Концертный зал им. С.С. Прокофьева

Одноэтажное кирпичное строение расположено на перекрестке улиц Труда и Кирова, главный фасад обращен на улицу Кирова, к реке Миасс. Точная дата строительства его неизвестна. В начале 20 века на углу улицы Сибирской (ныне улица Труда) и Уфимской (ныне, ул. Кирова) находились два двухэтажных дома с магазинами З. Г. Галеева и Ш. А. Ахметова, примыкающих к зданию магазина Бр. Яушевых (ныне ЧОКГ). В начале 1920 гг. здание магазина Ахметова пострадало от пожара и несколько лет пустовало. В конце 20-х годов была произведена реконструкция (использовались фундамент и стены) для размещения кинотеатра «Пролетарий». Были заложены оконные проемы, изменился облик здания. В 1946-1948 по проекту архитектора К. Д. Евтеева осуществлена вторая реконструкция (интерьеры с участием Ф. Л. – Серебровского). Здесь непродолжительное время размещался Челябинский театр оперетты. Наружные размеры здания после реконструкции – 32,7*16,1. Появился открытый внутренний дворик, оформленный 6-колонным портиком ионического ордера. Стена главного фасада здания была оформлена пилястрами коринфского ордера, главный вход украшен лепниной. На боковых фасадах (со стороны улицы Труда и реки Миасс) – арочные полуциркульные оконные проемы, обрамленные архивольтами. Над четырехскатной кровлей был построен объем сценической коробки с двухскатной железной крышей. Интерьеры фойе и зрительного зала украшены лепниной. 28 декабря 1971 года в память о выступлении в филармонии А. А. Фадеева на фасаде со стороны ул. Кирова была установлена мемориальная доска с барельефом из гальванической меди (скульптор И. В. Бесчастнов). В таком виде здание существовало до конца 80-х, когда было принято решение провести капитальный ремонт и реконструкцию. Тогда, в 80-х, это старинное здание знали все. Каждый вечер со стороны ул. Кирова открывались двери этого здания и сотни жителей и гостей города входили. Оно являлось центром музыкальной жизни Челябинска: в начале 80-х для его слушателей разрабатывалось более 100 абонементов в год. Челябинск лишился зала на 700 мест с прекрасной акустикой более чем на 15 лет. 11 сентября 1997 концертному залу филармонии присвоено имя Прокофьева. 13 сентября 2000 г. в день празднования 264-летия Челябинска, состоялось торжественное открытие памятника Прокофьеву (скульптор – народный художник РФ В. А. Авакян). (памятник Прокофьеву Но работы выполнены. По проекту архитектора Е. В. Александрова (проект 1992-1994, строительство с 1993 г., главный архитектор проекта Б. Т. Бабаков) при реконструкции изменились габаритные размеры здания, внутренний дворик включен в основной объем. Главный фасад повторяет мотивы прежнего оформления – шестиколонный портик ионического ордера, увенчанный ступенчатым аттиком и ионическими пилястрами. Вход и окна первого этажа высокие прямоугольные, второго – арочные с архивольтами. Боковые фасады декорированы ионическими полуколоннами (со стороны реки Миасс) и пилястрами (со стороны ул. Труда). По крыше над боковыми фасадами проходит балюстрада. В построенной двухэтажной части со стороны ул. Кирова разместились кассовый вестибюль, служебные помещения, на втором этаже – буфет. Широта здания увеличилась в сторону реки Миасс на 10 метров. В этой части появился двухэтажная пристройка, в которой расположены двухсветное фойе с балконом, артистические гримерные, служебные комнаты. Гардероб и курительная комната вынесены в подвал. В зрительном зале 540 мест (по проекту 25 метров), появились амфитеатр и балкон. За счет уменьшения длины зала на 4 метра была организована оркестровая яма. Полностью реконструирована сценическая коробка, заменено оборудование сцены. Интерьеры зрительного зала украшены лепной гирляндой, обрамляющей портал сцены (лепщик А. П. Панов), на боковых стенах – 10 барельефов русских и западно-европейских композиторов (скульптор А. В. Авакян). В отделке использованы уфалейский и коелгинский мрамор, двуцветный паркет. Над балконом зрительного зала размещены светопроекционная и режиссерский пульт. Зал, фойе, кассовый вестибюль, буфет предполагается оформить орнаментом и сюжетной росписью (художник С. Л. Черкашин, К. В. Фокин), украсить керамическими вазами (скульптор А. П. Кудрявцев), банкетками (по эскизам Александрова), мраморной скульптурой «Муза» (скульптор Авакян). Появятся новые детали (афиши, торшеры для наружного освещения из каслинского литья, кованные решетки со стороны реки Миасс), которые украсят здание концертного зала.

Оставить отзыв