Описание:

Слово Бали ассоциируется сегодня у большинства с раем, созданным совместными усилиями природы и человека. Вот только жить в таком раю сможет далеко не каждый. Для этого необходимо родиться на Бали.

В отличие от Индонезии, в состав которой Бали входит, сам остров не является мусульманской страной. Это единственный участок суши в Юго-Восточной Азии, чьи жители исповедуют хиндуизм, уникальную религию, сочетающую в себе черты индуизма, буддизма и древних языческих верований. 

Просто Ваня

От рождения до смерти жизнь балийца подчинена ритуальным церемониям. Большая часть зарплаты идет на покрытие расходов по организации какого-либо обряда. Таким образом он целенаправленно «вкладывает деньги» в будущую реинкарнацию, чтобы при новом рождении подняться на одну касту выше. Всего каст четыре. К первой относятся брахманы (священники) и их потомки, до сих пор владеющие санскритом и обладающие способностью просчитывать по лунному календарю даты религиозных праздников, дни похорон и свадеб. Во вторую касту входят наследники королей и воинов. Третья объединяет бизнесменов и торговцев. 90 % жителей Бали – представители низшей касты, славящиеся своим гостеприимством и добротой. Причем закономерность такова: потомок брахмана может работать водителем у представителя четвертой касты, занимающего весьма ответственный пост.  К какому разряду принадлежит балиец, вам подскажет его имя. Первая часть имени представителя низшей касты означает, какой по счету ребенок в семье. Например, Ваян значит первый, Модэ – второй, Ньёман – третий и так далее. Интересно, что, представляясь русским туристам, Ваяны обычно говорят: «Зовите меня просто Ваня!». В следующих кастах подсказкой служат приставки к имени. Разговор с незнакомцем-земляком заводят на самом простом индонезийском наречии. Сориентировавшись по кастовой принадлежности, переходят на язык соответствующей социальной группы. Соответственно диалектов тоже четыре.

На каждом шагу на Бали встречаются подношения для духов. Главное, не наступить на маленькую коробочку из пальмовых листьев, заполненную отварным рисом, фруктами, овощами и цветами, иначе коренное население обидится. Рис заменяет балийцам хлеб. Он бывает белым, красным и черным, урожай собирают 2-3 раза в год. В национальных блюдах чаще используется красный рис, обильно приправленный специями. Его запах преследует повсюду и клянешься себе, что, вернувшись домой, никогда не будешь готовить этот продукт.

Веселые похороны

С темными духами здесь бороться не принято. Считается, что черное и белое (добро и зло) должны существовать в гармонии. Для этого любое каменное изваяние укутывают черно-белым клетчатым покрывалом, а в начале деревни и рядом со входом в здания возводят врата равновесия. Пройдя через них, человек очищается.

Территориально Бали подразделяется на деревни со своими общинами. Жениться и выходить замуж принято за односельчанина. Совет общины распределяет землю, передающуюся по наследству по мужской линии. Беда, если Бог не послал сына, тогда женщина сватается к еще одному мужчине, который переходит жить в ее семью в качестве ребенка и право наследования сохраняется. Плаценту новорожденного закапывают, пуповину высушивают и подвешивают к дереву. Когда ребенок заболеет, ему дадут кусочек пуповины вместо лекарства. До трех месяцев (в некоторых деревнях до 1,5 лет) малыша не ставят на ноги. В 13-летнем возрасте проводится своеобразный обряд «крещения», заключающийся в подпиливании зубов. Выравнивают резцы и клыки, уничтожая животное начало. Пару недель после процедуры юноши и девушки не могут есть, лишенные эмали зубы  реагируют на любое прикосновение. При отсутствии у родителей денег на церемонию, процедуру откладывают до бракосочетания.  Порой это делают перед кремацией, иначе человек подобен демону, а значит, путь в царство духов ему закрыт.

Кремация – самый дорогой праздник (затраты от 10 тысяч до 200 тысяч $). Тело умершего обрабатывают формалином и предают земле во дворе дома до дня сжигания, высчитанного брахманом. У родственников теперь много хлопот: они строят деревянную пирамиду, увенчанную драконом, обтягивают ее тканью. Гробом служит деревянная черного цвета (у священников белая)  корова. В назначенный день 200-300 человек на бамбуковых носилках доставляют пирамиду, высотой нередко с 12-этажный дом, к месту кремации. На вершине ее лежит труп, который перекладывают в макет коровы через отверстие в спине животного и поджигают. Пепел освящают и развеивают у ближайшего водоема.  Затем необходимо сжечь пирамиду.  Бедняки практикуют присоединение к похоронам богача, что снижает их собственные расходы до 500 $. Повстречаться с похоронной процессией совсем не страшно. Ее участники улыбаются и веселятся, радуясь за того, кто покинул грешную землю и, наконец-то, счастлив, позируют и предлагают сфотографироваться вместе. На подобный ритуал  собираются все деревенские жители, по такому случаю их безоговорочно отпускают с работы.

Две беды балийцев

Каждая деревня специализируется на определенном виде деятельности. Существуют деревни мастеров резьбы по дереву и камню, гончаров… и попрошаек. Дети и взрослые из подобного селения разбредаются на заработки по всему острову. Они снуют по дорогам, стучат в окна остановившихся перед светофором машин и автобусов и с надеждой протягивают руку. 

