Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открыт с 1958 г. Основу музейного собрания составили 200 экспонатов, переданные из художественного отдела Краеведческого музея ныне ДГОМ им. А. Тахо-Годи(картины, рисунки, скульптура, фарфор, мебель), полученные в 1920 — 30-е гг. из  Государственного музейного фонда. В настоящее время собрание ДМИИ им. П.С. Гамзатовой включает самые разнообразные коллекции, насчитывающие более 14 тысяч экспонатов. Постоянная экспозиция музея размещена в девяти залах и  состоит из следующих разделов:

  1. Русское искусство ХVIII — нач. XX вв.

    В зале представлено 54 живописных полотна знаменитых русских мастеров, представляющие следующих художественные направления: академизм (К.П. Брюллов «Итальянка у бассейна», Г.И. Семирадский «Восточный пейзаж», …), передвижники (В.Г. Перов «Сиротки», И.Н. Крамской «Портрет сестры», И.И. Левитан «Бурлаки», …), символисты (В.М. Васнецов «Птица Гамаюн», П.В. Кузнецов «Восточный пейзаж»), модерн (Л.С. Бакст «Портрет Д. Философова», А.Я. Головин «Испанка», …), авангард (А.В. Лентулов «Городской пейзаж», А. Родченко «Конструкция», А. Экстер «Цветная конструкция», …). А также экспонаты — предметы столовой посуды и малая пластика из богатой, разнообразной коллекции русского фарфора (частных заводов Елизаветы Петровны, Гарднера, Попова, Кузнецова) и стекла XVIII — XIX вв. Отдельно представлен агитационный фарфор — расписная столовая посуда и малая пластика ("Матрос со  знаменем", «Футболист» Н.Я. Данько).

  2. Русские художники ХIХ — нач. ХХ вв. на Кавказе.

    Здесь представлены работы русских художников вдохновленных народом Дагестана и его самобытной культурой. Виды суровой природы дагестанских гор запечатлены в пейзажах И.К. Айвазовского, И.П. Занковского. Безусловно, большая часть работ батального характера посвященны Кавказской войне — «Дорога на Верхний Гуниб», «Место сдачи Шамиля» И.Н. Занковский, «Русский лагерь под Гунибом» Ф.С. Александровский, «Штурм Ахты» П.И. Бабаев. Гордостью музея являются работы Ф.А. Рубо: «Штурм Гимры», «Ахульго», «Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет». Всего три произведения из 15 живописных полотен, посвященных важным событиям Кавказской войны, и созданных специально для воено — исторического музея «Храм славы» в Тифлисе, по заказу правительства Александра III. Каждое произведение из этой серии отражает самые напряженные, кульминационные моменты сражений, позволяющие словно приподнять завесу времени. Все еще находясь под впечатлением от поездок в Дагестан и героической истории его народа,  Рубо по собственной инициативе создает первую в истории русского искусства панораму — «Штурм аула Ахульго». Он с группой учеников работал над этим произведением, размером 120х12 м., два года с 1889 по 1891 гг., в специально отстроенном павильоне в г. Мюнхен. После зарубежных выставок и невероятного успеха панораму разместили в музее, на родине художника в Нижнем Новгороде. Затем спустя пять лет царь купил панораму для «Храма Славы», а после революции ее свернули на вал и передали в Дагестанский краеведческий музей. Из-за неудовлетворительных условий хранения и транспортировки панорама очень пострадала, в начале 40-х, перед войной, руководство музея, развернув ее и увидев многочисленные утраты, решило вырезать три более менее сохранившихся фрагмента, а остальное списать. Предыдущий директор ДМИИ — Патимат Саидовна Гамзатова, узнав о трагической судьбе этого произведения, рашила спасти хотя бы оставшиеся фрагменты. И, благодаря ее усилиям, сегодня эти три фрагмента уникального произведения представлены в постоянной экспозиции музея. Более того, чтобы потомки могли представить масштабность и композицию панорамы в целом, в 1992 г. со Студии военных художников им. М. Грекова, под руководством Н.Н. Соломина, был заключен договор на написание эскиза в масштабе 1:10. 

  3. Западноевропейское искусство ХVI — нач. ХХ вв.

