Описание:

 


  В середине июля друзья предложили мне составить им компанию в поездке в Карелию на автомобиле. Предложение было очень заманчивым, и я мог не согласиться. Мы запланировали знакомство с южной Карелией сначала вдоль западного побережья Ладожского озера, а затем по северной его части и далее к Онежскому озеру, так же вдоль его западного берега.

  Старт нашего путешествия был
запланирован на 9 августа.
В первый день предстояло проехать

до Питера, а затем на первую стоянку на озере Кавголовское (ещё Ленинградская область) чуть более 600 км. Благополучно переночевав (в палатке), на следующее утро мы двинулись в Карелию. Продвигаясь на север, дорога сильно изменилась: подъёмы и спуски, крутые непредсказуемые повороты, на обочинах мелькают гранитные глыбы. По пути останавливались посмотреть показавшиеся нам особенно живописными места, такие как озеро Вуокса с небольшим простеньким порогом под мостом для сплава туристов и озеро Молодёжное с каменистыми берегами, уже очень напоминающее на карельские пейзажи.                                            





 

   Наконец, проехав ровно 777 км от начального пункта, мы въехали в республику Карелия, о чём оповестил указатель. Недалеко от этого места есть порог на реке Асиланйоки. Это было первое запланированное место осмотра. Порог не велик, но есть в нём что-то особенное, сильно притягивающее. Рядом с порогом располагаются развалины старой ГЭС. В нескольких метрах ниже по течению речку пересекает мост, с которого порог предстаёт во всей своей красе. На обратном пути (на трассу), мы решили забраться на стоящую рядом с дорогой скалу. Сверху открывается панорама на деревню, а вдалеке видны воды залива.




   Далее мы хотели посмотреть Хийтольские скалы. Это отвесные скалы, примерно 20 метров высотой. Правда, добраться до них было не просто. Во-первых, через некоторое время после въезда в Карелию, вместо асфальта начался грейдер, что сильно осложнило и замедлило скорость передвижения. Машины были похожи на жучков, ползущих по дороге. Смотрелось очень весело, особенно процесс обгона. Во-вторых, при поиске скал мы слегка заплутали. В конце концов, добравшись до нужного места, никто из нас никак не ожидал, что прямо около дороги вверх вырастет 20-ти метровая отвесная стена с карабкающимися по ней альпинистами. Испытав свои силы в скалолазании, наш транспорт продолжил путь.  

  Двигаясь дальше, на север, по пути нам приглянулась ещё одна скала, правда уже не отвесная, но всё же достаточно высокая. Забраться на неё не составило никакого труда. По пути на вершину была съедена приличная часть земляники и малины, растущей на склонах. Насладившись панорамным видом на окрестности, мы поехали в Лахденпохью. После этого городка мы собирались снова найти место стоянки и заночевать. Но вместо того, чтобы продолжать двигаться по трассе А129, было принято решение проехать по соседней дороге через деревеньку Лумиваара, в окрестностях которой находится заброшенная кирха. Выражаясь простым языком, это церковь. Причём, подобных ей множество в Карелии. Именно эта кирха привлекла наше внимание по той простой причине, что она располагалась практически по пути и, что самое важное, можно забраться на колокольню (там всё ещё остался висеть колокол), что мы не преминули сделать.

  Местечко, где расположилась церковь, само по себе очень живописно. Сосновый бор на небольшой возвышенности перемешан с небольшим количеством берёз, а вокруг ни единой души. Что ж, для первого дня в Карелии впечатлений предостаточно и дело близилось к вечеру, так что необходимо было найти место для ночлега. Очень хотелось остановиться на берегу озера, но в эту ночь, как, впрочем, и в предыдущую, на самом берегу расположиться не удалось. Но сегодня мы встали на горке приличной высоты, поросшей лесом. Если подойти к краю, то можно было наслаждаться видом на озеро Ахвенъярви и ведущее к нему поле, недавно «подстриженное» комбайнами и отливающее золотом в лучах заходящего солнца. Место ночлега было выбрано специально поближе к городу Сортавала, т.к. оттуда ходят катера «Метеор» до острова Валаам. Разумеется, побывав в Карелии, нельзя не посетить такое место.

