Описание:

Церковь Рождества Христова

  Церковь Рождества Христова – белоснежная красавица 17 столетия - "золотого" века ярославской культуры. Она расположена на живописном волжском берегу. В 17 веке по Волге плыли корабли - Ярославль находился на пересечении важных торговых путей – это путь Архангельск - Москва и Волжский торговый путь. На заработанные средства ярославские купцы строили храмы - один краше другого. Они хотели сохранить память о себе и превзойти других купцов в красоте и величии сооружаемых храмов.

   Церковь прекрасна тем, что здесь впервые использованы поливные изразцы: ромбы и кружочки на крылечке и надпись под кровлей выполнены из них. Они одноцветные, зеленые  - муравленные.  Изображают они травушку-муравушку. Это первые в Ярославле изразцы, которые со временем расцветут в нарядные плитки, в пестрые фризы (ленты), в огромные изразцовые мозаики. Но начало традиции здесь, в украшении Рождественской церкви.

   Необычная надпись опоясывает храм под кровлей. Она указывает нам на то, что строительство церкви было завершено в 1644 году, а храмоздателями были купцы Назарьевы - Гурий и Анкидин по прозвищу Дружина, а также дети Гурия - Михаил, Андрей и Иван. Этот текст необычен: рядом с именем царя и патриарха купцы «дерзнули» поставить свои мирские имена. Династия купцов Назарьевых-Гурьевых славилась предприимчивостью - они совершали путешествия в восточные страны, разведывали пути "к индийским землям богатым" и в Бухару. Поэтому и в храме чувствуется влияние загадочной архитектуры Востока.

На границе с Ордой купцы строили каменную крепость (ныне город Гурьев), а в Ярославле - Рождественскую церквовь с колокольней. Это были дорогостоящие проекты, и к сожалению, династия разорилась. Но и построенный ими город, и церковь стоят по сей день. Строить крепость выезжали ярославские мастера, и многокрасочность сине-бирюзовых и желто-зеленых изразцов Востока нашла воплощение в украшении ярославской церкви.

   Изначально храм был увенчан пятью куполами, покрытыми яркой черепицей зеленого и желтого цветов. В 19 веке была изменена форма основного купола и сняты четыре боковые главы, чтобы облегчить своды храма. А внутри пол был покрыт яшмой.

   В 17 веке к основной церкви пристраивается Казанский придел. Строили его уже сыновья Гурия. Над приделом высоко вознесен  изящный ажурный крест. Этот крест - настоящее чудо кузнечного искусства. Он выполнен с тонким художественным вкусом и ювелирной тщательностью. Древние ярославские кузнецы смогли сплести из тяжелого, грубого железа прозрачное легкое кружево. Казанский придел переходом соединялся с колокольней, возведенной в середине 17 века.

   Вы спросите, а не те ли самые Гурьевы изобрели рецепт столь известной и вкусной гурьевской каши? Давайте вспомним рецепт: манная крупа, орешки, сливочные или молочные пенки, сухофрукты. Придумал это замечательное блюдо в начале 19 века крепостной повар Захар Кузьмин, которого полюбивший кашу министр Д.А. Гурьев сделал своим домашним поваром. Рецепт каши постепенно стали осваивать все повара московской знати, она стала появляться кулинарных книгах даже за пределами России и стала очень известной. То были времена Александра 1. Позже почитателем гурьевской каши стал император Александр 3. Также монарх любил традиционные чаепития с самоваром.  

Колокольня церкви Рождества Христова

 Шатровая колокольня, изящная и самобытная, вся словно вырезанная из камня игрушка.

  Эта шатровая колокольня - памятник исключительный для русской архитектуры. Колокольня служит и проездными воротами, и надратной церковью, и звонницей. Ворота украшает двойная арка с висячей гирькой посередине.

   Над воротами размещалась церковь Гурия, Самона и Авива, покровителей домашнего очага. Ее окружает открытая галерея. У легкой ажурной аркады галереи - необычные кувшинообразные столбики. Над церковью - каменный шатер колокольни-звонницы с окошечками разной формы. Раньше, когда звенели колокола, шатер переполнялся звуками. Вибрируя каменными гранями, он усиливал звон, и тот раздавался на всю округу.

   К колокольне вплотную примыкают две башенки-пирамидки, похожие на шатры. На одной из них располагались часы. Рядом - парные круглые столпы с узорчатыми утолщениями. По форме они напоминают восточные минареты, возможно, древний зодчий увидел их на Востоке, куда выезжал строить каменную крепость.

   Кто же был создателем этого сооружения? В 17 веке мастера почти никогда не подписывали свои работы, а художники - иконы, потому что считалось, что их создает сам Бог.

            Камни молчат, а имя древнего мастера затерялось в веках...

 


Комментировать