Достопримечательности Урала: железнодорожные виадуки
На Урале, там, где проходит западная граница Свердловской области с восточными рубежами Пермского края, находятся железнодорожные виадуки - интересные инженерные сооружения ХХ века.
PersonalGuide Logo

На Урале, там, где проходит западная граница Свердловской области с восточными рубежами Пермского края, находятся железнодорожные виадуки - интересные инженерные сооружения ХХ века.

Виадуки (от лат. via — дорога, путь, duco — веду) начали возводить в Римской империи через реки, овраги, ущелья - там, где насыпи сделать было невозможно, а дорога требовалась. 

Казанбургская железная дорога

В начале ХХ столетия власти нашей страны решили соединить европейскую и азиатскую часть Российской империи с помощью дополнительной ветки Транссибирской магистрали, направление Казань - Екатеринбург.

На границе Башкирии, Пермского края и Свердловской области местность холмистая, равнины чередуются с ущельями. Мостостроителям пришлось найти подходящее инженерное решение, чтобы дорога преодолела перепады высот от 190 до 500 м и сложную возвышенность - Сылвинский кряж.

Строительство дороги проходило в невероятно сложные времена для нашей страны. Из-за начавшейся Первой мировой войны многие мостостроители были мобилизованы, и для восполнения штата с 1915 года на протяжении этой линии стали размещать лагеря военнопленных с немцами, австрийцами, венграми. Обкладку тоннелей делали китайцы 

После революции в период гражданской войны магистраль оказалась в зоне боевых действий между красными и белыми.

Окончательное завершение работ по строительству дороги между Казанью и Екатеринбургом произошло в 1924 году, уже в Советской России. Общая протяженность дороги составила 855 км.

Виадуки

Семь уральских виадуков строились в начале ХХ века с 1914 по 1919 годы  через речные долины и между лесных холмов, также были введены в эксплуатацию два горных тоннеля.

Два виадука расположены в Октябрьском районе Пермского края, пять — в Красноуфимском районе, Свердловская область. 

В.Д. Ганькин в книге «Казанбургская дорога» пишет о грандиозной стройке: "7 мостов-виадуков, протяжённостью 793 погонных сажени из них 2 – бетонных по 200 погонных саженей имеют высоту 7 саженей. Такие сооружения были возведены  в посёлке Пудлинговый и урочищах Рябиновка и Долгий Мост <...> Особенностью двух виадуков – рябиновского и пудлинговского – является то, что впервые в практике железнодорожного мостостроения был использован железобетон...". 

Инженеры, которые работали над строительством виадуков: П.В. Щусев, О.А. Модерсон, М.Ф. Клочанов.

ХХI век

К концу ХХ столетия виадуки ветшают, их постепенно заменяют на современные железнодорожные мосты и надежные насыпи. 

К части мостов можно подъехать на машине, по заброшенному виадуку в деревне Большой Сарс - даже пройти пешком, некоторыми конструкциями разрешено полюбоваться издалека - у объектов стоят заборы, есть камеры видеонаблюдения и пункты охраны. 

Виадуки в Саранинском Логу, возле поселка Пудлинговый в настоящее время используются. Мосты в деревнях Бартым, Большой Сарс, у Черной реки, Саранинского завода, деревни Рябиновка выведены из эксплуатации.

Живописные уральские виадуки за столетнюю историю стали постепенно превращаться в памятники инженерного искусства, которые служат напоминанием о драматичной истории нашей страны. 

Успевайте видеть!

Текст и фото: Полина М.

Дорогие друзья!

Заказать экскурсии по Свердловской области и Пермскому краю можно у гидов на нашем сайте.

Позвольте себе путешествие в популярном и востребованном формате - индивидуальный тур с частным гидом!

Рекомендуем найти гида на нашем сайте, посмотреть перечень возможных маршрутов и доступных экскурсий с подробными видеоотчетами, полистать альбомы с фотографиями, прочитать отзывы других путешественников, познакомиться и обсудить подробности ваших индивидуальных поездок.

Частные гиды раскроют вам секреты новых мест, поделятся особенностями жизни в своем регионе и всегда помогут.

Обращайтесь к нам! 

Читать статьи:

 

Комментировать