  

Итак, приехав на речной вокзал достаточно рано, нас ждало разочарование: из-за «нелётной» погоды (был очень сильный туман) и малого количества туристов все рейсы, кроме одного отменили. А тот самый единственный рейс был весь забронирован для какой-то группы туристов и вероятность наличия свободных мест казалась совсем невелика. Но на наше счастье тут же нашелся частник, который решился отвезти нас на Валаам на 50 рублей дороже официальной платы. Долго думать не пришлось. И вот мы на острове. Немного поплутав и посмотрев самые «сливки» (скит на острове, кажется Никольский и монастырь), решили закупиться сувенирами. Вообще, было лёгкое разочарование от увиденного, т.к. ожидали большего. Возможно, впечатление подпортил время от времени начинавшийся дождь. Хотя, конечно, природа очаровательна.

  
  Вернувшись в Сортавала, мы решили, что путь туда и обратно на частном катере (наше озёрное такси) по волнам Ладоги и полученные от этого ощущения стоят тех денег, которые мы потратили. Потратив два с половиной часа на пребывание на Валааме и два с половиной часа на дорогу туда и обратно, пора было двигаться дальше. Промчав вверх по карте (опять на север), по пути к мраморным каньонам Рускеала, мы остановились посмотреть на водопады из к/ф «А зори здесь тихие». Погодка так и оставалась мрачноватой, но этот факт только добавил колорита этому местечку. И снова лёгкое разочарование – столь красивое место превращено в туристический пункт осмотра со всеми последствиями: ларёчки, палаточки, пиво, гамбургеры и т.д. На мой взгляд, когда человек хочет посмотреть природу, всё окультуривание теряет смысл. Получается, что ты пришёл в зоопарк смотреть на забитых и замученных животных, только вместо них здесь были водопады, которые намного интересней увидеть в дикой природе без человеческого вмешательства. Но, как бы там ни было, мы планировали на сегодня ещё одну остановку перед ночёвкой. Из-за того, что на Валаам было потрачено много времени, пришлось менять планы и срочно искать место для ночёвки, чем мы и занялись. В итоге доехали практически до озера Янисъярви. Но оказалось, что там начинается приграничная зона, куда без специальной бумажки дяди пограничники не пускают. Когда место стоянки было найдено, полил дождь и пришлось срочно залезть в палатку и уже там допить чай, после чего все уснули.

  

Проснувшись, мы сломя голову помчали в мраморный каньон Рускеала. Обычно туда привозят огромные группы туристов, а хотелось всё посмотреть без них. Приехав на место и не найдя, кому же можно отдать деньги за вход, мы решили пойти всё посмотреть, а на выходе заплатить. Так и сделали. Каньон производит очень сильное впечатление. Грубо говоря, он представляет собой огромную яму с мраморными стенами, до половины залитую прозрачной водой бирюзового цвета. На уровне воды есть несколько пещер – бывшие штольни. Вид просто головокружительный и кажется, что это дело рук самой матушки природы. Рядом есть ещё один малый мраморный карьер, но он не так впечатляет по сравнению с большим. На выходе я решил в завершение прокатиться по водам карьера на вёсельной лодочке, которые здесь дают на прокат. Но подойдя ближе, я понял, что ничего не получится: оказалось, что прибыла съёмочная группа и в ближайшее время здесь будут вестись съёмки. Пришлось уехать.

  Теперь нам предстояло посетить
одно из самых сложно доступных
и самых интересных мест

