего взгляда”. К. Паустовский отметил:” Левитан оставил около 100 осенних картин не считая, этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, чтобы они не изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю”.                 Кажется, что Левитан открывает нам в каждом сиром уголке, в каждой покошенной лачуге и каждом неярком болотце особую поющую красоту. Антон Чехов писал: “что от картин Левитана веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: всё бы смотрел на них да смотрел. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошёл в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю и дойдёт ли кто-нибудь после”.      В повести Чехова “Три года” есть эпизод, где героиня на художественной выставке рассматривает картину, в описании которой вполне узнаваема “Тихая  обитель” Левитана:” На переднем плане речка, через неё бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве... А вдали догорает вечерняя заря... И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка... и лес, и поле она видела уже давно и много раз... и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ни с чем не омрачённого блаженства”. О появление этой картины на выставке вспоминал художник Александр Бенуа: “Казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в старое выставочное зало”.     Остроумный Чехов не мог себе отказать в удовольствии поминать имя друга “всуе”- он образовал прилагательные “левитанистый” и широко использовал его в быту.  В его письмах встречаются реплики: “Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас , ”я приеду к вам красивой как Левитан, ‘” он был томный как Левитан”.     Хотя львиную долю наследия Левитана составляют пейзажи, среди его работ встречаются не менее проникновенные портреты и натюрморты. В них так же чувствуется восхищение Божиими творениями и ощущение бренности, быстротечности и хрупкости земного бытия. Искусствовед Владимира Петров писал:” Работы в этом жанре Левитана трудно назвать” мертвой натурой”, настолько в них ощущаются не просто наслаждение художника красотой формы и окраски цветов, но и “уважение” к ним чувствуется, что для него они были, как и он сам говорил в конце1890-х годов своим ученикам, “живые”, налитые  соком, тянулись к солнцу”.     Сам Исаак Ильич Левитан признавался, что в картине “Над вечным покоем” он весь со всей своей психикой, со всем своим содержанием. Левитан всегда искал мотив и настроение. После смерти Левитана осталось 40 незавершенных картин. Умер Левитан 22 июля 1900, похоронили Левитана на старом еврейском кладбище, а в 41 году его прах был перенесен на Новодевичье кладбище и помещён рядом с могилами его друзей Чехова и Нестерова.   

         Полотно “Осень мельница. Плес”- наиболее значительное среди представленных работ Левитана на 8 периодической выставке картин Московского общества любителей художества 18 88-1889 годов. Пейзаж Плеса, речки Шохонки, впадающей в Волгу, был написан художником несколько раз с различных видовых точек. Плес, как и его окрестности, характеризуются сочетанием лиричности и размаха, мягкости и могучего изобилия. Пейзаж приглашает зрителя гулять по местности, а особая разлитая в пейзаже тишина и настороженность, словно природа, ждет зрителей и застыла в молчании.                                                                                                                                                                                             Картина “После дождя. Плес” -тонкий и богатый в своем содержании показ природы в связи с жизнью маленького, типичного волжского городка. Здесь жизнь людей, её следы- дома и церковь, баржи и лодки, бегущий по реке пароход- играют большую роль в изображении, окрашивают пейзаж особым содержанием. Изображённые предметы столь же выразительны и эмоциональны, как состояние погоды, и образуют вместе то, что можно назвать эмоциональной атмосферой пейзажа, его лирическим непосредственным звучанием.

         Картина “Березовая роща” с пленительной гаммой изумрудно зеленых цветов в разных оттенках и переходах изображает весьма скромный и простой мотив природы. Однако по поэтичности и живописному мастерству она принадлежит к одним из лучших творений Левитана. Начав работу над картиной ещё в Бабкине в 1885 году, он закончил её лишь летом 1889 года в Плёсе, когда разрабатывал на практике свою теорию пленэрной тональной живописи с тонкими переходами света при неярком освещении. Пленэрная живопись окончательно уничтожила серые тени: они стали прозрачными и окрашенными в светлые и чистые тона. От картины словно веет свежестью и запахами летнего солнечного дня в лесу, ощущается чувство радости и свободы летнего расцвета жизни природы.

       Картина: ”Вечер. Золотой Плес."- один из шедевров Левитана, исполненный мягкой благородной гармонии. В картине с высоты птичьего полёта запечатлён вид на Волгу и полюбившийся художнику городок Плес на исходе летнего дня. С поразительной чуткостью передано ощущение умиротворённой тишины, мягкое сияние золотисто-розового предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над широкой рекой и обволакивающего плавные очертания стоящих на берегу церквей и дома с красной крышей. Почти физически ощущается вечерняя свежесть воздуха, сочность и аромат трав, покрывающих склон холма. Всё напоено чувством целостности жизни, красоты и радости бытия: ”Кажется, сейчас ударит колокол, и невольно на память приходят молитвенные слова: Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в  человецех благоволение”.

 

Волжская жемчужина на 7 холмах

Начало на Троицкой слободе (автовокзал). Соборная гора - памятник основателю города, крепостной вал и ров 15 века, Успенский собор 17 века, макет вто …

Оставить отзыв