    Музейное собрание западноевропейского искусства насчитывает более 60  произведений, из которых 40 представлено в постоянной экспозиции. Среди подлинников представлены несколько превосходных копий ХVI — XVIII вв., также име6ющих большую историческую и художественную значимость. К сожалению, коллекция не позволяет в полной мере отразить историю развития всех направлений и стилей искусства стран Европы. Тем не менее, отдельные работы дают яркое представление о таких историко-культурных эпохах, как Северное Возрождение ("Мучения святой Екатерины" ХVI в. — самый ранний подлинник), Итальянский Ренессанс ("Святое семейство с Иоанном Крестителем" А. дель Сарто (авторская копия), «Венера перед зеркалом» школа В. Тициана, «Похищение Европы» П. Веронезе (копиия XVIII)), голландское, фламандское, итальянское искусство ХVII в. ("Музыкант" Б. Строцци, «Грот с козами» Р. да Тиволи, «Натюрморт с зайцем» Я. Фейта, «Женщина с бутылкой» Ф. Верхейдена, …), художественные направления: барокко ("Концерт" К. Ванлоо), классицизм, рококо ("Вознесение Марии" П. Батони), неоклассицизм ("Пейзаж с руинами" Г. Робера), романтизм ("Женщина с шарманкой" Д. Индуно, «Турок с кальяном» О. Верне), реализм (сюжет) и импрессионизм(живописная техника) в работе Ж. Вебера, «Женская борьба». В зале также экспонируется скульптура стран Западной Европы, представляющая: барокко ("Иисус Христос и Иоанн Креститель" н.х., «Мадонна с младенцем» н.х., …), классицизм ("Амур и Психея" А. Кановы, «Три грации» М. Моро, (копии), …), реализм ("Портрет молодой женщины" Шумахер, «Индеец на коне» Ф. Ремингтона (авторская копия), романтизм ("Маргарита" н.х., «Въезд в Иерусалим» Ж.Л. Жерома). В витринах представлены замечательные изделия столовой посуды и малой пластики западноевропейского фарфора (Мейсенская, Севрская, Берлинская, Венская мануфактуры и Веджвуд). И несколько предметов интерьера — кабинет (барокко, Италия XVII в.), бюро (классицизм, Франция нач. ХIX в.), консоль (классицизм, Европа ХIХ в.). В витринах представлены изделия столовой посуды и малой пластики западноевропейского фарфора (Мейсенская, Севрская, Берлинская, Венская мануфактуры и Веджвуд).
  4. Декоративно — прикладное искусство Дагестана.

    ДМИИ обладает одной из самых богатых коллекций декоративно — прикладного искусства Дагестана, начиная с археологических находок III тыс. до н.э. по настоящее время включительно. Постоянная экспозиция музея отражает многообразие и архаичные традиции всех ремесел народов Дагестана.

        Археология.

    Коллекция археологических экспонатов была передана музею Институтом истории археологии и этнографии ДНЦ РАН в 1970-х гг., которые почти целиком вошли в постоянную экспозицию. Это археологический материал — бронза, дерево, керамика, общим количеством 172 экспоната, хронологически охватывающие время от III тыс. до н.э. до периода развитого средневековья XIV в. В нем представлены самые древние формы металличнских украшений, предметов труда и быта, в том числе и керамические сосуды.


        Керамика.

    В коллекции музея хранятся более 650 дагестанских изделий из  керамики, начиная с кон. III тыс. до н.э. —  археологическая керамика, представленная двенадцатью предметами, и заканчивая XX в.  (керамика Балхарских, Сулевкентских и Джулинских гончаров). Основными керамическими центрами Дагестана являлись аулы: лакский Балхар и  табасаранский Джулии (неполивная керамика), даргинский Сулевкент, лезгинские Кала, Испик и Дербент (поливной керамики). В экспозиции представлены разнообразные формы сосудов, тарелок и других изделий различного назначения, всех керамических центров Дагестана. Характерной чертой балхарской керамики является окраска черепка от  розовато — терракотового до матового черного, украшенные росписью красным или белым ангобом. Джулинские мастера расписывали свои изделия ровного терракотового цвета крупными S-образными или зигзагообразными узорами. Примерно с сер. VIII в. в Дербенте используется полива. Дербентские тарелки, представленные в экспозиции, имеют коричневый черепок, их зеркало украшено различными геометризированными мотивами и  покрыто прозрачной поливой. Для сулевкентской керамики характерен терракотовый цвет черепка и рельефно-лепной декор с процарапанными и  штампованными отдельными деталями. Остается до сих пор невыясненным происхождение распространенных в  республике керамических блюд с изумительной красоты поливой и рельефным декором — т.н. индирских или испикских. Это единственный вид дагестанской керамики, предназначавшейся исключительно для украшения сакли и имеющей охранную функцию.


        Медно-чеканные и бронзолитейные изделия.

