Сказочный и сильный Алтай: плохие люди сюда просто не доходят
Это был, наверное, самый необычный и интересный отпуск, в котором нам довелось побывать.
PersonalGuide Logo

Этим летом мы осуществили давнюю мечту, и побывали вместе со старшими детьми на Алтае!

Это был, наверное, самый необычный и интересный отпуск, в котором нам довелось участвовать.

И в первую очередь из-за того, что это сказочное и сильное по энергетике место.

А во-вторых, это был самый настоящий туристический поход с проживанием в настоящих полевых условиях.

В этом походе мы присоединились к опытным туристам, которые неоднократно ездили в самые разнообразные точки мира и России.

Признаться честно, я долгое время сомневалась, стоит ли ехать туда с детьми именно из-за  условий. И больше всего меня смущал "туалет в кустах".

Но на деле всё оказалось гораздо проще, пострадав в первый раз, дети  меня больше не привлекали к этому процессу. :)

Помимо планирования маршрута была и "альп-подготовка" у ребят, которые собирались подняться на гору Белуха.

За неделю до поездки мы совершили пробный поход с укомплектованными рюкзаками, с приготовлением обеда в походных условиях на газовой горелке.

В субботу 23 июля мы выехали из Екатеринбурга. По пути у нас были запланированы три ночёвки в Новосибирске, рядом с Барнаулом и заключительная ночёвка в посёлке Тюнгур.

Очень порадовало хорошее качество дорог, за исключением последних 300 км по Алтаю. Была полное ощущение, что мы едем по стиральной доске.

По дороге построено много санитарно-гигиенических пунктов. Туалет стоит 20-50 руб. Но это такой туалет, в который не страшно привести ребёнка. Очень чисто, прилично.

Из Тюнгура  у нас была заброска 17 км на ГАЗ-66 ("Шишига") до пункта "Три берёзы" и далее пешеходный переход около 25 км до базовой стоянки в Аккемской долине.

Путь от "Трёх берёз" до Аккема мы проделали за 2 дня: маршрут довольно сложный, очень много подъёмов вверх, иногда по куруму. Мы 40 - 60 минут шли, потом 15 минут отдыхали и снова в путь. Останавливались на обед, который готовили на газовых горелках. Ну и вечером первого дня мы нашли приятное место и решили поставить лагерь, чтобы потом в темноте, устав, не искать место для лагеря. По всему маршруту всегда можно набрать бутылочку воды и нет необходимости нести с собой большой запас.

Аккемская долина

Во второй половине дня мы дошли до Аккемской долины и выбрали место для базового лагеря, место в максимальной близости от Аккемского ледника.

Необходимо заранее оформить у пограничников  разрешение на посещение, так как гора Белуха находится в непосредственной близости от Казахстана. Пограничники выдают разрешение, которое на время пребывания в приграничной зоне необходимо иметь при себе.

Руководитель нашей группы заблаговременно подал все документы на получение разрешения. Нам его выписали, один из вариантов получения - в почтовом отделении.

Оказалось, что в почтовом отделении Горно-Алтайска нашего разрешения почему-то нет, оно где-то потерялось. У пограничников документ есть, пограничники это подтвердили, но они не могут снять с него копию: на почте его нет. Искали по нескольким отделениям, но так и не нашли.

Но так как мы проделали довольно большой трёхдневный путь на машинах, решили рискнуть и продолжить путешествие!  В итоге та наша группа, которая должна была подняться на Белуху, пришла к пограничникам на Томских стоянках, и между ними состоялся такой диалог.

- Где  пропуск?
- Нам его выписали.
- Покажите.
- Мы не смогли его получить. Почта России его потеряла.

В итоге ребята написали объяснительную, и всё закончилось благополучно! Никого даже не оштрафовали.

Аккемский ледник (3-й день)

Очень хочется написать о том, насколько красиво на Алтае, но мне не хватает словарного запаса.  Нам, привыкшим к равнинам уральских гор, это кажется настоящей сказкой! В первый день, когда мы шли в сторону Аккемских стоянок у меня от красоты слёзы из глаз лились :)

Очень красиво! Очень разнообразно.

Удивило разнообразие растений. Карликовая берёза, кедры, можжевельник, дикая малина, дикая чёрная и красная смородина! Очень много ежевики, брусника.

Мы познакомились с удивительной ягодой, которая называется водяника. ягодки немного похожи по размеру и цвету на чернику, но у них внутри мелкие косточки. Ягоды очень сочные, хотя не имеют ярко выраженного вкуса, - они действительно какие-то водянистые-водянистые.

