Описание:

В Петербурге есть явления, которые на первый взгляд кажутся необъяснимыми, но, на самом деле, ответ на вопрос «Почему так?» лежит на поверхности.

Это сейчас Дворцовая площадь имеет строгий парадный облик, ничего лишнего, стройные линии Главного штаба четко очерчивают ее границы, а с другой стороны - Эрмитаж, богато украшенная императорская резиденция. А почти весь 18 век это была не самая ухоженная площадка рядом с Зимним дворцом. Напротив царского дома стояли здания, где жили купцы и послы иностранных государств. Все это выглядело не слишком аккуратно.

Оформление ансамбля Дворцовой площади началось во времена Екатерины II, когда Фельтен выстроил единым фасадом здания напротив. Если подойти со стороны Мойки к площади, то кажется, что здание Главного штаба состоит из одной тонкой стены с окнами. На самом деле, это острый угол, какого нет ни у одного из петербургских строений. И появился он еще при Екатерине. Росси просто встроил свой Главный штаб в схему расположения старых построек. Оформлявший Дворцовую Фельтен мог этого угла и избежать. В таких случаях обычно специально скругляют угол здания. Но Фельтен решил пойти на поводу у среды и намеренно сделал силуэт здания таким грубым. И это неспроста. Считается, что Петербург был первым городом в Европе, где применялась геометрическая строгость планировки улиц (вспомните линии на Васильевском острове). Кривизна береговой линии значения не имела: перспектива попросту обрывалась, никаких намеренных спрямлений или закруглений.

С другой стороны, в 1730-е годы в городскую постройку оказалась встроенной и другая перспектива, римская лучевая (Невский, Вознесенский, Гороховая, Дворцовая и Адмиралтейство). Это единственный в истории архитектуры пример пересечения двух систем. Угол Главного штаба получился именно от столкновения этих систем. России только подчеркнул эту борьбу двух архитектурных сред и необходимость встраивать новый архитектурный ансамбль в старый формат.


Комментировать