Описание:

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня я расскажу Вам о церкви Иоанна Златоуста.

Удивительный ансамбль церквей красуется на берегу реки Волги, поражая проплывающие мимо корабли гармонией силуэтов и сияющими изразцами. Церкви эти находятся чуть в стороне от центра Ярославля, в бывшей Коровницкой Слободе, но потраченное на дорогу время воздастся сторицей: вы насладитесь тишиной и гармонией и почувствуете дыхание вечности.

Архитектурный ансамбль на Волге состоит из Церкви Иоанна Златоуста, Церкви Владимирской Иконы Божьей Матери, высокой колокольни и Святых Ворот. Окнами храмы словно всматриваются в волжские дали. Древние зодчие построили их, рассчитывая на ближнее и дальнее восприятие: издалека прекрасны силуэты, вблизи очаровательны детали.

Храм Иоанна Златоуста (1649-1654 годы) — это памятник мирового значения, бесценный самоцвет ярославского зодчества. У него гармоничный облик и изразцы удивительной красоты. К пяти главам изумрудно-зеленого цвета примыкают небольшие шатры. Шатровая форма крыши очень удобна для русской зимы: снег спадает с шатра сам, именно поэтому так часто использовался шатер на Руси, сначала деревянный, потом каменный. Духом мятежности веет от этих, Златоустинских шатров, и я постараюсь объяснить почему. Год завершения строительства церкви — 1654, именно в этом году Патриарх Никон запрещает шатры, стремясь вернуть русским храмам византийский облик. Византия не знала шатра. Шатер был создан на русском севере, русскими мастерами деревянного зодчества. Изначально шатры возвышались над боевыми башнями, шатрами украшались высокие, нарядные терема. И вдруг в 1654 году — внезапный запрет! Шатрами отныне можно было украшать только колокольни, а за шатры над церковью можно было получить суровое наказание и угодить на Соловецкие острова. Несмотря ни на что, ярославский зодчий завершает свой замысел, и ставит рядом с главами два великолепных шатра.

Есть у церкви Иоанна Златоуста и свои загадки. Если плавной линией мысленно соединить кресты и крыши крылец храма, получится силуэт, повторяющий форму центрального купола. Эта особенность не бросается в глаза, ее можно и не заметить, но именно она и создает удивительную гармонию и исключительную стройность памятника. С трех сторон храм окружают крыльца. Они изящны и самобытны, с высокими двускатными крышами, с яркими поливными изразцами, с резными каменными гирьками.

По высоте все крылечки равны. С восточной стороны крыльца мы не увидим (со святой стороны всегда находятся полукружия апсид, а в центральной апсиде — алтарь церкви), но там над изразцом есть конек, равный по высоте крыльцам, что тоже создает гармонию, целостность, красоту древнерусского шедевра. Конек придает и особую выразительность изразцу алтарной апсиды. Этот изразец не простой, удивительный! Его украшает богатый растительный узор, тонко переплетаются веточки необычных растений. Высота изразца — восемь метров, а ширина — пять, это самый большой изразцовый наличник в России.

Изящно украшены изразцами и завершения угловых колонок. В декоративном убранстве изразцов немного, но подобраны они очень изысканно, что говорит об исключительном вкусе древнерусского зодчего — создателя церкви Иоанна Златоуста. И во всей церкви — неуловимая прелесть, которая волей-неволей завораживает.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери была построена позже — в 1669 году. Она ниже и скромнее Церкви Иоанна Златоуста, но играет очень важную роль: церковь была зимней, отапливаемой, туда прихожане приходили молиться в снежные вьюги, в морозные дни. Конечно, и она по размерам внушительна, поэтому отапливался только нижний этаж, а верхний использовался как чердак. Я думаю, прихожане шли в зимний храм с большим благоговением, потому что храм был построен в честь великой русской Святыни — Владимирской Иконы Божьей Матери. Эту икону на Руси очень почитали и писали с нее многочисленные списки. Был подобный список и в этом храме. Изначальный же образ по преданию был написан евангелистом Лукой на доске от стола, за которым сидел Спаситель с Пречистой Богородицей.

Этот проникновенный образ не раз спасал Россию и жизни русских людей. Во все времена он оставался неприкосновенным для пламени пожаров, орудий врагов, буйства стихий.

Например, во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских булгар в 1164 году образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским воинам одержать победу над врагами. Икона чудом спаслась во время страшного пожара в 1185 году, когда сгорел Владимирский собор, и в 1237 году осталась невредимой при разорении Владимира ханом Батыем.

В 1395 году икона Пречистой Девы Марии была перенесена в Москву. Какие роковые события происходили в те времена? Тамерлан с войском вторгается в пределы Рязани и разоряет ее и направляется к Москве, по пути предавая все огню и мечу. Московский великий князь Василий Дмитриевич собирает войска и отправляет их под Коломну, а в самой Москве митрополит Киприан благословляет народ московский на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету князь и митрополит решают обратиться к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Народ с волнением вносит икону в Успенский собор Московского Кремля. Дальше происходят удивительные события.

Как сообщает летопись, Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Так повествует легенда. Что заставило Тамерлана повернуть войска? Какая неведомая сила остановила его — неизвестно.

И этот случай стал не единственным в истории Руси. Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско золотоордынского хана Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (наверно, Вы слышали о таком историческом событии как «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали начала битвы. В передних рядах русского войска воины держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки. Сильны были в тот решающий момент русские войска, крепок был и дух воинов.

Сама икона необыкновенна лирична: Богоматерь нежно прижимает к себе младенца, своей щекой касаясь его щеки. Этот тип иконы известен как «Умиление» и вызывает особый отклик в сердцах русских людей.

Этому удивительному образу посвящено множество храмов в городах нашей необъятной России. Ярославль — не исключение. Церковь Владимирской Богоматери здесь прекрасно сочетается с храмом Иоанна Златоуста, а между ними находятся Святые Ворота, вход на территорию храмового комплекса.

Святые Ворота — невысокие, многоярусные, скромно украшенные изразцами. Над аркой, во втором ярусе раньше висел колокол, он звал слобожан к началу службы. Колокола радостно звенели и на колокольне. Колокольня Златоустинского храма высоко взметнулась ввысь и как бы гордится своей стройностью. У нее есть особое поэтическое название — «ярославская свеча». Иногда летом вход на колокольню открыт, можно подняться на верхний ярус, откуда как на ладони видна Ярославская Стрелка: могучий и величественный Успенский Собор, изящная и утонченная Церковь Николы Рубленный Город, приземистая и выразительная церковь Спаса-на-Городу и высокая краснокирпичная — Михаила Архангела. Все они отстоят друг от друга на равных расстояниях, что создает неповторимый образ города Ярославля, такой, что не спутаешь его ни с каким другим городом.


Комментировать