Смоленск

Смоленск (Талашкино) - загородное имение княгини М.К.Тенишевой.

Описание:

Смоленск- загородное имение княгини М.К.Тенишевой. Тенишева 

(Пятковская) Мария Клавдиевна - княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат. 

Тургенев сожалел о том, что не успел написать о ней повесть, она позировала Репину, Серову, Коровину и Врубелю. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто. Судьба ее блестяща и трагична: отдав России все, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в забвении.

Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число – 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II). С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию к подруге детства – Екатерине Святополк-Четвертинской, пригласившей ее в свое родовое поместье Талашкино. По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ - в 1892 году они обвенчались.

Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино, которое супруги приобрели у Святополк-Четвертинской в 1893, оставив имение под ее управлением. В Талашкино Тенишева с подругой реализовали общую мечту об «идейном имении», основами которого должны были стать просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как «жизнетворческой силы». Мария Клавдиевна создала в Талашкине совершенно особую творческую атмосферу, что привлекало сюда многих художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывали художники И. Е. Репин, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, Я. Ф. Ционглинский, А. Н. Бакст, скульптор П. П. Трубецкой, ученые А. В. Прахов, И. Ф. Барщевский, В. И. Сизов, музыканты В. В. Андреев, А. Д. Медем и многие другие. 

Рождается мечта возродить русский стиль, не подражая древности, а лишь вдохновляясь былинным, сказочным прошлым, воплотившимся в древнерусском искусстве. Для этого Тенишева приглашает, по рекомендации Врубеля, художника С. В. Малютина, который возглавит художественные мастерские. Керамическая, вышивальная и красильная мастерские, мастерская мебели, художественной ковки и резьбы по дереву начали работать в 1900 году. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи изделий, произведенных в этих мастерских. Дух нового, дух творческого поиска в Талашкине вдохновил многих известных художников. Здесь в поисках нового языка в русском изобразительном искусстве работали Н. К. Рерих, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Д. С. Стеллецкий, А. П. Зиновьев, В. Д. Бекетов и многие другие. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной. 

Кроме этого Мария Клавдиевна открыла школу в деревне Сож, училище в деревне Бобыри, рисовальную школу в Смоленске (раньше это было сделано ею в Петебурге), выстроила театр. 

Еще одной жемчужиной в Талашкино был детский балалаечный оркестр под руководством известного музыканта В. А. Лидина. Талашкинский театр и оркестр прославились на всю Смоленщину и собирали немало зрителей на своих выступлениях. Русскими Афинами назовут современники Талашкино, а саму Марию Клавдиевну – «Периклом русских крестьян», ведь строила она свои «Афины» для простых людей. 

В 1894 году Тенишева покупает хутор Флёново близ Талашкина, где решает создать сельскохозяйственную школу нового типа с образцовым учебным хозяйством. В сентябре 1895 года новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Учебный курс составлял шесть лет: три класса специальных и три приготовительных. Преподавались предметы: земледелие, землемерие, садоводство, зоология, законоведение, Закон Божий, скотоводство, геодезия, химия, физика, огородничество, черчение, пчеловодство, геометрия, ботаника, география, русский язык, арифметика, русская история, чистописание, славянское чтение. Во Фленово создается образцовое учебное хозяйство, метеорологическая станция, пасека и музей пчеловодства. Самую тяжелую работу в школьном хозяйстве выполняли взрослые, все остальное делали сами ребята, обучаясь разным премудростям. Занятия в ремесленных мастерских были обязательными для всех классов. 

«Мне захотелось увенчать свое создание [школу] храмом Божиим». Так началось строительство Храма Духа. Тенишева отходит от канонов современной церковной архитектуры. Она пытается соединить образы русской старины, впечатления, вынесенные из своих путешествий по Русскому Северу, с силуэтами местной природы. Николай Константинович Рерих, с которым Мария Тенишева познакомилась в 1903 году, поддерживает её и помогает в строительстве. Эскизы и росписи внутреннего убранства храма, мозаика на фасаде - в этих работах открылись новые грани таланта Рериха. Храм Духа во Фленово в общей сложности строился двенадцать лет и украшался грандиозными мозаиками Рериха и его росписями. Над эскизами росписей к Храму Николай Константинович работал также в Гопсале (Эстония) в 1910 году. А известные эскизы мозаичного «Спаса» и «Царицы Небесной» хранились в коллекции Тенишевского музея в Смоленске. Позднее в этом музее возникнет одно из самых значительных и разнообразных собраний работ великого художника. Создававшийся храм воплощал в себе все виды искусства, процветавшие в Талашкине: архитектуру, керамику, эмаль, художественное шитьё, роспись, чеканку, ковку. Кроме того, в убранстве храма было решено соединить культовые элементы различных конфессий. Оба создателя храма стремились не только к художественному синтезу, но и к синтезу религиозному. Официальная церковь не могла принять эту идею. Храм не был освящён, церковные службы в нём не совершались, по сути, это был уникальный памятник культуры. Замужество дало княгине возможность удовлетворить ее страсть к коллекционированию. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею. 

В 1900 году Николай II по предложению министра финансов С.Ю. Витте назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. В 1903 Тенишева не стало, он умер от сердечной болезни, прожив шестьдесят лет. Человек разносторонне образованный, прекрасный музыкант, видный этнограф, археолог-любитель, он, тем не менее, не разделял увлечения Марии Клавдиевны стариной, не одобрял ее дружбу с художниками. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа. После смерти мужа она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом. В 1906 она помогла С.П.Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». 

В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре. Это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Впервые публика получила возможность познакомиться с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России. 30 мая 1911 года музей Тенишевой стал собственностью древнего русского города. На памятном блюде, изготовленном самой княгиней, было написано: «Владейте, мудрые». Музею императора Александра III (ныне Государственный Русский музей) Мария Клавдиевна подарила большую коллекцию акварелей русских художников. 

В 1911 году городская дума Смоленска присвоила звание почетного гражданина М.К. Тенишевой "за пожертвование Московскому Археологическому институту древностей, чтобы музей оставался на вечные времена в Смоленске". Смоленская городская дума, в заседании своем от 31-го мая 1911 года единогласно постановила наименовать улицу, где находится музей, Тенишевской. (В советское время улица была переименована). Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий. 

После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. С 1919 года она находилась в эмиграции, жила во Франции в городке Вокрессон под Парижем. Этот городок прозвали «Малое Талашкино»: туда приезжали выдающиеся художники, и он быстро превратился в один из центров духовной жизни русской эмиграции. Продолжала заниматься живописью по эмали и обучала эмальерному искусству детей эмигрантов. 

Умерла 14 апреля 1928. Похоронена в Сен-Клу, близ Парижа. Е.К.Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н.Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге. 

Сегодня в красивом здании из красного кирпича, построенном в 1905 году для художественно-этнографического музея "Русская старина" на средства М.К. Тенишевой, разместилась художественная галерея, основу которой составила ее коллекция картин, произведений народного и прикладного искусства, историко-этнографического материала. В отделе смоленского музея-заповедника "Теремок" создана экспозиция, посвященная М.К. Тенишевой, восстановлено название улицы в Смоленске, отмененное в двадцатых годах.

Фотографии (8)

Комментарии (0)

запрос