За подарками по всей России
Наступает весна. Это не только пора тепла, время, когда все мы подставляем лица первым ласковым весенним лучам, но и пора праздников. Отгремел День защитника отчества, в самом разгаре масленица, впереди Международный женский день. Да и просто порой хочется себя вознаградить за героически перенесенную зиму и порадовать каким-нибудь подарком, не обязательно дорогим, но необычным, сердечным. Чтобы согревал в сырые и промозглые первые дни весны, чтобы с ним были связанны приятные воспоминания. И кажется, что совмещение всех этих качеств в одном предмете практически невозможно. Но, к счастью, не только богата наша страна полезными ископаемыми, но и щедра на подарки. И у каждого города свой неповторимый подарок. Мы расскажем о тех, которые превратились в символы – своеобразные бренды этих городов.
PersonalGuide Logo



Наступает  пора тепла, время, когда все мы подставляем лица первым ласковым весенним лучам, но и пора праздников. Отгремел День защитника,  Международный женский день, но когда светит солнце, а на душе легко, хочется делать подарки без особой причины.  А иногда просто хочется себя вознаградить за героически перенесенную зиму и порадовать каким-нибудь подарком, не обязательно дорогим, но необычным, сердечным. Чтобы согревал в сырые и промозглые первые дни весны, чтобы с ним были связанны приятные воспоминания. И кажется, что совмещение всех этих качеств в одном предмете практически невозможно. Но, к счастью, не только богата наша страна полезными ископаемыми, но и щедра на подарки. И у каждого города свой неповторимый подарок. Мы расскажем о тех, которые превратились в символы – своеобразные бренды этих городов.

Тульский пряник - визитная карточка не только Тулы, но и всей России. Тула прославила Россию не только оружием, самоварами, гармониками, но и им - сладким, медовым, с вареньем и без любимым лакомством к чаю - тульским пряником.

А ведь у этого, казалось бы простого лакомства, богатая история. В XVIII - XIX веках пряники выпекали кислые и пресные. Кислые - из заквашенного теста - были дороже и пользовались спросом у состоятельных людей. Темно-коричневые - на меду и патоке - были сдобные и пышные. Бедным предназначались пряники из пресного теста, которые были дешевле и в изготовлении легче.

Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Лепные фигурные - древнейшие и самые распространенные - отличались простотой и оригинальностью. Пряники с рисунками, сделанные при помощи досок, в народе называли печатными. Пряники разделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные. С ними связывались многие старинные обычаи и поверья. Без пряников не проходило ни одно событие.

Сказать, кто и когда изготовил первый пряник, невозможно. Первое упоминание о тульском прянике хранится в писцовой книге и датировано 1685 годом. До наших времен сохранились доски, по которым можно судить о разнообразии пряников. Доски резали из березы и груши. Возраст деревьев около 30 лет. Для пряничных досок использовали нижнюю часть ствола. Эту часть ствола резали на доски толщиной около 5 см, которые сушили до 20 лет. Края досок для прочности смазывали смолой или воском. После того, как доска была готова, резчик-художник наносил рисунок. Пряничная доска - это форма для пряников.

С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших отцов дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. В таких случаях на доске вырезали буквы, соответствующие начальным буквам имен архангелов.

Выпекали пряники по готовым формам. Внешний вид и красота целиком зависели от форм. Пряники с надписями особенно ценились. Трудно было вырезать рисунок на доске, а сделать надпись еще сложнее.

Изготавливали пряники подобно хлебу домашним способом в деревнях, а позднее и в городе. Все доски делились на пять типов: фигурные, штучные, наборные, почетные, городские. Фигурные доски - прямоугольной формы. Узоры на них несложные, глубина резьбы разная. Штучные доски были с изображением орнамента и мелкоузорной выемкой. Эти пряники в основном изготовлялись для простого люда и детей. Наборные доски употреблялись при выпечке небольших пряников. Большая доска делилась на части, каждый небольшой пряник обладал законченным узором. Почетные доски указывают на черты богатого быта и хозяйственного размаха, свидетельствуют об уровне художественного дела. Бытование их относится к середине XVIII века. Эти доски больших размеров. Вес некоторых пряников доходил до нескольких пудов. Тип городских пряничных досок объединяет в себе небольшие доски позднего происхождения с краткой резной надписью, обозначающей город, где изготавливались пряники.