нашего путешествия (дорога очень запутана) – водопады «Белые столбы». Также они называются «Белые мосты» или просто Юканкоски. Для этого мы вернулись обратно, к Ладоге, вдоль которой лежал наш дальнейший маршрут. Затем двинулись на восток. Недалеко от городка Импилахти есть два озера. Одно из них называется Руокоярви, рядом с ним протекает река Кулисмайоки, на которой и располагаются «Белые столбы». К сожалению, на картах дороги той местности указаны не все, в связи с чем поехать не по той не составляет большого труда. Что мы и проделали. Намотав лишних 18 км по каким-то вырубкам, мы всё же нашли нужную дорогу и, оставив машину, пошли пешком. По пути встретился маленький водопадик, но мы решили пойти дальше, т.к. читали ранее, что Юканкоски достаточно высок (около 17-ти метров) и имеет мощный поток. И действительно, через несколько сот метров уже был отчётливо слышен гул падающей воды. Водопад не обманул наших ожиданий: огромное количество воды мощным широким потоком падало вниз, создавая облако водяных брызг и сотрясая воздух таким сильным звуком, что общаться рядом с водопадом было практически невозможно. Юканкоски окружен высокими скалами, склоны которых поросли елями и берёзами. В общем, очень живописно. Насладившись видами, мы стали подниматься к тому месту, где вода бурлящим потоком срывается вниз со скалы. Выше по течению реки оказался небольшой деревянный мостик. Почему бы не посмотреть, куда ведёт тропинка на той стороне. Мы пересекли реку по мосту и стали продвигаться по лесной тропинке вглубь леса. И каков же был наш восторг и удивление, когда через пару десятков метров нашему взору открылся вид на ещё один водопад, по высоте, да и по мощности не уступающий только что увиденному. Радости не было предела. Тем более, что ни в книгах, ни в интернете не было никаких упоминаний об этом втором водопаде. Спуститься к нижней части водопада было уже совсем не просто. Сложность состояла в том, что склоны скалы были практически вертикальными, к тому же мокрыми от брызг и поросшими мхом. Но, цепляясь как за канаты за торчащие корни деревьев, мы спустились таки вниз, чтобы увидеть этого великана во всей красе. Зрелище потрясающее. Что ж, теперь, когда мы получили намного больше, чем хотели, нужно было возвращаться к машине и продолжать наше путешествие. «Белые столбы» или «Белые мосты» стали жемчужиной поездки.

  Напоследок, так сказать, на десерт, по плану оставались пороги на реке Койриноя. Доехав до места мы посмотрели только один порог – верхний, т.к. он находился в двух шагах от дороги. Идти к нижнему порогу уже не было никаких сил, поэтому автомобиль с тремя пассажирами «на борту» помчался к Онежскому озеру в Кондопогу в гостиницу «Кивач».

  Утром, как и планировалось, мы отправились в заповедник «Кивач». Когда мы прибыли на место, шёл дождь. Вид водопада Кивач от этого стал только колоритней. Мощные бурлящие потоки воды скатывались через несколько порогов. Слева примыкает ещё один поток, поменьше. Только он не имеет порогов. Налюбовавшись водопадом, прыгая по скалистому мокрому от дождя берегу с одного булыжника на другой, мы вернулись к машине, чтобы отправиться в сторону каньона около деревеньки Гирвас. На тот момент мне почему-то казалось, что там расположен водопад, а не каньон. Но когда прибыли на место, всё стало понятно. Каньон не очень глубокий и является руслом реки на момент, когда открывается дамба. В остальных случаях он представляет собой скалистое углубление приличной ширины, вдоль краёв которого свешиваются массивные каменные глыбы. Ввиду того, что шёл дождь и дамба была чуть-чуть приоткрыта, вода в каньоне всё же текла. Учитывая погодные условия, вид представлялся весьма мрачный и угрюмый. Но, не смотря на это, здесь нам очень понравилось.
  
  

Мы немного полазили по каньону и его берегам и направились в Петрозаводск, откуда рассчитывали посетить заповедник Кижи. Но там нас ждало разочарование: ко времени приезда на речной вокзал рейсов на Кижи больше не было. Дождь всё никак не хотел прекращаться, и мы решили, что лучше вернуться сюда на следующий день. Т.к. искать место стоянки не представлялось возможным, мы немного погуляли по набережной и вернулись в уже знакомую гостиницу «Кивач», дабы завтра вернуться и посетить Кижи. Разумеется, с утра мы снова приехали в Петрозаводск и взяли билеты на первый рейс (одни из двух). С погодой тоже подфартило и на небе проглянуло солнце. До острова «Метеор-9» дошёл за час. Пересекаться с туристическими группами совсем не хотелось, поэтому осмотр решено было начать с дальнего мыса острова. Было очень интересно посмотреть на памятники деревянного зодчества – небольшой «дом бедняка», огромный «дом крестьянина», мельницу и церковь с множеством куполов, построенную в своё время без единого гвоздя, утварь, которой пользовались крестьяне и кузнецы каждый день. Жаль, но времени катастрофически не хватало, поэтому удалось посмотреть лишь основную часть заповедника, а затем в срочном порядке возвращаться к «Метеору-9», вернувшему нас обратно в Петрозаводск точно по расписанию.
   Теперь можно было возвращаться домой…

 


Комментировать