    Коллекция изделий из металла включает 523 экспоната, из них в  экспозиции выставлено 80. Здесь представлены разнообразные предметы бытового назначения: водоносные (эрет, мучал) и водолейные кувшины (кумган), чеканные и гравированные подносы, бронзовые литые котлы и  светильники. А также разнообразная утварь — подойники, кружки, чашки, ведерки. Крупными дагестанскими центрами по обработке металла являлись: даргинское сел. Кубачи, аварские Гоцатль, Ичичали, лакские Кумух, Кунди, а также азербайджанское сел. Лагич, мастера которого изготовляли продукцию для всего Южного Дагестана. В музее хранится небольшая, но очень хорошая коллекция иранской меди, часть из которой также представлена в экспозиции. Это крышки котлов для горячих блюд разных размеров, сосуды различных форм для пищевых продуктов, светильники, водоносные кувшины, подносы.


        Резной камень.

    Собрание дагестанского резного камня в музее насчитывает 57  экспонатов. Они выполнены в различных техниках и материале (глинистый сланец, песчаник) и подразделяются на следующие группы: 1) каменные рельефы — детали архитектурного декора аула Кубачи (Зирихгеран) -ХIV-XV вв. 2) надмогильные памятники — антропоморфные и прямоугольные стелы «кубачинского»  (XV — XVIII вв.) и "кумухского" (XVIII — ХХ вв.) типов. 3) выполненные из камня и украшенные резьбой предметы быта (ступки, подставки под прялки, светильники) XVIII — нач. XX вв.


        Резное дерево.

    Коллекция резного дерева ДМИИ насчитывает 223 экспоната и отражает многообразие форм орнаментальной культуры, техник изготовления (долбленной, резной, точеной) и декорирования (роспись, раскраска, тонировка). Резное дерево в экспозиции музее представлено достаточно обширно. Самым ранним и уникальным памятником является фрагмент ларца или детской люлькиII тыс. до н.э., найденный археологами в Кафыркумухском могильнике (Буйнакский район).  В экспозиции музея представлены элементы архитектурного декора (капители опорных столбов, аварского и кубачиского типов; элементы аварского цагура, …) и  интерьера (диван с подлокотниками, сел. Обох, аварцы; люльки, сундуки-лари для хранения зерна). А также великолепное собрание бытовых предметов из дерева: мерки для зерна, рогатые солонки, прялки, черпаки и т.д. Следует особо выделить коллекцию резных учалтанов, настенных подставок для ложек, которые имели в разных районах, и даже отдельных селениях, свои традиционные типы конструкции и декора.


        Унцукульская насечка металлом по дереву.

    Отдельным видом дагестанского искусства художественной обработки дерева являются изделия унцукульских мастеров. Всемирно известная унцукульская техника инкрустации дерева металлом (медь, серебро, мельхиор), а также костью, рогом, бирюзой, зародилась в аварском селении Унцукуль двести лет назад. В основном, унцукульцы изготовляли сувенирные (трости, курительные трубки, …) изделия на экспорт в Россию и заграницу. С 1950 — 70-х гг. появляются мастера — И. Абдуллаев, А. Магомедов, Ш. Магомедов, братья Г. и М. Газимагомедовы, создающие высокохудожественные изделия, адаптируя традиции к современной жизни человека.


        Ковры и вышивки.

    На сегодняшний день коллекция ковров, ковровых изделий и вышивок насчитывает 1 108 экспонатов, 432 из них составляют коллекцию ковров, которую можно разделить на четыре группы: 1) безворсовые ковры (аварцы, кумыки, лакцы, даргинцы, лезгины), 2) ворсовые ковры (табасаранцы, лезгины, кумыки, аварцы), 3) войлочные ковры (лакцы, кумыки, ногайцы, аварцы), 4) комбинированные ковры (аварцы, даргинцы). В музее хранится 37 шелковых вышивок, среди которых, помимо 27  дагестанских есть российские, китайские и монгольские. Дагестанские вышивки разделяют на две группы «кайтагскую» и "усишинскую". Еще одну группу составляют 165 изделий золотного шитья. В основном это изделия дагестанских мастериц,108 единиц, (молитвенные коврики «намазлыки», завесы для ниш, стеганные наспинные подушки, сумочки для рукоделий «бохча», …) , а также российских: (кокошники, покрывала, одеяния священнослужителей). В экспозиции представлены наиболее интересные образцы дагестанского ковротакчества, шелковой вышивки и золотного шитья.


        Художественное серебро кон. XVIII — нач. ХХ вв.

        Ювелирные украшения.

