К истокам династии Романовых: Ипатьевский монастырь в Костроме
Одно из самых громких и потому известных совпадений связано с роковой для царской семьи ролью имени Ипатий: начала свои дни династия венчанием на царство в Ипатьевском монастыре в Костроме и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
PersonalGuide Logo

Любителям исторических совпадений мировая история преподнесла немало загадочных, а подчас и страшных «подарков». Одна из историй, полная почти мистических перекличек дат, чисел, слов и предсказаний - история дома Романовых. В периоде, равном трём с небольшим столетиям правления, даже самому скептически настроенному историку не сложно обнаружить не одно такое совпадение. Одно из самых громких и потому известных связано с роковой для царской семьи ролью имени Ипатий: начала свои дни династия венчанием на царство в Ипатьевском монастыре в Костроме и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.

Храм-на-крови, построенный на месте Ипатьевского дома, привлекает тысячи туристов в год. Старожилы помнят и сам дом, и его снос. По слухам, некоторые горожане даже хранят у себя доски из исторического дома, вынесенные во времена, когда мальчишкам еще удавалось пробраться за высокий забор.

Но далеко не все жители Екатеринбурга представляют себе «колыбель Романовых», как называют Ипатьевский монастырь, ставший отправной точкой трёхсотлетнего пути, по которому прошла правящая династия. Чтобы связать начальную и конечную точки царствования Романовых, можно представить себе Кострому, - не город, а реку, впадающую в Волгу, над берегом которой издали белеют каменные стены старого (основанного в XII веке) монастыря. Сегодня это часть современной Костромы, точка на карте, привлекающая не только прихожан, но и туристов, политиков.



Когда подходишь к этим стенам в ясный день, белый цвет контрастирует с чисто-голубым небесным, яркое солнце высвечивает кирпичные выступы на стене, создавая лёгкий рисунок теней. Венчающие стену «ласточкины хвосты» вдруг теряют свою тяжесть и кажутся тканью: лёгкой, белой, чуть не кружевной (в Костроме - «льняной столице России» - сравнение с лёгкими тканями приходит на ум сразу).

Кружевная иллюзия рассеется, если подойти под самые стены: их мощь и высота приведут если не в трепет, то в лёгкое оцепенение, а экскурсовод усилит впечатление, напомнив, что именно так стояли под монастырём, в котором оборонялись сторонники Лжедмитрия II, в Смутное время восставшие против «тушинского вора» костромичи и подошедшее на помощь войско Василия Шуйского. Стены оказались такими прочными, что осада продолжалась с февраля по сентябрь 1609 года. Взять монастырь удалось, по легенде, благодаря подвигу двух костромичей: они прорыли под одну из стен ход, прошли туда с порохом и взорвали его, смертью своей открывая дорогу товарищам.

Есть известная фотография Николая II, сделанная на ступенях главного собора монастыря – Свято-Троицкого: не только Михаила Романова венчали там на царство; с 1612 года каждый новый царь Российской Империи при вступлении на престол почитал своим долгом побывать в Костроме. Империя рухнула, со дня коронации Николая II прошло более ста лет, а крыльцо – высокое, белое, с резными столбиками, похожее на узорчатый чертог – сохранилось в неизменном виде.


В современной России традиция посещения Ипатьевского монастыря первыми лицами государства возобновилась, поэтому без труда можно найти современные фотографии, сделанные на том же самом месте.

Среди белоснежных (а лучше – белотканных) построек монастыря выделяется красная двухэтажная постройка с высоким крыльцом посреди – «палаты бояр Романовых». Когда-то Николай I, осматривая монастырь, приказал восстановить обитель, в которой проживал Михаил Романов с матерью, и в середине XIX века работы по их реставрации были завершены. Ныне здание служит хранилищем фонда Церковного историко-археологического музея; экспонаты музея открыты для каждого посетителя монастыря: старинные иконы севернорусского письма в полутемной анфиладе комнат, как кажется, несут просветленное спокойствие.

Монастырь замечателен ещё и тем, что в 1814 году среди собрания рукописей Н.М. Карамзин обнаружил там названную по месту обнаружения знаменитую Ипатьевскую летопись, содержавшую Повесть временных лет.

Сегодня монастырь переживает этап активного восстановления после долгих лет бездействия. В годы советской власти он, конечно, не функционировал; одна из церквей - Церковь Рождества Богородицы - вовсе была разрушена. Любопытно, что не так давно отлитый для звонницы по всем правилам литья главный колокол, вопреки возложенным на него надеждам, звонит слегка надтреснуто - и в монастыре думают о его замене.

Ипатьевский монастырь – своеобразный центр, в котором переплетаются исторические и культурные нити разных времен, ведущих в современность и неизменно важных и ключевых для России.

Анна Меньщикова



Комментировать