Сказочный и сильный Алтай: мы привезли домой колоссальный багаж впечатлений!
На обратном пути мы несколько раз искупались в горном водопаде, не хотелось уходить оттуда. Самое впечатляющее место Алтая для меня! Очень хочется вернуться!
PersonalGuide Logo

Продолжение повествования об удивительном летнем путешествии на Алтай.

Начало здесь: Сказочный и сильный Алтай: плохие люди сюда просто не доходят

Долина семи озёр (6 день)

Весь пятый день пешеходного похода мы посвятили сушке одежды и обуви. Берцы, которые мы купили специально для похода, показали себя на высоте: обувь была практически сухой. Насквозь промокли только берцы у нашего младшего туриста, который бесился с соседской собакой уже в  базовом лагере и упал в Аккем. Промок с головы до пяток, насквозь.

Поэтому мы, дорвавшись до солнышка, стирали, сушили, мылись в ледяной воде Аккема и отдыхали. И хотя в базовом лагере погода была довольно солнечной, но над Белухой ходили тучи. И когда наступило согласованное время связи, то ребята позвонили по рации и сообщили, что приняли решение прервать попытки восхождения и вернуться в базовый лагерь, так как наверху шел снегопад (по всем прогнозам надолго). Наши альпинисты обещали вернуться через несколько часов, в итоге ожидание затянулось до самого вечера.

На следующий день у нас была запланирована радиальная экскурсия в Долину семи озёр. Это, наверное, самое красивое место нашего маршрута. Дорога довольно сложная, крутой подъём, местами по куруму, тропинка узкая, заросшая со всех сторон карликовой берёзой.

Среди темных, поросших травой и кустарниками гор, высится гора Ак-Оюк с белоснежным ледником Ак-Оюк. Ак-Оюк в переводе с алтайского — белая гора. Говорят, что ледник за последние годы сильно подтаял. Так же, как и Аккемский.

Хотя дорога в Долину семи озёр не больше 10 км, но это всё-таки настоящее испытание. Я себя чувствовала хоббитом из "Властелина колец". С самой вершины на долину открывались нереально сказочные виды!

Все семь озёр разноцветные. Первое - "черное", как будто в нём "мёртвая вода", но на самом деле она прозрачная, а черный цвет озеру придают камни на дне. Озеро теплое, и в нем можно даже искупаться.

Второе озеро ярко-бирюзового цвета и очень холодное, оно питается водой горного ручья.

Ещё есть светло-бирюзовое, жёлтое (от песка на его дне) озеро. И красочное, нарядное озеро, которое как бы поросло со всех сторон цветочками и кочками. Мужчины нашей группы даже не побоялись поплавать в одном из водоемов.

Путь к трём березам

На обратном пути с семи озёр мы зашли на метеостанцию, и уточнили прогноз погоды: оказалось, что в ближайшие дни будут дожди. Было решено сворачивать лагерь и возвращаться домой.

Погода начала портиться с самого утра: мы быстро свернули палатку, которая ещё и не совсем просохла, сложили рюкзаки, и отправились в путь. Дорога от базового лагеря до трёх берёз около 25 км. Мокнуть под дождём, два дня спать в мокрой палатке и потом тащить мокрую палатку в мокрой одежде так не хотелось, что мы устроили марш-бросок и преодолели маршрут за один день. Это было очень непросто. К концу маршрута у меня уже не было сил поднимать ноги.

А дети снова всех удивили, они "втопили" впереди всех, вместе с папой. У них была непростая задача - добежать до стоянки и тормознуть шишигу, чтобы  водитель дождался всю группу, ведь только в этом случае вечером мы могли быть в Тюнгуре!

И им всё удалось!

Это непередаваемая радость и ощущение счастья, когда я увидела, что мои дети стоят у борта шишиги! Дожидаясь остальных, мы успели отдохнуть и приготовить чай на газовых горелках. А после, уже под проливным ливнем, всей группой мы ехали около 2,5 часов по непроходимому лесу. И радовались, что не приходится преодолевать этот сложнейший участок пешком. И даже то, что сверху, через дыры в тенте нам за шиворот часто лилась вода, нисколько не омрачал радости. Нас ждала баня и чистая сухая постель! Это счастье!

Я поняла, что детям нужно почувствовать, что такое голод, холод и преодоление себя на грани физических возможностей. И при этом ощутить гармонию с окружающим миром!

После ночевки на базе в Тюнгуре (кстати, Тюнгур в переводе с алтайского - это бубен), мы сели на машины и заехали к пограничникам, убедились, что к нам нет вопросов, и поехали в Горно-Алтайск.

В Горно-Алтайске нам повезло посетить огромный, интереснейший и современный Национальный музей республики Алтай имени А. В. Анохина.

Удалось увидеть экспозицию с  принцессой Укока! Принцессу Укока показывают посетителям согласно традициям алтайцев только на растущую луну, в первой половине дня.

Также в музее можно посмотреть палеонтологическую и археологическую выставку, огромную коллекцию минералов, познакомиться с коллекцией растений и животных Алтая, с  одеждой, предметами быта алтайцев и русских, которые проживали в горном Алтае.

На четвёртом этаже музея выставлены работы алтайских художников.  Значительную часть коллекции представляют работы первого профессионального художника Алтая, ученика И.И. Шишкина, Григория Чорос-Гуркина.

Очень интересная экспозиция посвящена строительству Чуйского тракта, есть выставка советского быта и музей Великой отечественной войны.

Огромное впечатление на меня произвела картина, посвящённая ветеранам Великой отечественной войны: на ней изображены трое мужчин, которые воевали, и  вернулись на места боевых действий в мирное время. Их мысли и чувства можно прочитать по выражению  лиц. К сожалению, я не смогла найти эту картину в интернете, не сфотографировала её, не запомнила автора.

И эта картина - один из тех моментов, ради которых  я хотела бы вернуться в Горно-Алтайск.

А впереди нас ждал переезд до Барнаула и Новосибирска, с приключениями, ремонтом автомобиля. И все закончилось благополучно! Мы привезли домой мёд, кедровые орехи и колоссальный багаж впечатлений!

Текст и фото: Екатерина Шуваева

Дорогие друзья!

Заказать экскурсии по Алтаю можно у гидов на нашем сайте.

Позвольте себе путешествие в известном и востребованном формате - индивидуальный тур с отдельным гидом.