Описание:

Вершиной поэтического наследия Казанского ханства является творчество поэта Мухаммедъяра, который в своих поэмах "Тухваи-мардан" ("Дар мужей" - 1539 год) и "Нуры-содур" ("Свет сердец" - 1542) проповедует доброту и справедливость, верное служение народу. В произведениях Мухаммедъяра воспеваются гуманистические идеалы, обращается большое внимание морально-этическим вопросам.

Красив и певуч язык поэта:
Ярмухамед, есть у тебя язык,
Язык твой - соловей, а мир - цветник.

Судя по сохранившимся отрывочным сведениям из родословных источников, он родился в 1497 году и происходил из семьи потомственных татарских богословов. Он жил и творил в первой половине XVI века, в самый сложный и противоречивый период истории Казанского ханства.

В 1846 году в фондах "Азиатского музея" С.-Петербурга видный русский востоковед и тюрколог Илья Николаевич Березин первым обнаружил рукопись поэмы "Тухфаи Мардан".
С середины XX века личность Мухаммедьяра и его творчество стали объектом изучения литературоведов. Поводом послужила статья писателя и ученого Наки Исанбета "Произведения Мухаммедьяра, сына Махмуда, из литературы периода Казанского ханства"

Основной мотив в творчестве Мухаммедьяра - это безграничная любовь к человеку. Первая по времени написания поэма "Тухфаи Мардан" (1539год) состоит из семи частей, в которых, в основном, говорится о тех высоких свойствах души человеческой, коими должен обладать мужчина-воин-джигит. Главный объект внимания в поэме - Человек. От природы он наделен самыми лучшими качествами: красотой, умом, изяществом, правдивостью, скромностью, он достоин уважения и почета. В этом Мухаммедьяр следует традициям мусульманской культуры: еще в Коране говорится, что предназначение человека заключается в том, чтобы украшать землю. По Мухаммедьяру, человек должен стремиться к высокой цели - служить народу, и его деяния должны быть достойны его высоких идеалов, направленных на созидание процветающей общественной жизни. Подай руку упавшему - таково жизненное кредо поэта.
Интересен и такой факт, что для казанских мусульман того периода слово "татарин" было ругательным. В поэме "Тухваи Мардан" есть такие строчки: "Ты татарин хуже собаки всякой, не знающий рода своего, Ты нечестив и болезненный, негодяй и бесчеловечный".

В июле 1549 года царица Сююмбике направляет Мухаммедьяра своим представителем в Москву. Но дипломатическая миссия из Казани по пути в Москву загадочно пропадает. Правитель Ногайской Орды Юсуф письмом от 28 июля 1549 года обращается к Московскому правительству с вопросом о судьбе представительства и просит вернуть переводчика Мухаммедьяра обратно на родину. В своем ответе от 8 августа 1549 года Великий князь Иван Васильевич отвечает, что "Мухаммедьяра-толмача Казанского убили наши люди в Муроме".

Поэт Мухамедьяр ( Мухаммад + Яр (Друг, Близкий) = Друг Мухаммада)
Махмуд Хаджы улы почти всю жизнь прожил в Казани. Одно время был даже хранителем усыпальницы казанского хана и поэта Мухаммад-Амина.
Но не это принесло ему славу, а поэмы "Тухфаи мардан" ("Дар мужей") и "Нуры содур" ("Свет сердец"). Дар человека, считал Мухаммадьяр, это его добродетели - милосердие, великодушие, верность слову, честность, скромность. Но превыше всего он ставил справедливость. Ее светом, по мнению поэта, должен быть озарен весь мир.


Комментировать