К XIX в. крестьянское пряничное производство вытеснили фабричные изделия. Постепенно пряник утерял обрядовое значение и стал использоваться только как лакомство.

Доски резчиков продолжают радовать мастеров-пряничников. И, несмотря на широко развитую автоматизацию в кондитерской промышленности, пряничный труд по-прежнему остается ручным.

Если вы решитесь на путешествие в Тулу за пряниками, то обязательно загляните в Музей "Тульский пряник". Он один из самых молодых музеев города Тулы, но за два года своей работы он приобрел большую популярность не только в Туле, но и в Москве, Калуге, Серпухове, Чехове и многих других городах страны. В музее представлена история уникального старинного лакомства, пришедшего к нам их глубины веков, пережившего взлеты и падения, потери и возрождение. Вам расскажут о старинных традициях и обрядах. Вы узнаете, как его делают в современных условиях, и увидите пряники, изготовленные на старинных формах. Здесь же в экспозиции представлен и самый маленький, чуть больше полтинника, пряник и гигантский - пудовый, единственный в стране. За время посещения музея можно даже ознакомиться с представленной на пряниках историей нашей страны и событиями, проходившими за многие годы. В экспозиции музея - пряники поздравительные, праздничные, заказные, исторические, именные, фигурные и почетные. Кроме того, туристам предлагается дегустация пряника с чаем и возможность приобрести свежайшие вкусные сувениры.

В музее представлены пряничные доски самых разнообразных форм, среди интересных экспонатов также есть уникальные образцы - личные вещи семьи Сериковых и кондитера П.И.Козлова - подлинные семейные фотографии, документы, предметы быта, упаковки для кондитерских изделий В.Гречихина и Д.Филиппова и многое другое. Здесь же в экспозиции представлен и самый маленький, чуть больше полтинника, пряник и гигантский - пудовый, единственный в стране. В музее есть пряники поздравительные, праздничные, заказные, исторические, именные, фигурные и почётные (То же в пред. обзаце).

Пряник – это хорошо, но ведь съел и нет его. А ведь хочется, чтобы память осталась и в быту польза была. Тогда для вас Оренбург и его пуховые платки. Платок– название собирательное: это теплая шаль, ажурный платок, «паутинка» и ажурный палантин. В их удивительном согласии соединились уникальные качества пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка. Эти мягкие, пушистые изделия – итог ручного творческого труда и богатейших традиций, где веками отложились знания, навыки и смекалка коллективного творчества. За каждой операцией, за каждым движением женских рук стоит совокупность практически отточенных действий, испытанных в жизни бесконечное число раз, отработанность и виртуозность исполнительной манеры. Свобода в ремесленно-технической области дает оренбургским вязальщицам широчайшие возможности для творческой работы. Для вязания не нужны рисунки и описания. Выполнение задуманного идет по памяти, согласно художественно-эстетическим нормам, сформировавшимся на промысле. При стилевой однородности общего, вы не найдете двух одинаковых платков. Каждый из них отражает персональность исполнительницы с личными пристрастиями к тому или иному мотиву, узору, элементу.

Изделия наших платошниц служат по десять и более лет, а шали обладают лечебными свойствами – помогают справится с головными и поясничными болями. Это прекрасный подарок любимым, дорогим и близким.

Первые сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением. Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые под легкой верхней одеждой носили теплые поддевки-телогрейки и шарфы, связанные из пуха коз.

Вязание платков, шалей, шарфов обернулось первостепенным делом для оренбургских казачек. Еще в 1770 году жена П. И. Рычкова Алена Денисьевна представила Вольному экономическому обществу пряжу, изготовленную из пуха местной породы коз, за что была награждена золотой медалью. А в 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне нашей землячке М. И. Усковой была присуждена медаль «За шали из козьего пуха».

Ажурное пуховязание — промысел поистине уникальный. Его традиции своими корнями уходят в далекий XVII век.

Если же хочется подарок не для себя, а чтобы дом украсить, – для вас дымковская игрушка, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале XIX века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником "свистопляской", имеющим языческие корни и посвященным солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала XX века. Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Источник: www.rostur.ru

Комментировать