Нестандартных вещей на Бали не счесть. Последний день очередного лунного года называют Днем Молчания – это скользящий праздник. В своеобразный «новый год», отмечаемый в марте или апреле,  природа и люди обновляются, поэтому балийцы не покидают свои жилища, не включают свет, они молятся в тишине и темноте. Туристам, чей отдых «омрачен» местным новым годом, в течение 24 часов кроме как на пляж, выйти из отеля не позволят. Не работает даже международный аэропорт в Денпасаре. Аборигены решают свои проблемы: нужно с почестями сжечь очередное чудище, сотворенное их руками за две недели до искомой даты.

На беду автолюбителям, арендовавшим на отдыхе машину, у Бали нет точной карты. Купив под видом карты некую схему с разлинованной сеткой улиц, добраться по ней к вожделенному месту практически невозможно, все равно заблудитесь.  Спрашивать у прохожих тоже бесполезно. Они могут с уверенностью утверждать, что остался всего километр, в действительности километров десять, причем в другом направлении. Садиться за руль небезопасно. Во-первых, левостороннее движение, во-вторых, на права здесь не сдают, их законно покупают. Готовы ждать месяц, пока оформят документы, платите меньше. Нужно прямо сегодня, сумма возрастает в несколько раз. Умеете ли вы водить, никого не интересует. Поэтому приезжие сложили поговорку: на Бали нет правил дорожного движения, а есть правила игры на дороге.

Глобальных бед на удаленном от России острове тоже две беды, правда, иные: аэропорт и таксисты. Первый не столь комфортный, как хотелось бы. А последние – товарищи ненадежные. Просишь довезти до конкретного ресторанчика, а в результате машина останавливается у дверей неизвестной точки общепита. Таксист разводит руками и не понимает, чем вы недовольны. «Разве этот ресторан хуже, здесь работает мой брат!» – вот и все объяснения.

Как доверчивость девушку  сгубила

Соседние крошечные индонезийские острова населены древними племенами и последними потомками динозавров – комодо (огромными ящерицами длиной от двух до двенадцати метров, быстро бегающими на четырех лапах). При желании можно совершить вояж на острова магов. Сегодня на Бали только один человек берет на себя смелость доставить туда любопытных. Вести себя в гостях у волшебников следует очень осторожно, идти след в след за проводником-экскурсоводом и не делать лишних движений, ведь указателей, какое место заколдовано, нет. Активно обсуждается недавний курьез, произошедший с неверующим в магию туристом. Во время необычной экскурсии он просто сплюнул, видимо, куда, не следует. Вернулся домой и через пару дней внезапно умер.

Отдыхающих на Бали часто зазывают посмотреть местный ритуальный танец Баронг в исполнении профессиональных артистов. Реальное зрелище, свидетельницей которого мне посчастливилось быть, не имеет ничего общего с подделкой. Танец, родившийся в X-XI веках, отражает события легенды о доверчивой девушке, поверившей обещаниям мужчины. Балийский принц полюбил принцессу с острова Ява. Она ответила ему: «Я буду любить тебя вечно, только никогда не изменяй мне!» и согласилась стать его женой. Конечно же, принц нарушил уговор. Убитая горем принцесса поселилась в укромном местечке вместе с дочерью и занялась черной магией: наводила  порчу на деревни и скот. Люди прозвали ее ведьма Ранда.  Тогда разгневанный супруг поручил белому священнику развеять злые чары женщины. Сделать это посланнику оказалось не под силу,  а его сын  вскоре женился на дочке Ранды. Ведьма разозлилась и вызвала священника на бой. Светлые силы, как и полагается, взяли верх - побежденная Ранда умерла.

Баронг проводится по распоряжению брахмана и призван очистить ауру деревни и ее жителей. Принаряженные сельчане от мала до велика рассаживаются по тротуарам главной деревенской улицы, которая служит сценой. В течение первых трех-четырех часов герои ритуальной пляски, одетые при 30-градусной жаре в красочные громоздкие костюмы, монотонно и угрожающе двигаются. Изможденных «танцоров» периодически уносят в храм медитировать, им на смену приводят новых. Неожиданно, когда в пространстве накоплена колоссальная энергия, часть зрителей мужского пола с дикими криками вскакивает со своих мест, хватает заранее приготовленные острые ножи и вонзает их в тело, демонстрируя любовь к Богу. Однако, лезвия не пронзают кожу. Охрана из местных всегда готова защитить толпу, если вошедший в транс человек, ринется к зрителям. Смотреть на такое страшно, ведь  выбраться из кольца людей практически невозможно. Постепенно действие перемещается в храм. Количество охваченных странным состоянием увеличивается. Женщины и мужчины падают на землю, кто-то бьется, словно в припадке (их связывают), иные ходят по горящему песку. Отпаивают настолько проникшихся происходящим людей святой водой. Действие наркотиков исключено, за их распространение на Бали полагается смертная казнь. В тот день на Баронге я поняла главное: насколько сильна и искренна вера простых и удивительно скромных людей, называющих себя балийцами.

                                                               Ольга Якунина


Комментировать