По дороге мы всегда собирали ежевику. Она горьковатая, но вкусная! И на завтрак-обед и ужин всегда варили компот!

Очень хотели найти растение саган-дайля. Мы любим с утра добавить его в чай. Очень бодрит! Но так и не нашли, хотя перенюхали все кустарнички.

На следующее утро после установки базового лагеря мы позавтракали и собрались провожать нашу основную группу, которая запланировала восхождение на Белуху. Все вместе мы отправились на Аккемский ледник.

Самое интересное, что в этот день был мой день рождения! Это, конечно, самый необычный день рождения, который у меня был. Мы готовили праздничный борщ из пакетиков и  замечательный праздничный компот из жимолости.

После праздничного обеда группы разошлись, - наш папа отправился вместе с ребятами на покорение Белухи.

Мы, конечно, очень переживали. Особенно волновались дети: десятилетний сын настолько переволновался, когда ушёл папа, что начал контролировать каждый мой шаг.

Довольно часто тропинка шла рядом с обрывом, и он шёл всегда по стороне обрыва. Я долгое время его пыталась убедить, что, если отступлюсь и начну падать, то вместе с рюкзаком снесу его с этого обрыва, и некому будет нам помочь.

В случае, если он будет идти впереди или за мной, то сможет подать мне палку и вытащить меня или позвать на помощь. Я никак не могла его убедить, пока он не нашел небольшой заострённый белый камень. Тогда  у меня появилась гениальная идея. Я ему сказала: "Смотри, Белуха тебе зуб дала, что всё будет хорошо". После моих слов парня отпустило, и он сразу умотал далеко вперёд.

В итоге, действительно всё было хорошо!

В базовом лагере осталось трое женщин и двое детей. И  было абсолютно не страшно, потому что, во-первых, было полное ощущение, что плохие люди сюда просто не доходят. А, во-вторых, довольно близко были расположены палатки наших соседей. Все друг другу улыбаются и всегда готовы помочь. Мы спокойно оставляли палатки с вещами и уходили в радиалки.

Долина Ярлу (4 день)

На следующий день мы встали пораньше, позавтракали и отправились в долину Ярлу.
По пути в долину Ярлу мы наконец-то смогли отправить смс семье, оставшейся дома. Отправляли с метеостанции, цена 150 ₽.  Связи нет совсем, начиная с "Трёх берёз".
И там же у метеостанции нас на лодочке переправили через Аккем.

Долина Ярлу - очень интересное место! Интересно, как минимум, по трём причинам. Во-первых, в долине горы разного цвета: коричневые, бордовые, серые, фиолетовые. Ты стоишь в одном месте, - поворачиваешься вокруг оси, а вокруг тебя разноцветные горы.

Во-вторых, там можно увидеть цветок, который растёт только в горах: эдельвейс!

Даже есть место, которое называется Долиной эдельвейсов, - очень необычный цветок у него нет какой-то яркой красоты, кажется, что он сделан из войлока, как будто бы не природа его создала, а  человек: такой плотненький и мохнатенький, немного пушистенький, космический цветок.

Ну и, в-третьих, это место считается одним из  энергетических центров планеты. Именно там расположен камень мудрости - камень Рериха.

Когда мы "заряжались" от камня Рериха, начался дождик, и краски долины Ярлу стали ещё ярче! Мы засобирались обратно к базовому лагерю.

Верхняя часть хребта, которая разделяет реку Ярлу и Текелю, напоминает лежащую женщину. Благодаря этой ассоциации этот хребет назвали Матерью Мира. Ещё его называют Чаша Мира.

Яркая фиолетово-красная скала, находящаяся в «груди» матери, — её сердце, ее так и называют: Сердце Матери.

Что интересно, фиолетовый, камушек, который мы подобрали в долине Ярлу, в Аккемской долине стал обычного серого цвета.

На обратном пути, когда ливень чуть стих, мы укрылись под шатром деревьев и приготовили обед! Покушали и с новыми силами рванули домой! Сушить одежду!

Над базовым лагерем тоже шли дожди, но постепенно все тучи ушли в сторону Белухи. И мы с тревогой смотрели на облака, которые все собирались и закрывали от нас Белуху. Очень волновалась, как там наши альпинисты!

Продолжение следует...

Текст и фото: Екатерина Шуваева

Дорогие друзья!

Заказать экскурсии по Алтаю можно у гидов на нашем сайте.

Позвольте себе путешествие в известном и востребованном формате - индивидуальный тур с отдельным гидом.