Приветливая Богоявленская площадь
Описание:
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мой рассказ про Богоявленскую площадь.
Богоявленская площадь в Ярославле встречает гостей, приезжающих по Московской дороге, связывая судьбы двух городов. Здесь находится памятник Ярославу Мудрому, красуется Церковь Богоявления и возвышается древний Спасо-Преображенский Монастырь.
Памятник Ярославу Мудрому был установлен в 1993 году по проекту скульптора Олега Комова в самом сердце города Ярославля. В правой руке Ярослава - опущенный меч в знак миролюбивой политики князя, а в левой - башни будущего города. Князь Ярослав сумел укрепить международные отношения со многими европейскими странами. Он сам взял в жены шведскую принцессу Ингигерд (по-русски ее звали Ириной), а дочерей выдал замуж за европейских принцев и королей: Елизавету за норвежского принца Гаральда, Анастасию - за венгерского принца Андрея, а Анну за французского короля Генриха I. Сыновья Ярослава взяли в жены: Изяслав - сестру польского короля Гертруду, Святослав - австрийскую принцессу Оду, а Игорь - греческую царевну (имя ее затерялось в истории).
На барельефах памятника Ярославу Мудрому изображена древняя легенда об основании Ярославля.
«В давние времена средь высоких лесов и густых трав стояло поселение, называемое Медвежий Угол. Жители его были язычниками и поклонялись богу солнца Яриле, богу богатства Волосу (Велесу) и особенно почитали медведя, хозяина северных лесов. И было то место зловещим: его жители славились грабежом и разбоями.
В то далекое время в старинном Ростове правил князь Ярослав Мудрый.
Однажды, осматривая свои владения, он проплывал на ладьях по Волге и увидел, как некие злые люди напали на купеческие корабли. Князь повелел дружине своей устрашить неверных, чтобы спасти купцов. Язычники князю покорились и обещали дань платить, но христианство принять отказались, а Ярослав вернулся в стольный град свой Ростов.
Через некоторое время князь возвратился в Медвежий Угол, а когда спустился на берег, язычники выпустили из клети медведя. Произошла битва, в которой князь не устрашился и зарубил медведя секирой. После этого он велел основать здесь город и назвать его в честь своего имени».
Сменялись столетия, а Ярославль рос и хорошел. Он процветал в периоды затишья и находил необычные решения на крутых поворотах истории. Смелость и находчивость не раз спасали ярославцев в трудные мгновения. В то же время они всегда ценили и своими руками создавали красоту. В 17 столетии, которое принято считать «Золотым веком» в истории города, в Ярославле было построено множество храмов, которые сделали его живописным и уютным. В 17 веке через город проходят главные торговые пути страны: это путь Архангельск - Москва и Волжский торговый путь. Ярославль набирает торговые обороты, расцветают ремесла, а купцы возводят великолепные храмы, один краше другого. Ярким примером архитектуры 17 века является нарядная и изящная церковь Богоявления, построенная на средства купца Алексея Зубчанинова.
Она щедро украшена изразцами. Изразцы - это многоцветные керамические плитки, изображающие фантастических птиц и зверей: грифонов, львов, единорогов, птицу-сирин, розы, лотосы, гвоздики и т.д. Изразцовые фризы (ленты) великолепно гармонируют с краснокирпичными стенами, ромбики выстраиваются в стройные ряды. Каждый изразец имеет свое неповторимое сочетание цветов. Саму церковь нередко называют «ярославской невестой». В древности на свадьбу невесты облачались не в белоснежные платья, это европейская традиция, а в красные сарафаны, украшенные вышивкой и лентами, на голову надевали кокошники. «Ярославскую невесту» тоже украшают два яруса кокошников. Церковь Богоявления стала последней «жемчужиной» архитектуры 17 столетия. По соседству с аскетичным Спасским монастырем она выглядит радостно и нарядно.
Созерцая стены монастыря, давайте вспомним далекий 16 век с его строгими нравами и суровой архитектурой. Спасо-Преображенский монастырь - место, где сохранились самые древние постройки Ярославля, созданные в 16 веке: Спасо-Преображенский Собор, Святые Ворота и трапезная, часть монастырской звонницы помнят времена Василия III и Иоанна Грозного. После правления Иоанна Васильевича и его сына Федора начинается на Руси Смутное время. В 1609 году Спасский монастырь выдерживает осаду польско-литовских интервентов. Чуть позже, в 1612 году, в Ярославль приходит нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
В годы Смуты огонь любви к Отечеству воспылал в сердце нижегородца Кузьмы Минина, человека незнатного происхождения, но со светлым разумом и великой душой. На глас его собралась дружина воинов. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский был приглашен, чтобы возглавить войско. К тому времени он уже был известен своей доблестью и смелостью. Ополчение из Нижнего Новгорода направилось в Ярославль, город, который для русского народа стал соборным местом. Здесь ополчение крепло и набирало силу, сюда стекалось оружие и приезжали воины из близлежащих городов. На территории Спасо-Преображенского монастыря сформировалось временное правительство «Совет Всея Земли» и был создан монетный двор, где чеканились серебряные копейки. Примерно на четыре месяца Ярославль берет на себя роль столицы Российского Государства.
В 1613 году Спасо-Преображенский Монастырь гостеприимно встречает избранного царя - Михаила Романова. Здесь первый правитель династии Романовых останавливается из-за распутицы на три недели, отмечает Пасху и пишет первые указы. Ярославцы встречали Михаила Романова хлебом-солью и дарами и даже слова не могли промолвить во слезах. Это были слезы радости, встречая Царя, народ ликовал и радовался освобождению страны от Смуты. В память о событиях Смутного времени на территории монастыря находится мозаика, изображающая князя Дмитрия Пожарского и памятник ярославской копейке.
Давайте еще раз посмотрим на белоснежные стены и башни Спасского монастыря. Основанный в 13 веке, он существует уже восемь столетий. Деревянных сооружений тех времен не сохранилось, разрушились в пламени пожара старые каменные храмы, но тем драгоценнее то, что сохранилось. Постройки 16 века до сих пор радуют глаз. И в наши дни Спасский монастырь - это неприступный страж города, который не раз спасал людей и сокровища культуры. Здесь находилось огромное книгохранилище, и именно в нем было обнаружено «Слово о полку Игореве». Это памятник литературы удивительной красоты, напевности, образности, воистину Живое русское слово. В «Слове о Полку Игореве» автор призывает князей объединиться, пока не пришел враг и не случилась беда. Древнерусская поэма написана так ярко и образно, что вдохновила композитора А.П.Бородина на создание оперы «Князь Игорь», а такие известные поэты, как Жуковский, Пушкин, Заболоцкий создали удивительные переводы древнего «Слова». Жаль, что оригинал произведения до наших дней не сохранился, но первая публикация существует на территории монастыря до сих пор! Также есть интересная выставка, посвященная «Слову о полку Игореве», а сам монастырь каждый день открывает свои древние ворота и всегда рад гостям!
Copyright © Ольга Анатольевна Тараканова.