Фото День смеха (День дурака)
1 апреля не обходится без шуток и смеха
Румыния 1 апреля официально не празднует День смеха. Но, скорее всего, Румынии и не нужно, чтобы День смеха был официально отмечен, так как здесь юмор и смех органически слит с национальным, а 1 апреля тем более не обходится без шуток и смеха.

Румынию, помимо прочих ее особенностей, можно было бы выделить и назвать еще и страной смеха и юмора, настолько часто здесь встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором. Это и обилие народных юмористических персонажей и рассказов, почти что не имеющих аналогов у других народов, таких как из древности идущих Пэкалэ и Тындалэ, высмеивающих чаще всего самих себя, современный Булэ, или же жителей некоторых районов Румынии - олтяны, арделяны, а также некоторые этносы, носящие в себе что-то своеобразное и выделяющиеся из среды других этносов - такие как цыгане и евреи.

Народу не чужды любые формы юмора, все, что дает возможность блеснуть умом - анекдот, ироническая шутка, каламбур, иные формы игры слов, баловство, ирония или тонкое издевательство, надувательство, все комическое, что может вызвать улыбку и здоровый смех. Все это составляет огромное семейство Юмора. Но особое место в нем занимает такое народное явление, как краткие юмористические рассказы, называемые сноава.

Устный народный юмор имеет глубокие корни и эта форма юмора выкристаллизовалась за многие века в особый жанр, присутствие которого в Румынии можно ощущать на каждом шагу. Словари говорят, что сноава – это повествование в прозе, народная или культовая, маленького размера, имеющая анекдотический характер, в которой эпическое переплетается с сатирическим. По форме она ближе скорее к поговоркам, чем анекдотам, которые, кстати, в Румынии не особо пользуются популярностью даже в наше время. Хорошая сноава - это как философия, как сладкий плод, взращенный народом и сохраненный в веках, вкусно пахнущий и насыщающий настолько, что может утолять голод всю жизнь.

Народ может высмеивать в сноаве самого себя, попа, боярина, цыгана или еврея, св. Петра, сельских девушек или парней, вообще всех, кто попадается на глаза. Но смех этот лишен злобы и сарказма, скорее всего - это смех ради самого смеха, ради того, чтобы повеселиться. Сноава возникает потому, что в поведении высмеиваемых персонажей отражаются вредные человеческие привычки, несчастья и злоба, которые нельзя замалчивать.

Характерным для румынского юмора являются следующие черты:

В шутках и юморе преобладает позитивное начало, редко можно встретить перлы так называемого «черного юмора». Высмеиваются, чаще всего личные качества персонажей и их близких.

Так как Румыния имеет свои территориальные, а также национальные особенности, то, конечно же, в шутках и юморе этим особенностям уделено должное внимание.

Арделяны (жители района Трансильвании) – высмеивается особенность их произношения, а более всего - особый склад ума - ведут себя с хитрецой, часто пытаются показать себя умнее, чем они есть на самом деле. Живут с постоянным чувством «комплекса неполноценности». Характерными особенностями произношения является «проглатывание» букв в словах, что, конечно же, служит поводом для высмеивания и подшучивания.

- Василе! Твоя корова курит?
- Нет, где ты видел курящую корову?
- Значит, у тебя горит сарай


Олтян (жители Олтении) и евреев высмеивают за скупость, практичность и жадность, которую может испытать на себе любой турист, побывавший в южных районах Румынии.

- Эти курицы местные или привозные,- спрашивает покупатель на базаре.
- А какая вам разница? Вы собираетесь их есть или болтать с ними?


Цыганам уделяют внимание в шутках и юморе прежде всего сами цыгане, которые с большим удовольствием рассказывают сноавы и анекдоты о самих себе. Не обделяют их вниманием и другие этносы Румынии.

- Тэнасе, сегодня суббота, сходил бы ты с детьми в зоопарк.
- Знаешь, Смаранда, если кому-то хочется на наших детей посмотреть, пусть сами приходят к нам и смотрят.


Но наиболее интересное явление румынского юмора - это наличие двух персонажей, которые присутствуют в сноаве на протяжении многих веков и пока еще не собираются уступать свое место кому-либо еще. Это, конечно же, известные всем знакомым с румынской культурой Пэкалэ и Тындалэ. В народном фольклоре это два неразлучных персонажа - Пэкалэ (маленький - хитроватый, но добрый и честный) и Тындалэ (высокий - простоватый и плутоватый), которые веками появляются на арене народного юмора как главные герои и на которых народ переносит все свои шутки, иронию и веселье.

Пригласили Пэкалэ в гости, поставили на стол угощенье. Но так как борщ был с мясом, Пэкалэ стал быстренько есть одно только мясо.

- Пэкалэ, ты кушай и борщ, не только мясо,- говорит хозяин.
- Однако, знаешь, мясо тоже неплохое!
- Неплохое-то оно неплохое, но и дорогое!
- Но ты знаешь,- оно и стоит того.


Современный румынский шуточный персонаж - это Булэ. Однако он чаще выступает как герой анекдотов, чем назидательной прозы.

Существуют и другие особенности национального юмора Румынии, но о них невозможно рассказть в краткой статье. Мы остановились лишь на самом характерном и на том, как нам кажется, что не встречается у других народов.