Описание:

Отечественный Военно-морской флот имеет более чем трёхвековую историю. На его пути были и выдающиеся победы, и тяжёлые утраты. С зарождением флота возникла и традиция торжеств по случаю побед и знаменательных событий. 
В России праздник флота отмечали с начала XVIII века. Идея ежегодного торжества принадлежала Петру I. Именно при нём начали проводить воинские праздники, так называемые викториальные дни.

В 1714 году молодой Российский флот одержал первую крупную морскую победу у мыса Гангут. Произошло это в день святого Пантелеймона. Пётр своим указом обязал ежегодно 27 июля (по старому стилю) отмечать этот праздник торжественными богослужениями, морскими парадами, шествиями войск, фейерверками и салютами. 
Это был первый флотский праздник, первый случай триумфального ввода в город кораблей русского флота после одержанной на море победы. Победа при Гангуте значима не только тем, что Россия укрепила своё положение на Балтийском море и перенесла военные действия на территорию противника, а ещё и тем, что благодаря ей были заложены основы многих традиций в отечественном Военно-морском флоте.

Начиная с 1715 года день победы при Гангуте отмечался ежегодно наряду с годовщинами Полтавского сражения 1709 года – главной победы Русской армии в Северной войне, победы при Лесной в 1708 году и взятия крепости Орешек в 1702 году – первой победы в Северной войне. Впоследствии к ним добавилась и морская победа при Гренгаме, одержанная также в день святого Пантелеймона 27 июля 1720 года.

Завершивший великую Северную войну (1700–1721) Ништадтский мирный договор был заключён 30 августа (по старому стилю) 1721 года. По этому случаю в Петербурге гуляли по улицам и катались по воде на баржах и верейках. В Москве же, где празднество происходило в декабре, маскарадная процессия состояла из множества поставленных на полозья судов различной величины и формы. Под предводительством самого Петра, командовавшего флагманским кораблём, процессия с музыкой и пушечной пальбой двигалась по улицам столицы.

В 1723 году во вторую годовщину Ништадтского мира вводится новая традиция. По решению Петра в Санкт-Петербург был привезён «дедушка русского флота», как сам император назвал свой ботик. Ботик был торжественно встречен 30 мая 1723 года на Неве у стен Александро-Невского монастыря Невским флотом – флотилией частных судов в Петербурге. По приказу Петра I участие в церемонии встречи ботика было обязательным. Владельцы судов, не явившиеся на встречу, были строго наказаны. На следующий день ботик в сопровождении кораблей Невского флота перешёл к Петропавловской крепости, салютовавшей ему 31 выстрелом. На приветствие ботик ответил тремя выстрелами. 
Первая встреча ботика с боевыми кораблями Балтийского флота состоялась 11 августа 1723 года накануне второй годовщины Ништадтского мира. В честь этого события корабли выстроились в линию на Кронштадтском рейде.

Как известно, Пётр I после этого грандиозного морского парада повелел: «Ботик 30 числа августа для торжествования выводить повсегодно на воду и иметь при Александро-Невском монастыре». 
Однако после кончины императора эта традиция не соблюдалась. Лишь дважды – во времена Елизаветы Петровны в 1744 и 1745 годах – ботик был показан флоту, а практика морских парадов становится нерегулярной и чаще проводится как элемент совместного с сухопутными войсками торжества. 
Десятилетняя годовщина победы при Гангуте была последней, отмечавшейся при жизни Петра I. После 1724 года традиция гангутско-гренгамского флотского праздника в его прежней форме с орудийными залпами, расцвечиванием кораблей флагами постепенно угасла. 
Этот викториальный день отмечали лишь богослужением.

Петровская традиция возродилась в середине XIX века. В Морском уставе 1853 года появилось предписание в день Гангутской виктории наряду с церковными службами производить салют и расцвечивать корабли флагами. Полагалось производить 21 выстрел с каждого корабля. Закреплён этот церемониал был и в последующих Морских уставах 1885 и 1899 годов. Такой порядок празднования в Российском флоте сохранялся вплоть до 1917 года.

При Екатерине II в 1796 году по случаю отправки эскадры адмирала Г.А. Спиридова в Средиземное море на войну с Турцией также состоялся морской парад. 
В царствование Александра I проводился высочайший смотр эскадры адмирала Д.Н. Сенявина, а также при праздновании столетия со дня основания Петербурга на Неве 16 мая 1803 года «дедушка русского флота» находился на шкафуте 110-пушечного корабля «Гавриил», стоявшего на Неве против Сенатской площади. Почётными стражами ботика были четыре столетних моряка Петровской эпохи. В 1828 году подобный смотр эскадры того же адмирала Д.Н. Сенявина с участием ботика проводил Николай I.

В последний раз ботик был показан флоту на морском параде в 1836 году. Император Николай I распорядился установить его на пароход «Геркулес». Все корабли Балтийского флота были выстроены под флагом 84-летнего адмирала Романа Кроуна на кронштадтском рейде в три линии. И по сигналу императора «Геркулес» с ботиком на палубе прошёл, принимая почести, между линиями кораблей. Стоявшие на рейде расцвеченные флагами иностранные суда при приближении «Геркулеса» также салютовали ему флагами. 
В период правления Александра III и Николая II количество высочайших смотров и морских парадов сократилось. Большие торжества с привлечением Военно-морского флота проводились в 1903 году по случаю 200-летия Санкт-Петербурга. Практиковались построения кораблей и по случаям визитов в Россию заморских высоких особ. Но о постоянстве таких событий или традиционности говорить не приходилось.

В 1920 году по предложению штаба Морских сил Балтийского моря в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде стали отмечать День Красного флота. Именно в этот день (7 мая по старому стилю) в 1703 году русские воины одержали первую победу на Балтике: в абордажном бою под общим командованием Петра I были захвачены два шведских военных судна: бот «Гедан» и шнява «Астрильд». В ознаменование первой морской победы над шведами в устье Невы 18 мая (по новому стилю) считается днём основания Балтийского флота и отмечается ежегодно как один из важных флотских праздников.

В 1920-е годы на Неве устраивались парады кораблей Балтийского флота и водноспортивные праздники. Фасады зданий украшали государственной и морской символикой, флагами расцвечивания. Моряки проходили торжественным маршем под звуки оркестра по площади Урицкого (Дворцовая площадь). Затем на площади устраивали спортивный праздник, и краснофлотцы демонстрировали силу и ловкость. Кульминацией спортивного праздника были состязания по перетягиванию каната. Руководство молодой Советской Республики сделало смотр кораблей регулярным мероприятием революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября. Однако День Красного флота отмечался лишь несколько лет подряд и постепенно «угас».

Таким образом, можно считать, что День Военно-морского флота и традиция проведения военно-морских парадов возникли ещё во времена царствования Петра I. Однако практически во всех современных источниках отмечается, что впервые в нашей стране День ВМФ с проведением военно-морских парадов на всех флотах и флотилиях стали отмечать в 1939 году. 
В Советском Союзе День Военно-морского флота был установлен постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июля 1939 года. В постановлении говорилось: «В целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач установить День Военно-Морского Флота Союза ССР». 
Любопытно, что в 1939 году День Военно-морского флота отмечался 24 июля, что совпало с днём рождения народного комиссара ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова. Существует версия, что это был своеобразный подарок вождя молодому наркому и аванс на будущее. 
Впоследствии День Военно-морского флота стали отмечать в последнее воскресенье июля, поскольку этот день, по данным метео­наблюдений, является самым тёплым на всех флотах нашей страны.


Комментировать