Фото Джеоргуыба - день Cвятого Георгия
Ныхас- Уастырджи
Джеоргуыба - день Cвятого Георгия или, как его называют осетины, Уастырджи (Уаскерги). Празднуется ежегодно в последнюю неделю ноября и длится в течении недели, иногда в шутку называют осетинскими олимпийскими играми. Начинается он с понедельника ,а в воскресенье перед началом праздника ,по традиции каждая семья приносит в жертву Богу какое-либо животное (бык , овца). Этот день называют "галэргэвдэн".
Осетины, чтят своих дзуаров(святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он не находился и что бы он не делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. За столом традиционно первый тост(обращение) произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау) , второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели, обязательно приходят соседи, друзья, родственники.
В пантеоне осетинских божеств Святой Георгий – единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Является посредником между богом и людьми. Место пребывания Уастырджи -небеса. Перед богом "хуыцау" он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров. К нему обращались в самых разных обстоятельствах жизни; он насылал болезни на провинившихся людей; его именем проклинали, благословляли друг друга Образ Уастырджи пришел к осетинам из далекого прошлого, от предков - нартов. Уастырджи дал жизнь и Сатане, героине нартовского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины. В народе считается покровителем Осетии и главным образом мужчин — путников и воинов. Перед боем осетинские воины обязательно возносили молитвы своему покровителю, прося защитить их от мечей врага. По всей республике в честь него построены сотни больших и малых святилищ. В городе Дегара (бывшее село Христиановское) 15 лет назад случилось чудо. Здесь несколько человек утверждали, что видели Святого Георгия. Старец на белом коне спустился с небес и приземлился на крыше одного из домов, побыл какое-то время тут и улетел.Этому чуду поверила вся Осетия, и с того момента рядом с домом, на крыше которого якобы побывал Святой Георгий, построили святилище и возвели очередной памятник небесному покровителю республики.
Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» - «Покровитель мужчин» , но они на это не сетуют, ведь их мужчины тоже путники и воины, находящиеся под оком Уастарджи, а благополучие мужей — это залог мира и процветания в семье.
В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.
Уастырджи был так почитаем предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» — месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».
Эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым . Эти продукты в неделю Джеоргуыба не принято употреблять вообще.