    Коллекция художественного серебра насчитывает около 5 тыс. экспонатов, из которых 4,5 тыс. составляют женские ювелирные украшения (височные серьги, платочные цепи, мониста, амулетницы, нагрудные пряжки, пояса, …). Можно выделить пять стилистически замкнутых групп изделий, которые различаются художественными формами, используемыми техниками, орнаменту, способами ношения: аварская, даргинская, кубачинская, южно-дагестанская, кумыкская, ногайская. Для аварской группы украшений характерны сохранность архаичных черт, строгость, монументальность, преобладание в орнаментальном декоре символов, охранного назначения. В основном это головные украшения, нашиваемые на чохто (различные височные серьги и бляшки). Украшения даргинок во многом перекликаются с аварскими, некоторые типы височных и  нагрудных подвесок идентичны. Особо интересны подвески амулетницы, в  виде цилиндрического футляра, куда вкладывали бумажку с исламским религиозным текстом. В экспозиции обширно представлены украшения даргинок из сел. Кубачи, выделяемые в отдельную группу. Самобытны и  разнообразны традиционные свадебные украшения этой группы. Массивные браслеты, нагрудные подвески «тавка», кольца-бубенчики, украшенные крупными вставками полудрагоценных камней (альмандин, бирюза, кораллы, сердолик), россыпями зерни и позолотой. Основные формы и декор украшений южно-дагестанского типа (аварцы Тляратинского района и Закатальской зоны, агульцы, лезгины, лакцы, табасаранцы) возникли под влиянием соседних ближне — восточных стран, в  частности Ирана, через Азербайджан. Что проявилось в декоративной пестроте, обилии цветных вставок стекла и пасты, множестве мелких подвесок, художественных мотивах, связанных с искусством ислама (полумесяц со звездой, шатры, восточные «огурцы», стрельчатые арки). Ярким примером является свадебное головное украшение «къукъем», два великолепных образца которого представлены в экспозиции. У кумычек бытовали два основных вида украшений — бархатный нагрудник с  нашитыми серебряными застежками и узкий пояс, являющиеся частью национального костюма кумычек. В экспозиции представлены изделия очень тонкой работы, выполненные в технике филиграни, с позолотой и  небольшими вставками бирюзы, цветной пасты. Ногайские украшения радикально отличны и стилистически близки изделиям народов Средней Азии. Формы свадебных украшений утрировано крупные, декор сведен к минимуму, который подчеркивают крупные вставки сердолика. Особо интересна крупная нагрудная подвеска из треугольных, литых, объемных бляшек с вставкой сердолика по центру и круглыми бубенчиками на концах.


        Парадное оружие.

    Главными оружейными центрами в Дагестане были селения — Кубачи (даргинцы), Гоцатль, Харбук (аварцы), Кази-Кумух (лакцы).Отдельным разделом в экспозиции представлена коллекция парадного оружия. Поэтому кинжалы имеют узкие клинки, небольшие рукояти, обильно декорированы. Растительный орнамент, покрывающий рукоять и ножны, выполнялся с  большим мастерством, использовались различные техники художественной обработки металла (гравировка, насечка, насечка золотом по слоновой кости, чернь, инкрустация). Есть и двусторонние кинжалы, одинаково пышно украшенные с обеих сторон. Выдающимися экспонатами музейной коллекции являются сабля и кинжал работы известного мастера Чаландара и  его сына. Оружие XVIII — XIX вв. представлено саблями, кинжалами и  кремневыми пистолетами. Казенная часть и ствол которых украшены растительным орнаментом в технике насечки золотом по железу. Причем серебряная оправа нередко менялась на одном пистолете несколько раз.

Помимо постоянной экспозиции в музее постоянно проходят тематические и персональные выставки, а также реализуются творческие проекты современных дагестанских художников. Проводятся круглые столы с  ведущими специалистами в области культуры, снимаются общеобразовательные телепередачи из цикла «Прогулки по музею» (канал РГВК), по музейным коллекциям, специализированные экскурсии для студентов и школьников. Ведется активная деятельность в области научного издательства, только за последние годы музеем уже выпущено около 60 изданий. Проведено около 50 выставок, не считая многочисленных передвижных выставок по республики. Таким образом, наш музей заслужено обладает статусом республиканского культурного центра.

В 2008 году нашему музею исполнилось 50 лет, была запланирована целая программа культурных мероприятий, одним из которых является программа продвижения культурных ценностей и эстетического воспитания в школах Махачкалы — «Дни музея в школе». Запланированы интересные выставки. Готовятся к выпуску ряд новых изданий: Сборник научных статей, Путеводитель по музею (с английским вариантом, для наших иностранных гостей) и ряд буклетов на специализированные темы.

Оставить отзыв